Психологические аспекты управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:29, реферат

Краткое описание

В течение всего периода пройденной практики в супермаркете «Ижтрейдинг» мне довелось ознакомиться с работой менеджера, директора, понять какие задачи решают, с какими проблемами сталкиваются. В первые дни прохождения практики в супермаркете «Ижтрейдинг» я ознакомилась с должностной инструкцией менеджера, прослушала инструктаж по технике безопасности, а так же по технике пожарной безопасности на данном предприятии.

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 730.00 Кб (Скачать)

3) подвижностью нервных  процессов. 

Так, например, вспыльчивость  холерика, его склонность к бурным аффективным вспышкам объясняются  отсутствием равновесия между процессами возбуждения и торможения, преобладанием  возбуждения над торможением. Такой  тип нервной системы называется "возбудимым", или "безудержным", типом. Различие между эмоциональной  живостью и общей подвижностью сангвиника, с одной стороны, и эмоциональной  невозмутимостью и общей медлительностью  флегматика - с другой, объясняется  различиями в степени подвижности  нервных процессов.

Мы знаем, что тип нервной  системы не является чем-то совершенно неизменным. Не является неизменным и  темперамент. Нередко темперамент  меняется с возрастом; он может изменятся и "под влиянием жизненного воспитания". Но во всяком случае темперамент - достаточно устойчивое свойство, относящееся к числу характерных психических свойств личности.

Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями  типов холерика, сангвиника, меланхолика  или флегматика; у большинства  же мы наблюдаем сочетание отдельных  черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и  по отношению к разным сферам жизни  и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Так, например, у Пьера  Безухова ("Война и мир") в  большинстве обыденных житейских  проявлений бросаются в глаз черты  флегматического темперамента: медлительность, добродушное спокойствие, невозмутимость. Но в редких, чрезвычайных обстоятельствах  он обнаруживает типичную для холерика вспыльчивость и не только дает бурные эмоциональные вспышки, но и совершает  под влиянием их экстраординарные поступки. В то же время мы можем заметить у него черты, характерные для  меланхолического темперамента: медленно возникающие, но сильные, устойчивые и  почти не выявляющиеся вовне чувства.

Каждый их темпераментов  имеет свои положительные и отрицательные  стороны. Страстность, активность, энергия  холерика, подвижность, живость и  отзывчивость сангвиника, глубина и  устойчивость меланхолика, спокойствие  и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры тех ценных свойств  личности, наклонность к которым  связана с отдельными темпераментами. Но не всякий холерик энергичен и  не всякий сангвиник отзывчив. Эти  свойства надо выработать в себе, а  темперамент лишь облегчает или  затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда  как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек  должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным "взрывам". Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружается в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Осознание положительных  и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и  управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера  человека.

Характер

Словом "характер" обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих  отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о "бесхарактерном" человеке.

Психические свойства личности, из которых слагается характер и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера. Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность - примеры различных черт характера. Считая, что один человек обладает мужеством, а другому свойственна трусость, мы тем самым говорим, что следует ожидать от того и другого при столкновении с опасностью. Указывая на инициативность человека, мы хотим этим сказать, какое отношение к новому делу следует ожидать от него.

Темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим; может быть лишь хорошее или плохое умение владеть своим темпераментом, использовать его. В отношении же к характеру мы постоянно пользуемся выражениями "хороший характер", "плохой характер". Это показывает, что словом "характер" мы обозначаем те особенности человека, которые непосредственно отражаются в его поведении, от которых зависят его поступки, которые поэтому имеют прямое жизненное значение. Многие из черт характера мы всегда оцениваем как положительные - мужество, честность, добросовестность, скромность, другие - как отрицательные - трусость, лживость, безответственность, хвастовство и т.д.

Характер проявляется  как в целях, которые человек  себе ставит, так и в средствах  или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.

Два человека могут выполнять  одно и то же дело и преследовать при этом одну и ту же цель. Но один будет работать с энтузиазмом, "гореть" тем, что он делает, тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга. И это различие в том, как два человека выполняют одно и то же дело, нередко имеет глубокое характерологическое значение, отражая устойчивые особенности индивидуальности этих двух людей.

Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.

Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твердых  убеждений рождается ясность  целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым  условием последовательности действий.

Люди без твердых убеждений  никогда не могут иметь и твердого характера; их поведение будет определяться главным образом внешними обстоятельствами и случайными влияниями. Яркую характеристику таких людей дал И.В.Сталин: "Есть люди, о которых не скажешь, кто он такой, то ли он хорош, то ли он плох, то ли мужественен, то ли трусоват, то ли он за народ до конца, то ли он за врагов народа... о людях такого неопределенного, неоформленного типа довольно метко сказал великий русский писатель Гоголь: "Люди, говорит, неопределенные, ни то, ни сё, не поймешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан". О таких неопределенных людях и деятелях также довольно метко говорится у нас в народе: "так себе человек - ни рыба, ни мясо", "ни богу свечка, ни черту кочерга".

Характер связан со всеми  сторонами психической жизни. Чертами  характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они  приобретают существенное значение в психическом складе данного  человека, если они влияют на его  линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.

Такие признаки, как наблюдательность или критичность ума, нередко  бывают не просто особенностями процессов  восприятия или мышления у данного  человека, а существенными чертами  его личности. Критичность ума  Онегина или Андрея Болконского, несомненно, является чертой характера.

Еще более очевидно, что  чертами характера могут быть индивидуальные особенности в области  чувств. Сентиментальность Манилова, быстрая притупляемость чувств Онегина и Печорина - все это ярко выраженные черты характера.

Однако преобладающее  значение в характере имеют особенности  воли, как той стороны психики, которая непосредственно выражается в действиях и поступках. Все  волевые качества, которые мы разбирали  выше, приобретают значение черт характера, если они составляют устойчивые свойства личности. Можно, конечно, проявить в  отдельном случае решительность  или настойчивость, не будучи ни решительным, ни настойчивым человеком. Но как  только решительность становится постоянным признаком волевых действий данного  человека, она тем самым становится и чертой характера.

Значительная часть черт характера имеет сложную природу  и включает в себя особенности  и познавательной, и эмоциональной, и волевой сферы. Это относится  к таким, например, чертам, как мужество, трудолюбие, инициативность, скромность и другие.

Анализ отдельных черт характера и их классификация  составляют одну из самых сложных  задач психологии. Здесь мы укажем на некоторые важнейшие группы черт характера.

Во-первых, наиболее общие  черты характера, образующие психический склад личности. Таковы, например, следующие важнейшие черты: принципиальность, последовательность, мужество, честность, дисциплинированность, активность.

Во-вторых, черты, в которых  выражается отношение человека к другим людям. Сюда входят такие черты, как общительность (и противоположная ей черта - замкнутость), откровенность (и противоположная ей скрытность), чуткость, способность к товарищескому отношению (та черта, которая имеется в виду, когда говорят о человеке: "он хороший товарищ"), вежливость и целый ряд других.

В-третьих, черты, выражающие отношение человека к самому себе. Таковы: чувство собственного достоинства, скромность (и противоположные ей - самомнение, заносчивость), обидчивость, застенчивость (которая иногда бывает результатом большой скромности, а иногда - результатом большого самолюбия), эгоцентризм (т.е. наклонность постоянно иметь в центре внимания себя и свои переживания), эгоизм (т.е. наклонность заботиться по преимуществу о своем личном благе) и другие.

В-четвертых, черты, выражающие отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входят: инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположная черта - лень), любовь к преодолению трудностей (и противоположная черта - боязнь трудностей), добросовестность, аккуратность и другие.

Характер еще менее, чем какие-либо другие качества личности, является врожденным и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются в привычный, нормальный для него образ действия.

Мировоззрение и убеждения  человека создают у него стремление, тенденцию к выработке определенных черт характера. Но эти тенденции  могут реализоваться только в  том случае, если человек будет  постоянно и неуклонно поступать  соответствующим образом. Единственный способ сделать себя дисциплинированным - всегда и везде поступать дисциплинированно.

Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому  бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несет ответственность за свой характер.

3) Эмоциональные состояния.

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они  окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся  по степени интенсивности настроениях  и аффективных состояниях. Эмоциональные  состояния не только зависят от характера  протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние  на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую  деятельность человека.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности  поведения, так и случайные, не характерные  для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных  состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников  отличает жизнерадостное, бодрое состояние  духа. Случайные эмоциональные состояния  не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением  обстоятельств, особенностями сложившейся  ситуации.

Настроение. Настроение - это более  или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о  переходящем и устойчивом настроении.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. У разных людей настроение по-разному  выражается в поведении. Особенности  волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением.

Изучив данный материал я выявила наиболее типичное эмоциональное состояние на примере сотрудника Савельевой О.П.организации ИП Тулинов В.Г. Для этого я провела исследование темперамента сотрудницы, так как эмоциональное состояние человека напрямую от него зависит. Чтобы выяснить какой тип темперамента преобладает у Савельевой О.П. я воспользовалась анкетой (Приложение 2) . Анкетирование показало ,что типом темперамента сотрудницы является тип «ярко выраженный холерик». Исходя из характеристики этого типа темперамента можно сказать , что наиболее типичное состояние Савельевой О.П.сложно назвать , потому как «холерики» ,а тем более ярко выраженные склонны к очень частым переменам настроения , причем не всегда эти перемены обусловлены внешними причинами .Так же можно сказать ,что эмоции у «холериков» яркие , сильные и не устойчивые.

Информация о работе Психологические аспекты управления