Психологические аспекты современного естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:07, реферат

Краткое описание

Предметом естественнонаучного познания человека является все, что относится к его естеству и не обусловлено образованием, культурой, социальным окружением. Сюда относится огромное количество биологических процессов, не специфических для человека. Человек подвержен и социальным закономерностям. Естествознание изучает биологическую основу социальных действий. Если, обнаруженный З. Фрейдом комплекс Эдипа генетичеки детерменирован, то его можно изучать как естественнонаучный феномен.

Оглавление

Введение

1. Социология и психобиология.

1.1 Естественнонаучная и гуманитарная культура.

1.2 Естественнонаучное обоснование нравственности.

1.3 Становление психобиологии.

2. Сознание человека.

2.1 Возможности мозга человека.

2.2 Психоанализ.

2.3 Аналитическая психология.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Ксе.doc

— 90.38 Кб (Скачать)

                                                                           
 
 

                                               Реферат. 
                   По курсу «Концепции современного естествознания».

            Психологические аспекты современного естествознания. 
 
 
 

            Самара 
               2010

Содержание:

     Введение

    1. Социология и психобиология.

      1.1 Естественнонаучная и гуманитарная культура.

      1.2 Естественнонаучное обоснование нравственности.

      1.3 Становление психобиологии.

    2. Сознание человека.

      2.1 Возможности мозга человека.

      2.2 Психоанализ.

      2.3 Аналитическая психология.

     Заключение.

     Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

         Современное естествознание все ближе подходит к изучению самого сложного, что создала природа, - человека. Насколько оправдано здесь применение естественнонаучной методологии и что она может дать? Если признать, что психика и разум связаны с другими сторонами жизни и с остальной природой, то в полнее оправдано, хотя надо отчетливо понимать границы естественнонаучного подхода.

         Предметом естественнонаучного познания человека является все, что относится к его естеству и не обусловлено образованием, культурой, социальным окружением. Сюда относится огромное количество биологических процессов, не специфических для человека. Человек подвержен и социальным закономерностям. Естествознание изучает биологическую основу социальных действий. Если, обнаруженный З. Фрейдом комплекс Эдипа генетичеки детерменирован, то его можно изучать как естественнонаучный феномен.

         Существует также множество процессов, которые находятся на стыке биологии и психологии, и естествознание в этом случае вносит свой особый вклад в их понимание. 
 
 
 
 
 
 

Социология и психобиология.

     Естественнонаучная и гуманитарная культура.

         Человек обладает знанием об окружающей его природе, о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: на естественнонаучное и гуманитарное знание. Различия между естественнонаучными и гуманитарными знаниями заключается в том, что первые основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек -- субъект), при преимущественном внимании, уделяемом объекту, а вторые имеют отношение, прежде всего, к самому субъекту.

         Английский исследователь Ч. Сноу сформулировал альтернативу «двух культур» -- научно-технической и художественно-гуманитарной, -- по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга. [1] Также и интенсивные дискуссии, которые велись в 60-х годах между «физиками» и «лириками» показали несостоятельность неумеренных притязаний тех и других на монопольное обладание истиной и главное необходимость более целостного развития культуры как таковой, взаимоотношения науки и искусства, развития наук о человеке в его индивидуальном и социальном измерениях.

         В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе -- естественные науки и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества -- гуманитарные науки. До последовательного оформления науки как самостоятельной части культуры человечества знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и другие. Данное обстоятельство дает право трактовать понятие «естествознание» и «гуманитарное знание» не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Естественнонаучное обоснование нравственности.

     Одно из отличий человека от животных, помимо прямохождения, развития руки, изготовления орудий, труда, разума, слова - нравственность. Рождение нравственности -- важнейший этап антропогенеза -- становления человека.

     «Абстрактное мышление дало человеку господство над всем вневидовым окружением и тем самым спустило с цепи внутривидовой отбор, -- считает один из основоположников этологии Конрад Лоренц. В «послужной список» такого отбора нужно, наверное, занести и ту гипертрофированную жестокость, от которой мы страдаем и сегодня. Дав человеку словесный язык, абстрактное мышление одарило его возможностью культурного развития; передачи надындивидуального опыта, но это повлекло за собой настолько резкие изменения в условиях его жизни, что приспособительная способность его инстинктов потерпела крах. Можно подумать, что каждый дар, достающийся человеку от его мышления, в принципе должен быть оплачен какой-то опасной бедой, которая неизбежно идет следом. На наше счастье, это не так, потому что из абстрактного мышления вырастает и та разумная ответственность человека, на которой только и основана надежда управиться с постоянно растущими опасностями» [2].

     Наблюдаемый Лоренцем триумфальный крик диких гусей напоминает любовь, которая сильнее смерти; бои между крысиными стаями напоминают кровную месть и войну на уничтожение. Как во многом все-таки человек близок животным -- чем больше развивается этология, тем справедливее становится этот вывод. Но и многое явно социальное в человеке тоже досталось ему как компенсация за какие-то биологические недостатки или чрезмерные преимущества перед другими видами. Такой является и нравственность.

     У опасных хищников (например, волков) есть селективные механизмы, запрещающие убивать представителя своего вида. У неопасных животных (шимпанзе) таких механизмов нет. У человека тоже нет, так как он не имеет «натуры хищника» и «у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убивать крупное животное. «Когда же изобретение искусственного орудия открыло новые возможности убийства, прежнее равновесие между сравнительно слабыми запретами агрессии и такими же слабыми возможностями убийства оказалось в корне нарушено» [2].

     У человека нет естественных механизмов убийства себе подобного и поэтому нет, как у волков, инстинкта, запрещающего убийство представителя своего вида. Но человек выработал искусственные средства уничтожения себе подобного и параллельно развились в нем как средство самосохранения искусственные механизмы, запрещающие убийство представителя своего вида. Это и есть нравственность, которая является социальным эволюционным механизмом.

     Социальная этика -- только первая ступень нравственности. Человек ныне создал искусственные средства, позволяющие ему уничтожать всю планету, что он успешно и делает. Если человек будет продолжать истреблять населяющие Землю виды животных и растений, то в соответствии с основным законом экологии -- науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой -- уменьшение разнообразия в биосфере приведет к ослаблению ее устойчивости и в конечном счете гибели самого человека, который не может существовать вне биосферы. Чтобы этого не произошло, нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу, т. е. став экологической этикой, запрещающей уничтожение природы.

     Такой процесс можно назвать углублением нравственности, во-первых, потому, что критерием нравственности является совесть, находящаяся в глубине человеческой души, и, стараясь прислушаться к этому внутреннему голосу, человек как бы погружается в самого себя. Вторая причина связана с появлением понятия «глубинной экологии», которая призывает человека к более бережному отношению к природе с позиций экологической этики, распространяющей моральные принципы на взаимоотношения человека с природой.

     Экология углубляется в область нравственного. Модель «расширяющегося сознания» также имеет очевидное экологическое значение, что позволило говорить о расширении сознания в «глубинной экологии». Итак, от расширяющейся Вселенной к расширяющемуся сознанию и углубляющейся нравственности. Это не случайные параллели. Развитие Вселенной ведет к социальным изменениям -- таков один из выводов, а именно этический, из современных концепций естествознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Становление психобиологии.

         В последнем десятилетии ХХ века появилась наука, которая нацелена на выполнение следующих задач: соотношение биологических параметров человека и высших животных с параметрами психическими. Она получила название психобиологии. В начале развития психобиологии было установлено, что некоторые основополагающие характеристики психики, детерменированные генетичеки, такие как темперамент, коррелируют с характеристиками физиологическими, в частности со свойствами крови. Стало возможным по анализу крови определять, является ли человек холериком, меланхоликом, флегматиком или сангвиником. Цель психобиологии - установить соответствие между биологией и психикой человека и высших животных по наибольшему возможному числу параметров.

         Так как это одна из самых молодых наук, то она характеризуется скорее не своими нынешними достижениями, а теми надеждами, которые подает не только в теоретическом, но даже в большей степени в практическом плане. Можно сказать, что это наука ХХ века - пример того, что в современной науке имеют место не только новые открытия и теории, но и создаются новые научные направления. 
 
 
 
 
 

     Сознание человека.

     Возможности мозга человека.

     Изучение высшей нервной деятельности возможно физическими, химическими методами, гипнозом и т. п. Среди тем, интересных с естественнонаучной точки зрения можно выделить: непосредственное воздействие на мозговые центры; опыты с наркотиками3) кодирование поведения на расстоянии.

     Что же известно естествознанию о деятельности мозга? Еще в прошлом веке выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов писал, что физиология располагает данными о родстве психических явлений с нервными процессами в теле. Благодаря Павлову, физиологическому изучению головного мозга стало доступно все, включая сознание и память.

     Мозг рассматривается как центр управления, состоящий из нейронов, проводящих путей и синапсов.

     Ныне существуют технические возможности экспериментального исследования мозга. На это нацелен метод электрического раздражения, посредством которого изучаются отделы мозга, ответственные за память, решение задач, распознавание образов и т. п., причем воздействие может быть дистанционным. Можно искусственно вызывать мысли и эмоции -- вражды, страха, тревоги, наслаждения, иллюзию узнавания, галлюцинации, навязчивые идеи. Современная техника может в буквальном смысле сделать человека счастливым, воздействуя непосредственно на центры удовольствия в мозгу.

     Исследования показали, что:

     1) ни один поведенческий акт невозможен без возникновения на клеточном уровне отрицательных потенциалов, которые сопровождаются электрическими и химическими изменениями и деполяризацией мембраны;

     2) процессы в мозгу могут быть двух видов: возбуждающие и тормозящие;

     3) память подобна звеньям цепи и можно, потянув за одну, вытянуть очень много;

     4) так называемая психическая энергия представляет собой сумму физиологической активности мозга и получаемой извне информации;

     5) роль воли сводится к тому, чтобы привести в действие уже сложившиеся механизмы.

     К достижениям нейрофизиологии можно отнести и обнаружение асимметрии в функционировании головного мозга. Профессор Калифорнийского технологического института Р. Сперри в начале 50-х годов доказал функциональное различие полушарий мозга при почти полной идентичности анатомии.

     Левое полушарие -- аналитическое, рациональное, последовательно действующее, более агрессивное, активное, ведущее, управляющее двигательной системой. Правое -- синтетическое, целостное, интуитивное; не может выразить себя в речи, но управляет зрением и распознаванием форм. Павлов говорил, что всех людей можно разделить на художников и мыслителей. У первых, стало быть, доминирует правое, у вторых -- левое полушарие.

     Более ясное представление о механизмах центральной нервной системы позволяет решать проблему стресса. Стресс -- понятие, характеризующее, по Г. Селье, скорость изнашивания человеческого организма, и связан с деятельностью неспецифического защитного механизма, увеличивающего сопротивляемость к внешним факторам. Синдром стресса проходит три стадии: «реакция тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы; «стадия устойчивости», отражающая полную адаптацию к стрессору; «стадия истощения», которая неумолимо наступает, когда стрессор оказывается достаточно силен и действует достаточно долгое время, поскольку «адаптационная энергия», или приспособляемость живого существа всегда конечна»[3].

Информация о работе Психологические аспекты современного естествознания