Психологические особенности профессионально-технического обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:21, реферат

Краткое описание

С психологической точки зрения профессионально-техническое образование — это планомерная совместная деятельность обучающих и учащихся, направленная на овладение учащимися профессионально-техническими знаниями, навыками, умениями, на развитие посредством обучения и воспитания профессиональных способностей и на формирование личности квалифицированного рабочего социалистического производства.

Файлы: 1 файл

возр.психология.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

 
С психологической точки зрения профессионально-техническое образование — это планомерная совместная деятельность обучающих и учащихся, направленная на овладение учащимися профессионально-техническими знаниями, навыками, умениями, на развитие посредством обучения и воспитания профессиональных способностей и на формирование личности квалифицированного рабочего социалистического производства. 
Профессионально-техническое образование осуществляется: индивидуальным ученичеством на предприятиях, обучением в системе курсовой подготовки и переподготовки рабочих на производстве, в профессионально-технических и технических училищах. Психологические закономерности профессионально-технического образования важны для всех его форм, систем и методов, теоретические основы которых составляет профессиональная педагогика, опирающаяся на психологию труда. 
Для психологии труда профессионально-техническое образование служит: 
объектом изучения психологической сущности овладения человеком трудовыми процессами, закономерностей формирования профессиональных знаний, навыков, умений, мастерства, способностей и всех сторон личности рабочего; 
методом проверки правильности теоретических гипотез, изучения структур производственных действий и эффективности систем и методов производственного обучения в развитии психических процессов и черт личности;  
руслом реализации предложений, обоснованных психологическими исследованиями, через профессиональную педагогику, частные методики обучения и непосредственную связь с деятельностью педагогов профессионально-технического образования. 
Для профессиональной педагогики, частных методик обучения и педагогов системы профессионально-технического образования его психологические основы важны: в совершенствовании систем, форм и методов подготовки квалифицированных рабочих: в определении и развитии-общих и профессиональных способностей учащихся; в повышении педагогического мастерства преподавателей, мастеров и инструкторов производственного обучения. 
Все это обеспечивает успешность коммунистического воспитания учащихся, их профессионально-технического обучения, проведения производственных упражнений, тренировок и производственной практики. 
Воспитание — понятие психолого-педагогическое. В точном смысле оно относится только к человеку, так как связано с социальным воздействием на личность. Воспитание с точки зрения психологии — это воздействия на психику воспитуемого в процессе его взаимодействия с воспитателем с целью формирования направленности, идейно-политических, моральных и эстетических качеств и личности воспитуемого в целом. Единство воспитания и обучения — основной принцип педагогики. В процессе обучения усваиваемое учащимся становится свойствами его личности. 
Обучение — это деятельность, в результате которой учащиеся под руководством обучающего овладевают, связывая усваиваемое с уже усвоенным, знаниями, навыками и умениями. Посредством обучения, опирающегося на упражнения и тренировку, осуществляется общая и специальная профессиональная подготовка человека к труду. Знания, навыки и умения человек может приобрести и сам, в процессе самообучения. Обучение осуществляется путем последовательного ознакомления, изучения, упражнений, повторений и завершается практикой. 
Упражнение — это неоднократное выполнение усваиваемых действий на основе имеющихся знаний с целью формирования отдельных психических процессов и на их основе навыков и умений путем самоконтроля, оценки и уточнения каждого повторяемого действия. В упражнении сначала должны создаваться и обосновываться ясные представления последовательности, характера и результата действий, потом достигаться правильность, точность и, наконец, быстрота в соответствии с заранее определенными нормативами качества их выполнения. Чем полнее знания сущности осваиваемых действий, яснее представление способов, последовательности и результата их выполнения, чем лучше самоконтроль оценки и уточнение хода и результатов действий и сильнее стремление учащегося к повышению их качества, тем успешнее упражнение. 
Тренировка — это процесс функционального совершенствования путем только повторений усвоенных в упражнении действий с целью приспособления имеющихся навыков к повышенным требованиям определенной деятельности посредством систематических тренировочных упражнений. Она обеспечивает развитие биологически обусловленных свойств личности и упрочение этим физиологических механизмов навыков, а следовательно, достижение легкости, точности и быстроты оттренированных действий. 
Практика учащегося в психологическом понимании — это реальная деятельность, к которой он ранее готовился в процессе теоретического обучения, учебных упражнений и тренировок. Она может быть учебной, главная цель которой — продолжение обучения, осуществляемого в учебных лабораториях, мастерских или на полигонах, и производственной — в реальных условиях производства. Психологическое различие этих двух видов практики заключается в том, что в учебной — весь процесс работы учащегося и виды изготовляемой им продукции подчинены задачам обучения, а в производственной — главной задачей становится производство продукции на штатном рабочем месте, где учебные и воспитательные задачи превращаются как бы в попутные, подчиненные условиям производственной деятельности, но выступают как решающие в формировании личности квалифицированного рабочего. 
Общее в учебной и производственной практике — продолжение обучения и воспитания учащихся в более усложненных условиях их деятельности. В процессе учебной и производственной практики применяются, проверяются и уточняются теоретические знания, совершенствуется и закрепляется весь комплекс профессиональных навыков, умений и способностей. 
Воспитание, обучение, упражнение, тренировка и практика должны быть тесно взаимосвязаны как в педагогическом процессе образования, так и в психологическом — формирования личности. Попытки формировать навыки путем только одной тренировки — муштры — малоэффективны, как и попытки приобретения знаний только повторением — зубрежкой. 
По своей психологической сущности воспитание включает в себя необходимое, но недостаточное для него обучение, обучение — упражнения, а упражнение — тренировку как повторение. Но с точки зрения последовательности этих педагогических процессов в системе профессионально-технического образования тренировка всегда должна следовать за учебными упражнениями, упражнение — за изучением материала, и все это должно быть направлено на воспитание необходимых квалифицированному рабочему личных качеств. В этом психологическая суть комплексного подхода к постановке всего дела воспитания, что отмечено в Материалах XXV съезда КПСС. 
Такое сочетание всех видов учебной и воспитательной работы в условиях профессионально-технического образования особенно важно потому, что от этого зависит успешность обучения и воспитания учащихся. Теоретическая подготовка должна обеспечить усвоение производственной деятельности и развитие у учащихся необходимых им личных качеств (политического сознания и самосознания, технического мышления, моральных и эстетических качеств и т. д.), а производственное обучение — сформировать прочные профессиональные навыки, умения, привычки и способности. 
Психологическая сущность теоретического и производственного обучения определяется требованиями производства к личности рабочего, в частности к развитию его профессиональных психических качеств, а эти требования, в свою очередь, зависят от выпускаемой им продукции, производственной техники и организации производственных процессов. Какие-либо изменения продукции, технических средств и организации неизбежно ведут к изменению в содержании и качестве подготовки квалифицированных рабочих, в развитии их профессионально важных психических качеств. 
Научно-техническая революция все более быстро изменяет виды производственной продукции, совершенствует и видоизменяет технические средства производства, технологию и организацию производственных процессов. В связи с этим повышаются требования к объему и глубине технических знаний рабочих, к гибкости и прочности их навыков, к доведению умений до уровня мастерства.

Профессионально-техническое образование учащихся — это единый процесс, за качество которого несет ответственность весь педагогический коллектив училища. Потому какой бы теоретический и общеобразовательный курс ни читал инженер-педагог или преподаватель, будучи включенным в этот единый процесс, он должен быть хорошо знаком и с теорией, а следовательно, и с психологией производственного обучения. 
Для психологии профессионально-технического образования системы производственного обучения представляют собой пути формирования профессиональных навыков, умений, привычек, способностей и других личных качеств, необходимых рабочему для вполне плодотворного производительного труда. А для учебных систем психология — одна из основ усовершенствования их с целью повышения эффективности производственного обучения. Поэтому системы производственного обучения в данном случае рассматриваются с психологической точки зрения, не касаясь их структуры, являющейся предметом профессиональной педагогики. 
В различные периоды ремесленного обучения и профессионально-технического образования применялись, а в некоторых профессиях частично и применяются системы производственного обучения: предметная, операционная, аналитическая, операционно-комплексная, проблемно-аналитическая, приемо-комплексно-видовая. 
Предметная система самая старая. Она применялась в период ремесленничества, когда требовалось изготовлять несложные предметы ручным способом. В то время она была психологически вполне обоснованна. Обучение на изготовлении такой, продукции было несложным и вполне доступным учащимся. Изготовление ценных предметов стимулировало их интерес к учебной работе и сознание ее общественной важности. Обеспечивалась целенаправленность, учебной работы. Но эта система обучения не удовлетворяла требованиям индустриального производства, оснащенного сложными техническими средствами. Машины заменили ручной труд рабочего, и обучение только ручному труду стало малополезным. 
Нерациональность предметной системы в современных условиях подготовки рабочих заключается еще и в том, что в ней практика не требует основательной теоретической подготовки, осуществляется в отрыве от теории, полностью заменяет учебные упражнения и тренировки. От этого нарушается психологическая последовательность формирования профессиональных знаний, навыков и умений. Поэтому обучение предметной системе весьма ограничено по объему (обучение только изготовлению небольшого количества видов продукции) и требует значительной затраты учебного времени. 
К тому же, освоив в училище изготовление каких-либо натуральных предметов, на производстве учащиеся сталкиваются с необходимостью изготовлять какие-то новые для них изделий или выполнять новые виды производственных работ, к которым они не подготовлены. По мере развития технических средств производства и усложнения в связи с этим трудовых процессов предметная система производственного обучения все более и более не удовлетворяла требованиям производства к объему и качеству подготовки квалифицированных рабочих и поэтому в преобладающем большинстве профессий заменена более совершенной операционной системой. 
Операционная система была предложена в 1868г. В свое время она считалась прогрессивной, поскольку обеспечивала последовательное усвоение учащимися производственных операций. Но по мере усложнения технических средств производства характер операций изменялся, от рабочего требовались все более точные действия, все более совершенные навыки и умения. Нужна была система обучения, рассчитанная на выработку главным образом двигательных навыков. Так появилась аналитическая система производственного обучения, разработанная и широко внедрявшаяся Центральным институтом труда (ЦИТ). 
Аналитическая система строилась на развитии психомоторики учащихся путем выработки двигательных навыков посредством использования макетов рабочих инструментов. Сначала выполнялись ритмичные движения, не производя какой-либо работы. Затем учащиеся уже рабочим инструментом выполняли отдельные приемы, начиная с простейших, потом приступали к освоению производственных операций на бросовом материале. Эта система дала возможность в 2 раза ускорить процесс формирования производственных умений. Но выработанные на макетах и простейших приемах шаблонные навыки в производственных условиях приходилось перестраивать, делать более гибкими. Такая перестройка сопровождалась большим количеством ошибок и приводила к браку в работе, а иногда и к авариям. 
Ошибки аналитической системы обусловливались тем, что сначала применялась тренировка в виде многократных повторений одних и тех же движений в стандартных условиях вне связи с теоретическими знаниями и восприятиями хода и результатов этих движений. Такая тренировка, опережая теоретическую подготовку и учебные упражнения, не требовала, а потому и не развивала техническое мышление учащихся и поэтому оказалась нерациональной. Впоследствии аналитическая система была заменена операционно-комплексной. 
Операционно-комплексная система производственного обучения более 30 лет применяется в профтехучилищах при подготовке рабочих почти всех профессий. Она обеспечивает подготовку учащихся до уровня 2-го и 3-го квалификационных разрядов, но требует больших затрат учебного времени на освоение операций и комплексных работ. В большинстве профессий на их отработку отводится половина учебных часов всего курса обучения. Она состоит из сочетания предметной, операционной и комплексных работ. Операции и комплексные работы осваиваются путем изготовления или обработки натуральных предметов, представляющих собой производственную продукцию. Изготовление предметов в целях освоения производственных операций и их комплексов полезно и в современных условиях, но только тех, которые учащимся придется изготовлять и в процессе работы на предприятиях. 
С психологической точки зрения недостатки операционно-комплексной системы в том, что не вполне обеспечена связь операционных упражнений и комплексных работ с соответствующими темами специальной технологии; не предусматривается формирование умственных и сенсорных навыков, а также тренировка в выполнении отдельных наиболее трудно усваиваемых и особо ответственных производственных действий. Вследствие этого операционно-комплексная система очень трудоемка и не обеспечивает формирования производственного мастерства учащихся. Она совсем не подходит для обучения профессиям, в которых умственные навыки преобладают над моторными. Это требовало поиска новой системы производственного обучения. 
Проблемно-аналитическая система, разработанная им, устраняя психологические недостатки предыдущих систем, обобщает их достоинства. При этой системе «на основе анализа изучаемых процессов труда весь материал программы расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие по возможности самостоятельное значение; выделяются элементы, составляющие трудовой процесс, а также элементы умственной деятельности, необходимые при регулировании технологических процессов. Учебные проблемы связаны с реально существующими технологическими процессами, отражают все то, что есть на практике. 
Обучающиеся овладевают навыками и умениями по каждой проблеме в отдельности в определенной последовательности, соответствующей течению технологического процесса и характеру участия в нем соответствующей специальности. Каждая проблема представляет собой самостоятельное задание и состоит в свою очередь из нескольких частей, отрезков, называемых ситуациями. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, не разобщенно, а во взаимодействии с другими проблемами: сначала общее знакомство с технологическим процессом в целом, затем он расчленяется на проблемы, раскрывается структура проблем (ситуаций) и связь между ними».  
Однако практика показывает, что и эта система еще не может считаться полностью ее удовлетворяющей. Поиск продолжается. Так что «в основу современной системы производственного обучения должны быть положены два важнейших элемента профессии — приемы труда и виды работы. Такую систему производственного обучения целесообразно назвать приемо-комплексно-видовой (ПКВ). В этом названии раскрывается важнейшая сторона производственного обучения — необходимость прочного овладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующего сочетания приемов между собой, вплоть до образования комплексов. 
Принципиальное отличие такой системы производственного обучения от действующей ныне операционно-комплексной состоит в том,  что в новой системе основным элементом трудовой, профессиональной подготовки является прием работы, а не чрезмерно крупный элемент профессии и условно собирательное понятие для многих профессий «учебно-трудовая операция». Приемы труда, являясь непременной составной частью любой рабочей профессии, делают названную систему приемлемой для подготовки большинства рабочих профессий». С этими словами нельзя не согласиться.

 

2. В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально- своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. 
Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное  целое, как характер, нельзя, не выделив  в нем отдельных сторон или  типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются  в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. 
Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. 
Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". 
По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. 
Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. 
Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. 
Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активностВ дошкольном и в младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. В качестве примера положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и появляются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, добросовестность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения,—контактность, покладистость, доброту, преданность и исполнительность. 
Становление характера ребенка дошкольного возраста происходит в играх, в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется учение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное — вторую. Обе группы качеств связаны с возникновением и преодолением ребенком определенных трудностей. Проблемы предметного характера условно можно назвать «сопротивлением материала». Оно появляется тогда, когда ребенок берется за какое-либо дело и оно у него почему-то не получается. Дошкольник, например, решил что-то смастерить, сделать собственными руками: построить, сконструировать, нарисовать, слепить и т. п., но потерпел неудачу. Не отчаиваясь, он вновь и вновь берется за дело и в конце концов добивается своего. В данном случае мы говорим о том, что у этого ребенка есть характер. Другой школьник, попробовав всего лишь один раз сделать дело и столкнувшись с незначительными трудностями, сразу же бросает его. В данном случае мы делаем вывод о том, что у него нет характера. 
Трудности, связанные с межличностными отношениями, в которых также формируется характер, иного рода. Они относятся к сфере общения, взаимодействия и взаимопонимания людей, проявляются в настойчивости, с которой ребенок стремится добиться своего в личных и деловых взаимоотношениях с людьми, например, привлечь к себе внимание, добиться расположения человека, установить с ним дружеские личные и хорошие деловые контакты. Подобные характерологические различия можно проиллюстрировать на примерах. Мы видим, что одни дети, общаясь с другими детьми и взрослыми людьми, заботятся о том, чтобы окружающие их правильно понимали, хорошо к ним относились. Если они замечают, что это не так, то во что бы то ни стало стараются изменить отношение к себе. Еще один пример — поведение ребенка с характером в сюжетно-ролевой игре. Такой ребенок почти всегда старается сделать так, чтобы между участниками игры возникло и поддерживалось взаимопонимание. 
Существует взаимосвязь и преемственность в развитии и укреплении характера ребенка в различных видах деятельности. Она заключается в том, что проявление характера в более сложном и трудном виде деятельности, которое появляется по мере взросления ребенка, происходит тогда, когда соответствующая черта характера уже проявилась и закрепилась на генетически более ранней ступени в более простых видах деятельности. Например, при поступлении в школу и при переходе к новому виду деятельности — учению — ребенок лишь тогда будет успешно преодолевать связанные с этим трудности, укреплять свой характер, когда он уже научился преодолевать трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребенка будет закрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились и укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошкольного детства. 
Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы. Это относится и к характеру ребенка. С ребенком,, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогически запущенным в области познавательного развития, т. е. возвращаясь на предыдущую ступень развития, наверстывая и отрабатывая упущенное. Это означает необходимость организации и проведения специальной работы с детьми по развитию характера в сравнительно простых видах деятельности и межличностного общения. 
Основные рекомендации по укреплению характера детей дошкольного и младшего школьного возраста в индивидуальной предметной деятельности и в учении сводятся к следующему: 
1. В выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость—осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка — напротив, должна постепенно возрастать. Таким образом, на начальном этапе формирования характера деятельность сама по себе должна быть достаточно привлекательной, почти ничего, кроме удовольствия, ребенку не дающей. На заключительном этапе деятельность, напротив, должна быть малоприятной, но зато крайне необходимой для психологического развития или для достижения какой-либо отдаленной значимой цели. 
2. Степень трудности деятельности также должна постепенно возрастать. Вначале это может быть сравнительно легко выполняемая работа, на 100% обеспечивающая успех ребенка без особых усилий с его стороны, а в конце — трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и выраженном старании. 
3. Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору деятельности. 
Полноценное развитие характера ребенка в предметной деятельности и в учении может обеспечить только одновременное движение по всем трем указанным направлениям. 
Рассмотрим теперь практические рекомендации по укреплению характера детей дошкольного и младшего школьного возраста в совестной деятельности и общении с людьми. Они могут быть выражены в следующих положениях. 
1. Включение ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей. 
2. Выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими людьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют различного межличностного поведения. 
3. Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с людьми. 
Разумеется, все это, как и в случае воспитания характера ребенка в индивидуальной предметной деятельности, необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным задачам межличностного плана, смелость.


Информация о работе Психологические особенности профессионально-технического обучения