Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 09:04, курсовая работа
По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников. Западный бизнес все более склонен считать, что неполное использование кадрового потенциала – это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, пренебрежение к работникам – путь к прямому ущербу.
Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.
Решение задач полного и рационального использования трудовых ресурсов, а также его повышения является сегодня одним из наиболее оправданных направлений кадровой политики предприятия. Многочисленность действующих при этом факторов выдвигает более конкретную задачу их приоритетности и последующего выбора наиболее эффективных управленческих воздействий.
Введение
По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников. Западный бизнес все более склонен считать, что неполное использование кадрового потенциала – это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, пренебрежение к работникам – путь к прямому ущербу.
Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.
Решение задач полного и рационального использования трудовых ресурсов, а также его повышения является сегодня одним из наиболее оправданных направлений кадровой политики предприятия. Многочисленность действующих при этом факторов выдвигает более конкретную задачу их приоритетности и последующего выбора наиболее эффективных управленческих воздействий.
Трудовые ресурсы предприятия
являются частью производственных ресурсов.
В то же время, обладая с точки
зрения экономики предприятия
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявление потенциала организации и степени его использования, а также определение и создание социально-психологических условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться. Это составляет серьезную задачу для руководителей и кадровых менеджеров организации. На данный момент огромное и достаточно разрозненное количество имеющихся теорий кадрового менеджмента не позволяет выявить и решить данную проблему для конкретного предприятия с учетом его коммерческих особенностей, существующей кадровой политики, географического положения, производственных, материальных и других факторов.
Для рассмотрения теоретических аспектов
в работе использованы работы следующих
отечественных авторов: Н.Л. Захарова
и А.Л. Кузнецова, А.Я. Кибанова, Т.Ю. Базарова
и Б.Л. Еремина, Н.П. Беляцкого и
других, а также материалы
Предметом данной работы являются социально-психологические аспекты управления персоналом.
Объект исследования – персонал ООО «Агентство Учета и Права ».
Целью исследования является теоретический и практический анализ социально-психологических аспектов управления персоналом и предложения по улучшению их эффективности на примере организации ООО «Агентство Учета и Права».
В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
1) Провести теоретическое
2) Оценить и проанализировать
уровень социально-
3) Выявить основные проблемы
в социально-психологической
1. Социально психологические аспекты управление персоналом
1.1 Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты управления
Понятие интереса к лидерству в менеджменте персонала по своему характеру аналогично понятию интереса к качеству продукции в экономике.
Лидерство неотделимо от управления персоналом, сложившейся на предприятии ситуации, личности, коммуникаций.
Менеджмент – не только наука, но и искусство, практика, опыт. Такая неоднозначность отражается и на лидерстве: речь идет о формальном и неформальном лидерстве.
Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации. Однако компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. Еще более важно указать курс организации и наделить полномочиями ее персонал. Обеспечить лидерство только мотивационными успехами руководителям сегодня не удается. Достаточно вспомнить, что в качестве самостоятельных направлений деятельности существует менеджмент – ситуационный, конфликтный, кризисный, стратегический, инновационный, финансовый, проектный, инвестиционный и т.д. Лидерство имеет отношение к каждому из них, но его природа наиболее тесно связана с менеджментом персонала. Она смыкается с феноменом руководства организацией, необходимостью активизации и развития персонала.
Управление персоналом и лидерство
не синонимичны, но способность быть
лидером – ключевое условие, чтобы
стать менеджером. Суть лидерства
состоит в наличии
Управление организацией включает формальное лидерство и деловую активность1.
Лидерство связано с той частью
менеджмента или управления организацией,
которая относится к области
управления персоналом, формирования
его воли, стратегии, реализации намеченного
и сохранения достигнутого (преимущественно
социально-психологическая
Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.
Деловая активность связана с той
частью управления, где происходит
решение задач планирования, организации
системы управления, регулирования,
управления ресурсами, технической
подготовки производства (преимущественно
организационно-техническая
Деловая активность – это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная организация, линейная структура и т.д.).
Деловая активность ориентирована на создание структуры организации, которая определяется стратегией, целями. Лидерство ориентировано на создание условий для достижения целей и сами цели.
Организация – сложная, динамичная, открытая система. Принятие решений в одной подсистеме вызывает реакцию в другой. Поэтому лидерство и деловая активность – две стороны единого процесса руководства.
Современные определения лидерства многогранны и не отличаются единством подходов. Их можно в общем виде представить в таблице 1.12.
Основные направления лидерства
Таблица 1.1
Концепция |
Характеристика |
Приоритетные области и условия |
Лидерство на основе власти, силы (должности) |
Отношения власти «сверху вниз». Доминирование одного над другими. Отношения неравенства. Давление на подчиненных. Ориентация на достижение целей лидерства. Проблема наличия последователей. Преобладание принудительной власти над поощряющей. |
Вооруженные силы, хозяйственная деятельность в экстремальных условиях |
Поведенческая концепция |
Лидерское поведение – это действия по координации работы группы, например, распределение обязанностей, мотивация, критика |
Социальная сфера, экономика, свободная конкуренция |
Лидерство на основе техники групповой работы по достижению целей |
Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы и кто знает, как, какими методами или инструментами достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Лидерство возникает из активного процесса взаимодействия людей в группе, эффективно действующий член группы становится лидером, потому что другие воспринимают его как человека, подходящего на роль лидера |
Хозяйственная деятельность в гибких адаптивных организациях |
Лидерство как влияние |
Лидером
является тот, кто оказывает наиболее
сильное влияние на других. Это
лидерство благодаря |
Политическая сфера, хозяйственные системы |
Лидерство через убеждение |
Вместо искусства принуждения (управления) возникает знание человеческой природы и влияние на людей убеждением |
Политика, общественная деятельность. Религиозная сфера. Предпринимательство |
Лидер как достижение согласия |
Достигается
максимальное сотрудничество при минимальных
противоречиях. Лидер достигает
повиновения, уважения и лояльности
сотрудников путем достижения между
ними согласия. Здесь выделяется нравственный
аспект лидерства, который может
служить оправданием |
Все сферы деятельности человека |
Таким образом, лидерство многоаспектно,
причем не все аспекты равнозначны,
однако все признают наличие влияния
одного или нескольких человек на
преобладающее большинство
Лидерство формируется в процессе взаимодействия людей при решении общих задач, является одной из форм межличностного взаимодействия и включает пять основных элементов: сам лидер, его последователи, ситуация и задача, которую решает группа взаимодействующих людей.
Лидер – первый, основной участник процесса или отдельного акта лидерства. Лидеру присущи определенные черты, выделяющие его среди других. Это компетентность, коммуникабельность, интуиция и другие черты, способствующие достижению, а затем и удержанию в течение некоторого времени лидирующего положения.
Лидером можно считать только того, кто занимал лидирующую позицию неоднократно и находился на ней достаточно долгое время.
Статус лидера должен определяться самой группой, а не навязываться извне. Извне приходит власть начальника, которую члены группы принимают под угрозой наказания за неповиновение. Радость достижения общей цели разделяется только с тем, кого группа признает своим лидером. Поэтому в управлении персоналом актуальной остается задача обоснования лидерства с помощью различных механизмов назначений и даже выборов руководителей при участии сотрудников.
Однако без последователей нет лидера, и в то же время последователи без лидера превращаются в однородную массу людей. Все члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. Именно при таком взаимодействии выявляется лидер. Конечно, не все сотрудники являются последователями человека, занимающего лидирующее положение. Если они не становятся таковыми, то со временем могут потерять принадлежность к данной группе. Если таких большинство или даже просто значительная часть, то лидер со временем может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, и это происходит потому, что сила влияния последователей на лидера бывает соизмеримой с обратным влиянием. Последователи – это те, кто, по крайней мере, не противодействует лидеру.
Цели организации определяют ее задачи как элементы лидерства а сами задачи между которыми существует определенная взаимосвязь (рисунок 1.1), являются классификационными признаками видов деятельности или функций, например, управления персоналом.
Задачи в системе понятий лидерства
Рисунок 1.1 - Задачи в системе понятий лидерства
Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. Они являются настолько важной характеристикой деловой ситуации, что их можно рассматривать в качестве самостоятельного элемента лидерства. Разные задачи устанавливают разные требования к качествам лидера. Если меняются задачи, то меняются и требования к нему. В этом случае может произойти смена лидера или некоторым членам группы предоставляется возможность оказывать влияние на всю группу.
Человек становится лидером чаще всего
благодаря не определенным чертам характера,
а его активной адаптации к
хозяйственной ситуации, способности
настроить структуру своих
Лидерство нельзя формализовать, свести к определенному каталогу деловых качеств или способностей человека. Оно может быть присуще человеку не постоянно, а только в определенной ситуации, даже в отдельной роли человека, которую он выполняет в группе. Лидерство динамично, как и само межличностное поведение, и не обязательно связано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного преднамеренного влияния.
Под группой понимается персонал одного из подразделений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений. Группа является необходимым условием лидерства, его синтезированным элементом. В науке управления персоналом синонимом «группы» является «коллектив», поэтому характеристики трудового коллектива – это одновременно и характеристики группы. К их числу относятся взаимоотношения в коллективе, организация труда, коммуникационный климат, удовлетворенность трудом, трудовая дисциплина, половозрастная структура группы.
Состав группы и ее состояние решающим образом влияют на характер лидерства, характеристики лидеров и устойчивость их положения.
Оценка значимости для лидерства ситуации, задач, качеств лидера неоднозначна. Она зависит от подходов к самому лидерству и теорий, лежащих в основе этих подходов, основные из которых можно представить в таблице 1.2.
Основные теории лидерства
Таблица 1.2
Теория лидерства |
Характеристика теории |
Важнейший элемент лидерства |
Качеств лидера |
Роль личности, одаренной лидерскими чертами, например, активностью, интеллектом, ответственностью, влиянием на сотрудников |
Лидер |
Ситуационная |
Лидерство развивается согласно природе группы и ее задачам. Ситуация дает возможность выдвижения людей на лидерские позиции. Качества лидера производны от ситуации |
Ситуация, задача, группа |
Личностно-ситуационная |
Лидерство является результатом взаимодействия между личностями, а группа – условием и механизмом достижения личностных и общих целей. Группа – это система взаимоотношений, которые выделяют лидера. Каждый оценивается другими по его способности удовлетворить потребности группы |
Группа |
«Кредита доверия» |
В основе – личностно-ситуационная концепция, определение степени выбора свободы лидера. Кредит доверия – это неформальное право лидера на нестандартное поведение. Лидерство на основе соответствия ожиданий группы и социального статуса лидера. Периодическое смещение лидера по мере изменения ситуации и потери уважения последователей |
Ситуация, последователи |
Случайностей |
Основана на соответствии качеств потенциального лидера особенностям ситуации |
Задача |
Информация о работе Психологические аспекты управления персоналом