Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:29, реферат
В течение всего периода пройденной практики в супермаркете «Ижтрейдинг» мне довелось ознакомиться с работой менеджера, директора, понять какие задачи решают, с какими проблемами сталкиваются. В первые дни прохождения практики в супермаркете «Ижтрейдинг» я ознакомилась с должностной инструкцией менеджера, прослушала инструктаж по технике безопасности, а так же по технике пожарной безопасности на данном предприятии.
Введение
От управляющих супермаркетом «Ижтрейдинг» требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление в целях обеспечения наибольшей эффективности деятельности людей. Эти люди стали называться менеджерами.
В течение всего периода пройденной практики в супермаркете «Ижтрейдинг» мне довелось ознакомиться с работой менеджера, директора, понять какие задачи решают, с какими проблемами сталкиваются. В первые дни прохождения практики в супермаркете «Ижтрейдинг» я ознакомилась с должностной инструкцией менеджера, прослушала инструктаж по технике безопасности, а так же по технике пожарной безопасности на данном предприятии.
Тема 1. Психологические аспекты управления
Основная специфика управленческого процесса сводится к тому, чтобы обеспечить со стороны руководителя целенаправленное выполнение производственной задачи подчиненными. Поэтому порой говорят, что руководитель "работает не своими руками, а руками своих подчиненных".
Реально перед руководителем всегда
встает необходимость уделять
На практике в ходе своей управленческой деятельности руководители могут отдавать предпочтение: только производсвенным задачам, производственным задачам и субъектам деятельности (исполнителям задач); всем указанным ранее направлениям управленческой деятельности и наряду с этими направлениями также и другим важным в данный момент показателям, например таким, как время принятия решения, дисциплинированность сотрудников и т.п. Во всех этих случаях говорят о развитии у руководителя соответственно одномерного, двухмерного, трехмерного и многомерного управленческого мышления.
Одномерное управленческое мышление характеризует ориентировку руководителя в своей управленческой деятельности, прежде всего, на возникающие задачи. Другие элементы ситуаций (субъект и условия деятельности) остаются вне поля повышенного внимания руководителя.
Психологическая характеристика коллектива организации ООО «Ижтрейдинг»
Все трудовые коллективы различаются по психологическим особенностям. Особенно наглядно это обнаруживается в сфере обслуживания, в нашем «ненавязчивом» супермаркете. В одних трудовых коллективах посетителей встречают радушно, вежливо, с вниманием и готовностью удовлетворить заказ, выполнить все требования и пожелания. В других - невнимательно, безразлично, а порой и грубо.
В сфере
промышленного производства такие
различия внешне определить сложнее. Люди
работают в цехах и бригадах, производят
определенную продукцию, и внешне психологические
факторы никак не проявляются. Но
это только видимость. Работники
коллективов реагируют на внутренние
и внешние события по-разному,
проявляют различную степень
сплоченности, целеустремленности и
результативности в решении возникающих
проблем. При более тщательном наблюдении
оказывается, что в одних коллективах
люди испытывают чувство удовлетворения
от работы, радость при общении
с товарищами, показывают высокую
производительность труда, проявляют
инициативу и творчество. В других
царят уныние и лень, ссоры и
брань, несогласованность, недовольство
по каждому незначительному поводу
и пустяку. Естественно, что результаты
работы в таких коллективах
Почему такие различия имеют место? Если не принимать во внимание материально-вещественные стороны производства, которые, несомненно, играют важную роль в работе, а остановиться только на духовной стороне дела, то здесь выйдут на первый план психологические факторы, позитивное проявление которых во многом зависит от эффективной работы менеджеров.
К психологическим факторам относятся:
· морально-психологический климат в коллективе;
· сплоченность работников;
· психологическая
совместимость людей в
Предприятие ООО «Ижтрейдинг», в котором я проходила практику занимается коммерческим видом деятельности, на рынке существует уже пять лет. При этом коллектив насчитывающий сорок человек за время существования организации практически не изменился, что может охарактеризовать его как сплоченный ,слаженный ,давно сформировавшийся коллектив .Люди в коллективе организации достаточно уравновешенного характера ,ответственные ,к своей работе относятся серьезно ,среди них так же есть и лидеры. Общение в нерабочее время у сотрудников происходит достаточно часто. Большинство сотрудников поддерживают дружеские отношения и после рабочего дня. Кроме того, и руководство предприятия организовывает отдых работников, устраивая выезды на природу, корпоративы.
1.2 Анкетирование коллектива
Анкетирование
в психологии используется с целью
получения психологической
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
- Виды анкетирования.
- По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование (один респондент)
- Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
- По полноте охвата
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
- По типу контактов с респондентом
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- Заочное (анкетёр отсутствует)
- Рассылка анкет по почте
- Публикация анкет в прессе
- Публикация анкет в Интернете
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.
- Он-лайн анкетирование
По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после службы в армии?") и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
Основные правила построения анкеты:
- логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами;
- интерес респондента должен расти от вопроса к вопросу;
- отсутствие слишком сложных или интимных вопросов;
- соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы;
- в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов;
- общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать респондента.
Анкетирование
может проводиться 3 способами: анкета
заполняется в присутствии
Изучив
правила составления анкет и
правила анкетирования я
В анкетировании участвовал весь коллектив организации, а это сорок человек. Результаты анкетирования:
· 28 человек набрали 15 баллов и более, что означает наличие высокого уровня организаторских способностей.
· 8 человек набрали 13-14 баллов, а это значит ,что их организаторские способности на среднем уровне.
· 4 человека набрали менее13-ти баллов, что свидетельствует о низком уровне организаторских способностей.
Шкала наблюдения за чертами личности
Шкала самооценки личности |
Шкала самооценки
ТЕСТНА СПОСОБНОСТЬ К 1. Как часто Вы стараетесь бывать среди людей? А) очень часто; Б) часто; В) когда как; Г) редко; Д) очень редко. 2. Как часто Вам хотелось бы
быть вовлеченным в А) очень часто; Б) часто; В) когда как; Г) редко; Д) очень редко. 3. Как часто Вы стараетесь
участвовать в коллективных А) очень часто; Б) часто; В) когда как; Г) редко; Д) очень редко. 4. Как часто Вы хотите, чтобы Вас оставили в покое? А) очень часто; Б) часто; В) когда как; Г) редко; Д) очень редко. 5. Как часто Вы чувствуете
беспокойство по поводу А) очень часто; Б) часто; В) когда как; Г) редко; Д) очень редко. 6. С каким количеством людей
Вы бы хотели близко А) с очень большим количеством; Б) с большим количеством; В) когда как; Г) с малым количеством; Д) с очень малым количеством. 7. От какого количества людей Вы бы хотели держаться на расстоянии? А) от очень большого количества; Б) от большого количества; В) когда как; Г) от малого количества; Д) от очень малого количества. 8. Много ли есть людей, с
которыми Вы можете близко
общаться довольно долгое А) очень много; Б) много; В) когда как; Г) мало; Д) очень мало. Оценка результатов к тесту: За ответы на вопросы начисляются баллы:
38 и более баллов Вы прирожденный коммуникатор. Среди людей Вы чувствуете себя свободно, как рыба в воде. Вы легко устанавливаете контакты. У Вас много знакомых, и это раскрывает перед Вами дополнительные возможности. 19-35 баллов В обществе Вы чувствуете себя достаточно уверенно, но есть немало персон и компаний, которых Вы предпочитаете избегать. Если Ваша работа связана с людьми, задумайтесь, не стоит ли Вам уделить часть времени и средств на тренинг общения - это окупится сторицей. 18 и менее баллов Похоже, Вы из тех робких натур, для которых даже телефонный звонок – проблема. Скорее всего, Вы немало теряете, несмотря на свои способности в других областях. Работайте над собой. |
Тема 2. Основы психологии личности
На земле нет двух одинаковых
личностей, каждая личность имеет свою
структуру. Однако есть много общего,
что позволяет выделить структуру
личности вообще, которая состоит
из четырех сторон:
Блок психических явлений (мотивационный)
— направленность (устойчивая система
мотивов):
влечения желания, стремления,
интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения,
потребности);
Опыт личности — обретение человеком
общественного опыта (социализация). Этот
опыт включает необходимые для его жизнедеятельности
знания, умения, навыки:
* знания — система научных
понятий о закономерностях природы, общества,
становления и развития человека и его
сознания;
* умения — способность человека
на основе знаний и навыков продуктивно,
качественно и своевременно выполнять
работу в новых условиях;
* навыки — автоматизированные
компоненты целенаправленной сознательной
деятельности;
Блок регулирования поведения
личности (система самоконтроля) включает
формы психических познавательных процессов,
в частности: индивидуальные особенности
ощущений, восприятия, внимания, памяти,
наблюдательности, воображения, мышления,
речи;
Биологически обусловленные
свойства и качества личности:
* антропологические признаки
— расовые, половые, возрастные и др.;
* физические особенности —
размеры тела и его структурно-механические
свойства;
* внешняя анатомия тела;
* функционально-анатомические
особенности;
* биохимические особенности
и патологии выделенных элементов;
* свойства и типы темперамента.
Производными от этих основных
подструктур являются:
Характер –
это:
* совокупность основных, отличительных
свойства человека, проявляющихся в особенностях
его поведения и отношения к окружающей
действительности;
* целостное образование личности,
определяющее особенности его деятельности
и поведения.
Способности – психическое
свойство личности, являющееся условием
успешного выполнения определенных видов
деятельности.
1) Воображение
Краткое содержание
Определение и виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.
Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.