Психологические аспекты управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:29, реферат

Краткое описание

В течение всего периода пройденной практики в супермаркете «Ижтрейдинг» мне довелось ознакомиться с работой менеджера, директора, понять какие задачи решают, с какими проблемами сталкиваются. В первые дни прохождения практики в супермаркете «Ижтрейдинг» я ознакомилась с должностной инструкцией менеджера, прослушала инструктаж по технике безопасности, а так же по технике пожарной безопасности на данном предприятии.

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 730.00 Кб (Скачать)

Глава 12. Речь

Краткое содержание

Речь и ее функции. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Значение и смысл. Слово как понятие. Сокращение и развернутая речь, их психологические особенности. Теории усвоения языка и развития речи. Теория научения в речевом развитии. Нативистская и когнитивная теории. Освоение речи как развитие значений и смыслов. Психолингвистическая модель порождения и функционирования речи.

Речь как средство общения. Информационный обмен — первоначальная функция речи. Коммуникации у человека и обезьян. Экспрессивно-выразительная и контекстная функции речи животных. Отличие человеческой речи от средств общения у обезьян. Означенность единиц человеческой речи, ее понятийный строй. Проблема врожденности и приобретенное™ человеческой речевой способности. Опыт обучения животных человеческой речи.

Речь как инструмент мышления. Связь мысли со словом. Участие голосового аппарата человека в решении интеллектуальных задач. Экспериментальные доказательства существования внутренней речи и ее участия в процессах мышления.

Соотношение мышления и речи. Значение слова как единицы мышления и речи. Особенности начального периода развития мышления и речи у ребенка.

Представление о  внутренней речи, ее структура и  значение. Эгоцентрическая речь ребенка  как промежуточная форма между  внутренней и внешней речью. Дискуссия  Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической речи. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком.

Речь и ее функции

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности  получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без  письменной речи человек был бы лишен  возможности узнать, как жили, что  думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством  общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции  собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается  в следующем. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально

2) Психические свойства личности

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной  деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим  свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических  свойствах личности, мы имеем в  виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека "забывчивость" является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но "раздражительность" характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек  получает в готовом виде и сохраняет  неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая  особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и - что особенно важно - мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П.Павловым установлено, что  существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых "задатках", получил в работах И.П.Павлова свою подлинную научную основу.

Различные типы высшей нервной  деятельности отличаются друг от друга  по следующим трем признакам:

1) сила основных нервных процессов - возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;

2) равновесие между возбуждением и торможением;

3) подвижность этих процессов, т.е. способность их быстро сменять друг друга.

Это основные свойства нервной  системы. Различные типы высшей нервной  деятельности отличаются друг от друга  различным сочетанием, комбинированием  этих свойств.

< Тип высшей нервной  деятельности есть основная характеристика  индивидуальных особенностей нервной  системы данного человека.

Являясь врожденной особенностью, тип высшей нервной деятельности не остается, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и  деятельности человека, под влиянием "постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов" (Павлов). "И это потому, - пояснял он, - что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство - высочайшая пластичность". Пластичность нервной системы, т.е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип, - сила, равновесие и подвижность нервных процессов - не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать  врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий  жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека - его характер, его интересы и  способности - всегда в той или  иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определенной деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живет, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. "Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, - писали Маркс и Энгельс, - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей". Только социалистический строй создает условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало еще ни в одной стране и ни в одну эпоху.

Центральное значение для  формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т.е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов.

Никогда еще история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной  любви к родине, как у советских  людей в дни Великой Отечественной  войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение  партии Ленина-Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось  сознание передового советского человека.

Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили  ранее. "...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди".

Однако "общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век  и служащие интересам отживающих сил общества... Бывают новые, передовые  идеи и теории, служащие интересам  передовых сил общества" (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует умения отличать эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого "знания" передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко "пережиты" человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Обусловленные личным жизненным  путем человека, его убеждения  в свою очередь влияют на ход этого  пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.

В детском возрасте решающее значение для формирования психических  особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, все большее значение приобретает самовоспитание, т.е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Интересы и  склонности

Первое, что характеризует  с психической стороны человека, - это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности.

Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется, как  мы уже знаем, вниманием. Под интересами же мы разумеем такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него "интерес к театру", то под этим мы разумеем, что он стремится возможно чаще бывать в театре, читает книги о театре, не пропускает в газетах сообщений, заметок и статей, касающихся театра, что, участвуя в разговоре или слушая радиопередачи, он обращает внимание на все, так или иначе относящееся к театру, что, наконец, мысли его часто направлены к театру.

Между понятиями "интерес" и "склонность" имеется некоторое  различие. Под интересом разумеется направленность на определенный предмет, под склонностью же - направленность на занятие определенной деятельностью. Интерес - это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нем. Склонность - это тенденция заниматься какой-нибудь определенной деятельностью.

Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.

В основе возникновения интересов  и склонностей лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает  устойчивый интерес, характеризующий  направленность человека. Потребность  в пище является одной из основных потребностей всякого человека. Когда  эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т.е. когда человек  голоден, у него возникает "интерес  к еде"; его помыслы сосредоточиваются  на еде. Но такой "интерес" имеет  временный характер и проходит, как  только человек насытился; в нем  не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной  чертой личности.

Информация о работе Психологические аспекты управления