Клар и Уоллес
выдвинули ряд гипотез, касающихся
действия систем третьего типа:
- В то время когда организм практически не занят обработкой извне поступающей информации (когда, например, он спит), система третьего типа перерабатывает результаты ранее поступившей информации, предшествующей умственной активности.
- Цель этой переработки — определить следствия предыдущей активности, которые являются устойчивыми. Так, например, имеются системы, которые управляют записью предыдущих событий, разделением этой записи на потенциально устойчивые, согласующиеся друг с другом части и определением этой согласованности от элемента к элементу.
- Как только подобная согласованная последовательность замечена, в действие вступает другая система — та, которая порождает новую.
- Формируется система более высокого уровня, включающая в себя предыдущие в качестве элементов или частей.
И так далее. Так
можно представить себе, к примеру,
формирование логических структур.
До сих пор
мы рассматривали естественные пути
индивидуального развития мышления.
Данные, полученные за последние годы
на стыке общей и социальной психологии,
показывают, что формирование мышления
можно стимулировать групповыми
видами интеллектуальной работы. Было
замечено, что коллективная деятельность
по решению задач способствует усилению
познавательных функций людей, в
частности улучшению их восприятия
и памяти. Аналогичные поиски в
области психологии мышления привели
ученых к выводу о том, что в
некоторых случаях, за исключением
только, пожалуй, сложной индивидуальной
творческой работы, групповая умственная
работа может способствовать развитию
индивидуального интеллекта. Было установлено,
например, что коллективная работа
помогает генерированию и критическому
отбору творческих идей.
Одна из методик
организации и стимулирования групповой
творческой интеллектуальной деятельности
получила название «брейнсторминг» (буквально
«мозговой штурм»). Его проведение основано
на следующих принципах:
- Для решения некоторого класса интеллектуальных задач, для которых трудно отыскать оптимальное решение, работая над ними индивидуально, создается специальная группа людей, между которыми особым образом организуется взаимодействие, рассчитанное на получение «группового эффекта» — весомой прибавки в качестве и скорости принятия нужного решения по сравнению с индивидуальным его поиском.
- В подобную рабочую группу включаются люди, которые отличаются друг от друга по психологическим качествам, в совокупности необходимым для нахождения оптимального решения (один, например, больше склонен высказывать идеи, а другой — их критиковать; один обладает быстрой реакцией, но не в состоянии тщательно взвесить ее последствия, другой, напротив, реагирует медленно, но зато тщательно продумывает каждый свой шаг; один стремится к риску, другой склонен к осторожности и т.д.).
- В созданной группе за счет введения специальных норм и правил взаимодействия создается такая атмосфера, которая стимулирует совместную творческую работу. Поощряется высказывание любой идеи, какой бы странной на первый взгляд она ни казалась. Допускается только критика идей, а не высказавших их людей. Все активно помогают друг другу в работе, особенно высоко оценивается оказание творческой помощи партнеру по группе.
В условиях так организованной групповой творческой работы человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.
- Индивидуальная и групповая работа чередуются друг с другом. На одних этапах поиска решения задачи все думают вместе, на других — каждый размышляет в отдельности, на следующем этапе все снова работают вместе и т.д.
Описанная техника
стимулирования индивидуального мышления
была создана и использовалась до
сих пор в основном при работе
со взрослыми. Однако нам думается, что
она была бы весьма полезной и для развития
мышления у детей, а главное — для сплочения
детского коллектива и формирования у
детей разного возраста необходимых в
современной жизни умений и навыков межличностного
общения и взаимодействия.
Темы и вопросы для
обсуждения на семинарах
Т е
м а 1. Природа и виды мышления.
- Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов.
- Виды мышления, их особенности.
- Операции мышления.
- Процессы мышления.
- Мышление и эмоции.
- Аутистическое и реалистическое мышление.
- Индивидуальные особенности мышления.
Т е
м а 2. Творческое мышление.
- Определение творческого мышления.
- Условия продуктивности творческого мышления.
- Факторы, препятствующие творческому мышлению.
- Понятие интеллекта по Дж.Гилфорду.
- Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.
- Связь между коэффициентом интеллекта и жизненными успехами.
Т е
м а 3. Теории мышления
в психологии.
- Ассоциативная теория мышления.
- Понимание мышления в бихевиоризме и в гештальтпсихологии.
- Логическая теория мышления (С.Л.Рубинштейн).
- Деятельностная теория мышления (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов).
- Информационно-кибернетическая теория мышления.
Т е
м а 4. Развитие мышления.
- Альтернативные подходы к развитию мышления.
- Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже.
- 3. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
- 4. Теория развития понятий по Л.С.Выготскому.
- 5. Информационная теория когнитивного развития.
- 6. Стимулирование развития мышления с помощью техники брейнстор-минга.
Темы для рефератов
- Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.
- Психология творческого мышления.
- Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.
- Развитие мышления.
Темы для самостоятельной
исследовательской работы
- Проблемы и пути развития творческого мышления.
- Личностные особенности творческого человека.
- Средства развития мышления.
- Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).
Литература
I
- Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Мышление. Образование понятий: 131—210. Восприятие и мышление: 211—241.)
- Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. (Культурно-историческая теория мышления Л.С.Выготского: 123— 174. О роли ассоциаций в процессах мышления: 388—436.)
- Лурия АЛ*. Язык и мышление. — М., 1979. (Развитие понятий и методы их исследования: 67—90. Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135—146. Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода: 251—264.)
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека: Книга для учителя. — М., 1989. (Развитие интеллекта — настоятельная потребность времени: 5—12. Что такое интеллект: 13—21. Факторы, условия и факты развития интеллекта: 33—37, 50—82. Интеллект и развитие способностей: 110—135.)
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981. (Интеллект и другие психические процессы: 109—134.) Одаренные дети. — М., 1991. (Структуры интеллекта. Модель Гилфорда: 216—220.)
- Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. — М., 1987. (Мышление как предмет психологического изучения: 5—11. Мышление как процесс решения задач: 11—20. Основные теории мышления: 20—51. Направления эмпирического исследования мышления: 51—77. Продуктивное мышление: 84 — 88.)
- Психолингвистика. Сборник статей. — М., 1984. (Генетический аспект языка и мышления (Ж.Пиаже): 325—335.)
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М, 1989. - С. 360-400.
II
- Анастази А. Психологическое тестирование. — Кн. 2. — М., 1982. (Природа интеллекта: 308—316.)
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. 2. — М., 1979. (Память и мышление: 118—341.)
- Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. — М., 1976. (Что такое нешаблонное, творческое мышление: 11—18. Как рождается творческая мысль: 19—23. Что мешает мыслить нешаблонно: 24—33. Принципы нешаблонного мышления: 63-101.)
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987. (Динамика и логика продуктивного мышления: 5—26, 269—298.)
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Развитие речи и мышления: 254—273.)
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Мышление и речь: 5—361. Мышление и его развитие в детском возрасте: 395 — 415.)
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 6. — М., 1984. (Речь и практическое мышление: 6—37.)
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. (Проблема обобщения в обучении: 10—27. Критический анализ эмпирической теории мышления: 79—111, 186—247. Диалектике-материалистическая теория мышления: 248—331.)
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Диалектике-материалистическая теория мышления: 96—102, 104—111.)
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. — М., 1985. (Абстрактное мышление у детей: 90—102.)
- Исследования мышления в советской психологии. — М, 1966. (Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236—277.)
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981. (Мышление и его виды: 8—17. Продуктивное и репродуктивное мышление: 17—25.)
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - Т. П. - М., 1983. (Мышление: 79-92.)
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М., 1974. (Мышление. Решение задач и принятие решений: 473—520.)
- Общая психология. — М., 1986. (Мышление: 322—347.)
- Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. — М., 1987. (Формирование понятий: 77—84.)
- Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Мышление: 101—121.)
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. 1. — М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223—305.)
- Тихомиров O . K . Психология мышления. — М., 1984. (Виды мышления: 7—10. Развитие мышления: 211 — 231. Теории мышления: 232—254.)
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981. (Мышление (УДжемс): 11—20. Психология мышления (О.Кюльпе): 21—27. Продуктивное мышление (КДункер): 35—47. О действенном и наглядно-образном мышлении (Д.Брунер): 87—96. Творческое и критическое мышление (ГЛиндсей и др.): 149—152. Этапы творческого мышления (Р.Вудвортс): 255—257. Основные направления экспериментального изучения творчества (Х.Е. Трик): 298—304.)
III
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Память и мышление: 362—427.)
- Беспалов Б.И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. — М., 1984. (Наглядно-образное, визуальное мышление: 73 — 182.)
- Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978. (Теоретические проблемы исследования интеллекта: 25—46. Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равена: 46—79.)
- Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. — М., 1983. (Мышление. Определение и виды: 6—34. Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34— 44, 52— 70. Прогнозирование: 44 — 52.)
- Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O . K . Эмоции и мышление. — М., 1980. (Эмоции и мышление: 20—70.)
- Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 2. Мышление и интеллект. — Л., 1976. (Мышление как проблема психологии: 14 — 28. Свойства процессов мышления: 28—109. Закономерности мышления: 109—191. Уровни организации мыслительных процессов: 192—275. Интеллект: 276—340.)
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Психосемантика и мышление: 184—248.)
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. — М., 1989. (Язык как средство мышления и общения: 50— 112.)
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. — М., 1989. (Развитие образного мышления: 193— 213.)
- Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Психологическое описание творчества: 64—102.)
- Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. — С. 80—84.
- Гончаров B . C . Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу. — Свердловск, 1988. (Типы мышления: 14—38.)
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Теоретическое мышление: 118—132.)
- Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьников. — М., 1982. (Особенности эмпирического и теоретического мышления: 8—33.)
- Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984. (Общая характеристика теоретического мышления: 7—30.)
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986. (Виды познания (эмпирическое, теоретическое): 100—116.)
- Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971. (Мышление детей школьного возраста в разных культурах: 272-306.)
- Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. (Знаковые опосредователи мышления: 51—72. Внутренняя речь: 99 — 116.) Проблемы речевого мышления: 12—31. Вербальное мышление: 72—85. Переход от мысли к слову: 85—99. Национально-культурные аспекты речевого мышления: 184 — 202.)
- Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. (Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236 — 277.)
- Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л., 1984.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Интеллект человека. История становления: 127—166. Творчество как феномен: 265—288. О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17-126.)
- Коршунова Л.С., Пружинив Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Воображение и мышление: 122— 138.)
- Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Культура и мышление: 124—152, 174—208.)
- Леонтьев АЛ. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II . — М., 1983. (Опыт экспериментального исследования мышления: 72— 78.)
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. — М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4—50. Об интуиции: 50—64.)
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. (Природа интеллекта: 61—76. «Психологиямышления» и логика: 76—108. Интеллект и восприятие: 109—142. Интеллект и движение: 142—172. Формирование мышления: 173—210. Социальные факторы интеллектуального развития: 210—221.)
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. (Теория деятельности и вопросы развития мышления: 6—24. Средства и способы мыслительной деятельности: 35—69. О двух типах мышления, природном и предметном: 69—75. Общая характеристика наглядно-действенного мышления: 78—93, 252—263. Общая характеристика наглядно-образного мышления: 133—162, 252—263.)
- Подольский А.И. Становление познавательного действия. Научная абстракция и реальность. — М., 1987.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы па-леопсихологии. — М., 1974. (Генезис речи и мышления: 380—485.)
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976. (Язык, речь и мышление: 165—173.)
- Смирнов АЛ. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. (Понимание и запоминание. Соотношение процессов: 137—198. Мышление и память. Приемы и процессы осмысленного запоминания: 198-299.)
- Тихомиров O . K . Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и сознание: 34—86. Эмоции и мышление: 87—106.)
- Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989. (Память в структуре речемыслительной деятельности: 61—98.)
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. — Томск, 1983.
- Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972. (Вкладлингвистики в изучение мышления. Прошлое, настоящее и будущее: 12—121.)
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М., 1985. (Основные функции знаний в развитии мышления: 11 — 27.)