Психологические аспекты управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:29, реферат

Краткое описание

В течение всего периода пройденной практики в супермаркете «Ижтрейдинг» мне довелось ознакомиться с работой менеджера, директора, понять какие задачи решают, с какими проблемами сталкиваются. В первые дни прохождения практики в супермаркете «Ижтрейдинг» я ознакомилась с должностной инструкцией менеджера, прослушала инструктаж по технике безопасности, а так же по технике пожарной безопасности на данном предприятии.

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 730.00 Кб (Скачать)

Если наличие одной  ярко выраженной способности еще  не говорит о высокой одаренности  в данной области, то и слабость какой-либо одной способности никогда не может быть основанием, чтобы признать себя непригодным для данной деятельности. Можно сделаться большим писателем, имея в юности плохую словесную память, или большим художником, имея плохую зрительную память. Если другие способности, требующиеся для данной деятельности, достаточно ярко выражены, то человек получает возможность много и относительно успешно заниматься этой деятельностью, а этим создаются благоприятные условия и для развития отстающей способности. В результате она может "выровняться" настолько, что не останется никаких следов первоначальной ее слабости.

Очень сильная, действенная  и устойчивая склонность к какому-нибудь делу, склонность, становящаяся подлинной  любовью к этому делу, обычно говорит  о наличии способностей, связанных  с этим делом. В то же время такая  любовь к делу сама является важнейшим  фактором развития таланта. "Талант развивается из чувства любви  к делу, - писал Горький, - возможно даже, что талант - в сущности его - и есть только любовь к делу, к  процессу работы". Эти слова не надо, конечно, понимать в буквальном смысле - талант включает в себя многое другое, кроме любви к делу, - но в них выражена очень глубокая и верная мысль. При отсутствии некоторого основного ядра способностей большая, страстная любовь к делу и не может  возникнуть, а если она возникла, человек всегда сумеет победить свои слабые стороны - "подогнать" отстающие  способности и добиться полноценного развития своего таланта.

Очень поучительна с этой стороны биография величайшего  из ораторов древности, Демосфена.

В юном возрасте ему довелось услышать выступление одного выдающего  оратора. Он был потрясен тем, какое  огромное воздействие на людей может  оказывать искусство красноречия, и решил во что бы то ни стало добиться в нем успеха. После тщательной подготовки под руководством лучших учителей он сделал попытки выступать публично, но потерпел полную неудачу и был осмеян народом. Он понял, что неудача эта совершенно законна и что он имеет ряд недопустимых для оратора недостатков: слабый голос, неправильное произношение, короткое дыхание, заставляющее его делать частые паузы, нарушающие смысл фраз, неловкость движений, запутанное построение речи и т.д. Для большинства людей этого было бы достаточно, чтобы признать себя неспособным к ораторской деятельности и отказаться от первоначальных намерений. Иначе поступил Демосфен. С беспримерной энергией и упорством принялся он за преодоление своих недостатков. Чтобы усилить свой голос и добиться более глубокого дыхания, он упражнялся в произнесении длинных речей на бегу или при восхождении на гору. Чтобы устранить недостатки произношения, он брал в рот мелкие камешки и добивался того, чтобы и при этом условии речь его была чистой и внятной. Он устроил себе специальное подземелье, в котором наедине и подолгу мог заниматься упражнениями в ораторском деле. Иногда он оставался в этом подземелье по два-три месяца; чтобы не позволить себе выйти оттуда, он сбривал волосы с половины головы, придавая себе такой вид, который не давал возможности показаться на людях.

Страстная любовь к делу, вера в свой талант и исключительная сила воли дали возможность Демосфену  преодолеть недостаточность целого ряда важнейших способностей. Имя  его окружено славой одного из величайших ораторов всех времен.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность  очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко развитыми у данного человека. Иначе говоря, в основе одинаково успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать совершенно различные сочетания способностей. Это обстоятельство открывает действительно беспредельные возможности развития человека.

Ярким примером может служить  жизнь слепоглухонемой Ольги  Скороходовой. Она лишилась зрения и слуха в том возрасте, когда это приводит к таким же последствиям, как и врожденная слепоглухота: она потеряла и речь. Таким образом, она была лишена не только основных путей восприятия внешнего мира, но и нормальных способов общения с людьми. Дальнейшая жизнь Скороходовой является замечательным примером того, какие условия для беспредельного развития талантов и способностей созданы у нас, в Советском Союзе. Спустя несколько лет после потери ею зрения и слуха она была помещена в специальную клинику; она не только научилась говорить, читать и писать, но и стала высокоразвитым человеком, активной комсомолкой, ведущей общественную работу. Мало того, Скороходова проявила себя как поэт и как научный работник. Перу Скороходовой принадлежит одна научная книга, представляющая выдающийся интерес, ряд очерков и стихотворений.

У Скороходовой имеются несомненные литературные способности при отсутствии таких, казалось бы, необходимых предпосылок для этого, как зрение и слух. Литературные способности Оли Скороходовой высоко ценил Горький, в течение нескольких лет переписывавшийся с ней. Вот отрывки из стихотворения Скороходовой, в котором она отвечает на вопрос о том, как возможно писать стихи тому, кто не видит и не слышит:

Думают иные - те, кто звуки слышат,  
Те, кто видят солнце, звезды и луну:  
- Как она без зренья красоту опишет,  
Как поймет без слуха звуки и весну!? 
 
Я услышу запах и росы прохладу,  
Легкий шелест листьев пальцами ловлю,  
Утопая в сумрак, я пройду по саду,  
И мечтать готова, и сказать люблю... 
 
Я умом увижу, чувствами услышу,  
А мечтой привольной мир я облечу...  
Каждый ли из зрячих красоту опишет,  
Улыбнется ль ясно яркому лучу? 
 
Не имею слуха, не имею зренья,  
Но имею больше - чувств живых простор:  
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем  
Я соткала жизни красочный узор...

Замечательное развитие литературных способностей Скороходовой является следствием, с одной стороны, той заботы о человеке, которую проявляет партия и Советское правительство, а с другой стороны, неустанной работы над собой самой Скороходовой и ее страстной любви к поэзии. "Поэзия - душа моя", - пишет она в одной из своих статей. Страстная любовь к делу и неустанный труд дали возможность Скороходовой возместить отсутствующие у нее способности другими и добиться полноценного развития своей одаренности.

Из всего сказанного следует, что недостаток одной какой-либо частной способности никогда  не должен останавливать человека, если склонности, интересы и другие способности серьезно побуждают  его заняться данной деятельностью.

Разбирая вопрос о творческой деятельности, мы видели, что творчество - это всегда большой и напряженный  труд. Но чем одареннее, чем талантливее  человек, тем больше творчества вносит он в свой труд и тем, следовательно, напряженнее должен быть этот труд. Поэтому следует решительно отвергнуть возникший в условиях эксплуататорского  строя предрассудок, согласно которому хорошие способности якобы избавляют  человека от необходимости трудиться, талант якобы заменяет труд. В противоположность  этому мы можем сказать, что талант - это "любовь к самому процессу работы", любовь к труду. Склонность и способность  к труду - важнейшие слагаемые  подлинной талантливости.

Творческое отношение  к труду, ставшее характерной  чертой передового советского человека, является одним из важнейших условий  массового расцвета дарований в  СССР. У нас всякий труд становится творческим трудом, и благодаря этому  во всех видах деятельности мы можем  наблюдать проявления высокой одаренности, таланта.

Чтобы сознательно строить  свою жизнь, очень важно уметь  правильно оценивать свои способности. Но внимание должно быть направлено вовсе  не на то, как велики мои способности, как высока моя одаренность к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарен, какие способности у меня ярче проявляются. Высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя. Характер же и направление одаренности проявляются раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в сравнительной успешности осуществления разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов. 
Известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков первую свою книгу написал, когда ему было 56 лет, а произведения, в которых в полной мере развернулся его литературный талант, - "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова внука" - написаны им в возрасте 65-67 лет. Кто бы мог в молодые годы предсказать высоту его одаренности? Но характер его способностей обнаружился очень рано: еще в детские годы он отличался незаурядной наблюдательностью, страстной и устойчивой любовью к литературе, склонностью к литературным занятиям.

Важное значение для вопроса об одаренности и способностях имеет указание И.П.Павлова о специально человеческих типах высшей нервной деятельности: относительное преобладание первой или второй сигнальной системы в отдельных проявлениях высшей нервной деятельности человека дало основание И.П.Павлову выделить "художественный" и "мыслительный" типы. Особенности взаимодействия двух сигнальных систем наиболее резко обнаруживаются у крайних представителей этих типов. "Художественный" тип характеризуется повышенной чуткостью к возбуждениям через первую сигнальную систему: богатство и яркость непосредственных впечатлений, доставляемых органами чувств, отличают представителей этого типа. Наоборот, для "мыслительного" типа характерны способность и склонность к абстрактному мышлению. Как уже отмечалось при изложении вопроса о типах памяти, многие люди должны быть отнесены к среднему типу, гармонически сочетающему в себе действие обеих сигнальных систем.

То своеобразие одаренности, которое отличает каждого человека, является залогом ценности человека для общества. Не бывает людей, ни к  чему не способных. Каждый человек имеет  определенную, характерную для него одаренность, обеспечивающую возможность  успешного осуществления определенных видов деятельности. Широта интересов  и забота о всестороннем развитии способностей - самые важные условия  для того, чтобы эта одаренность  могла проявиться возможно раньше и определеннее.

У нас в Советском Союзе  молодежи предоставлены широчайшие возможности и для получения  образования, и для выбора специальности  согласно склонностям и способностям. Наша жизнь открывает перед каждым человеком необозримые перспективы  для применения его сил и способностей. При этих условиях теряет смысл разделение людей на "способных" и "неспособных". Справедливо говорил Николай  Островский: "У нас не талантливы только лентяи. Они не хотят быть ими. А из ничего не рождается ничего, под лежащий камень вода не течет".

Но тем больший смысл  приобретает у нас вопрос: к  чему более всего способен данный человек, каковы его способности  и его одаренность?

Темперамент

Еще со времен древности  принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:

1) в эмоциональной  возбудимости (быстрота возникновения  чувств и сила их),

2) в большей  или меньшей тенденции к сильному  выражению чувств вовне (в движениях,  речи, мимике и т.д.),

3) в быстроте  движений, общей подвижности человека.

Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический - быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический - медленно возникающими, но сильными чувствами, флегматический - медленно возникающими и слабыми чувствами. Для холерического и сангвического темпераментов характерны, кроме того: 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны: 1) медленность движений и 2) слабое выражение чувств.

Типичных представителей каждого из темпераментов можно  охарактеризовать следующим образом.

Холерик - человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.

Сангвиник - человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.

Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Характерными представителями  четырех темпераментов могут  служить четыре действующих лица романа Тургенева "Накануне": Инсаров (холерический темперамент), Шубин (сангвинистический), Берсенев (меланхолический), Увар Иванович (флегматический). Яркие представители холерического темперамента - старый князь Болконский ("Война и мир") и Чертопханов, герой двух рассказов из "Записок охотника" Тургенева ("Чертопханов и Недопюскин" и "Конец Чертопханова"). Законченный тип сангвиника - Степан Аркадьевич Облонский ("Анна Каренина").

Контраст между сангвиническим и флегматическим темпераментами ярко показан Гоголем в образах  Кочкарева и Подколесина ("Женитьба"). Контраст между сангвиническим и меланхолическим темпераментами отчетливо выступает при сопоставлении двух женских образов в "Войне и мире": Лизы, жены князя Андрея ("маленькая княгиня"), и княжны Марьи.

Характерные черты темпераментов  объясняются теми свойствами высшей нервной деятельности, которые кладутся в основу деления типов высшей нервной деятельности:

1) силой нервных процессов, 

2) уравновешенностью или  неуравновешенностью процессов  возбуждения и торможения,

Информация о работе Психологические аспекты управления