Психологические аспекты управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 09:04, курсовая работа

Краткое описание

По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников. Западный бизнес все более склонен считать, что неполное использование кадрового потенциала – это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, пренебрежение к работникам – путь к прямому ущербу.
Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.
Решение задач полного и рационального использования трудовых ресурсов, а также его повышения является сегодня одним из наиболее оправданных направлений кадровой политики предприятия. Многочисленность действующих при этом факторов выдвигает более конкретную задачу их приоритетности и последующего выбора наиболее эффективных управленческих воздействий.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 177.22 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 1.2

 

знание  основ социологии и психологии, культура, умение хорошо одеваться  и выглядеть.

5. Характерологические особенности

Авторитетность, дружелюбие, интуиция, любовь к людям, находчивость, наблюдательность, оптимизм, психоэмоциональная устойчивость, терпимость, внутренняя уверенность в себе, чувство собственного достоинства, умение мобилизовать силы, уравновешенность, чувство ситуации опасности, чувство юмора.


 

На втором этапе исследования было проведено тестирование юристов  с использованием методики Кейрси. Группа обследуемых агентов состояла из 9 женщин и 1 мужчины в возрасте от 19 до 28 лет, стаж агентской̆ работы которых  насчитывал от 2 до 8 лет. Результаты, полученные при проведении теста, представлены в таблице 2.2 Для большей наглядности результаты также представлены в в виде круговой диаграммы на рисунке 2.1.

Результаты  полученные при тестировании Д.Кейрси.

Таблица 2.2 - Результаты полученные при тестировании Д.Кейрси

Тип темперамента

Количество

ENTJ - "Фельдмаршал"

1

ESFJ - "Торговец"

2

ESTJ - "Администратор"

2

INFJ - "Предсказатель"

1

ESFP - "Тамада"

1

ENFJ - "Педагог"

1

ISTJ - "Опекун"

1

ISFJ - "Консерватор"

1


 

Рисунок 2.1 – Распределение по типам личности обследованных  работников

 

Анализируя  данные таблицы 2.2 можно определить что в состав коллектива входят: ENTJ или «фельдмаршал», два представителя этико-сенсорных экстравертов (ESFJ), так же есть парочка «администраторо», «предсказатель», сенсорно-этический экстраверт (ESFP), «педагог», «опекун»  и «консерватор». Краткая характеристика каждого типа а также его сильные и слабые стороны представлены ниже. Для наглядности результаты также представлены в в виде круговой диаграммы на рисунке 2.1.

Руководитель  ENTJ, он же «фельдмаршал», он же логико-интуитивный экстраверт. К положительным качествам такого человека можно отнести способность концентрироваться на задаче и не позволять команде уходить в сторону. ENTJ обеспечивает выполнение задачи вовремя и с необходимым качеством, обладает аналитическими и критическими навыками решения проблем. Что же касается минусов, то данный тип людей всегда стремится доминировать, не расположен принимать во внимание чувства и эмоции других людей. Не все могут выдержать его напряженный рабочий режим, который он к тому же склонен произвольно менять, навязывая свой ритм окружающим.«Фельдмаршал» склонен принимать слишком быстрые решения, не обсуждая их с другими.

Два представителя типа ESFJ или «Торговец». Этико-сенсорные экстраверты являются наиболее социально направленные из всех. У представителей данного типа также есть ярко выраженные коммерческие способности, умение мыслить экономическими категориями, все рассматривается с точки зрения подсчетов и оценок. Это сочетается с умением подойти к человеку, понять его, ответственностью и обязательностью, аккуратностью, работоспособностью. Недостатками «торговца» является склонность слишком много говорить. Он также испытывает трудности, когда необходимо критиковать, и не склонен обращать внимание на собственные потребности.

К положительным  характеристиками «администратора» относится  хорошая смекалка и отличная информированность  в той области, которой он занимается. ESTJ является активным и деятельным человеком, не любит попусту тратить время, всегда знает, чего хочет, и умеете этого добиваться трудолюбием и упорством. Отличатся высокой работоспособностью. Умеет бережно и рационально обращаться с деньгами. Слабыми сторонами этого типа являются плохая восприимчивость к критике, даже в шутливой форме, нехватка дипломатичности в отношениях,  излишняя резкость в своих критических оценках. «Администратор» осуждает всех, кто, по его мнению, недостаточно качественно и честно работает. От него нельзя требовать и ожидать: гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации, мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми, выдержки и хладнокровия в экстремальных ситуациях, генерации нестандартных идей.

Главная  черта «предсказателя» — гуманизм и сочувствие к людям. Со всеми  поддерживает ровные, доброжелательные отношения. Миротворец: умеет примирить  враждебные стороны, но при этом оставаться объективным. Выслушивая людей, снимает  их эмоциональное напряжение. Не копит  в себе зла, прощает своих обидчиков  и недоброжелателей. Проблемами этико-интуитивный  интроверта это впечатлительность  и ранимость. Ему тяжело переживать конфликты и недоразумения, стрессонеустойчив. Увязая в деталях дела, часто переутомляет себя. Ему с трудом дается оценка качества своей работы и затраченного на нее времени. Оптимальным для  INFJ является такой режим работы, при котором он может заниматься любимым делом спокойно и независимо от других. Он плохо подходит для быстрого решения срочных проблем и работы в авральном темпе.

Стимулом, который движет «тамадой», является достижение высокого материального  и этического статуса в группе. Он может гибко манипулировать отношениями  с другими людьми, уменьшая либо увеличивая дистанцию соответственно ситуации, нужности делового партнера, его статусу в обществе (система  д. Карнеги). Люди данного типа имеют хорошие дипломатические и коммерческие способности, быстро ориентируется в экстремальных ситуациях. Уверен в себе, смел и решителен, но при этом добр. Всегда знает, чего хочет. Однако от него нельзя требовать и ожидать: пунктуальности и обязательности; организованности и логичности в делах; умения хорошо распределять обязанности; глубоких стратегических и аналитических способностей, выполнения всех своих обещаний.

Наиболее  развитой стороной личности «педагога» или, как еще его называют, «наставника», является способность испытывать сильные  чувства и эмоции, это человек  со сложным духовным миром, полным контрастов и противоречий. Ради истинных, глубоких чувств он может пожертвовать многим. Хорошо предчувствуя тревожную ситуацию, готовится к ней заранее — продумывает запасные варианты. Вовлекшись в конкретное дело, забывает о еде и отдыхе. Берется за трудновыполнимые задачи, хотя тяжело переживает любую неудачу. Его цель мобилизовать людей на дело, как же действовать конкретно должны определять другие. Склонен к накоплению и систематизации материалов в интересующей его области. Однако к проработанному возвращается редко. Ему с трудом дается внутреннее равновесие. Склонен излишне драматизировать события. От него нельзя требовать и ожидать: неизменного оптимизма. быстрой конкретной отдачи в делах, трезвого, объективного, взгляда на вещи, умения достоверно анализировать ситуацию.

Логико-сенсорный  рациональный интроверт или «инспектор», или «опекун» является хорошим организатором  и тщательным исполнителем. Последователен в своих делах и решениях, всегда доводит начатое до конца. Вникает  во все детали и не упускает из виду мелочей. Данный социотип характеризуется  стремлением к доминированию  в коллективе, одержимостью конкретной идеей, ее воплощением в жизнь. Требователен, нетерпим к колебаниям, безволию, недобросовестности. Стремится к организации и  порядку, инструментом наведения которого, как правило, является волевой нажим, проявляющийся в различных формах (административное давление, уговоры, дискредитация). Занимая высокое  положение в социальной и производственной иерархии, может проявить диктаторские наклонности. Будучи ниже по рангу, всегда чувствует пределы волевого давления на вышестоящих, признает субординацию. Наводит порядок и дисциплину только на своей территории и в  пределах своей компетенции.

И наконец, ISFJ, он же этико-сенсорный интроверт, он же «консерватор» либо «хранитель». Человек долга. Серьезный, спокойный, но внутренне настороженный по отношению  к возможным проявлениям негативных эмоций со стороны окружающих человек. Этические нормы для него —  прокрустово ложе, посредством которого оцениваются поступки людей. Критически настроен к людям, нарушающим общепринятые нормы поведения. К сильным сторонам данного типа относится умение разбираться  в отношениях между людьми, добросовестность, обязательность, пунктуальность. Люди данного типа ко всему готовится  заблаговременно. Выполняет начатую  работу тщательно и последовательно. Не жалеет сил и времени для  создания порядка. Заставляет себя делать даже неинтересную, но необходимую  работу. Хороший экономист, умеет  рационально обращаться с финансами, не любит долгов. Имеет сильную  выдержку и самообладание. Однако «консерватору» трудно определить индивидуальные способности  людей, он ко всем склонен предъявлять  одинаково высокие моральные  требования. Не любит, когда кто-то подвергает оценке его качества, так как внутренне  не всегда в них уверен. При попытках подавить его может проявлять  агрессивность.

На третьем этапе  полученные данные сверялись с «идеалом».

Сравнивая описания функциональных портретов  Кейрси с полученным портретом идеального юриста, я подметил, что «идеал»  очень похож на представителей̆  типа SJ (Эпиметей). Результаты анализа  подтвердили эту гипотезу. Среди  юристов оказались представители  всех четырёх типов темперамента, однако большинство (60%) агентов принадлежит  к типу Эпиметей (см. Рисунок 2.2).

Незначительное  число представителей̆  других типов позволяет  предположить, что  принадлежащие к  ним люди в меньшей̆ степени склонны  к агентской̆ деятельности, хуже адаптируются к  особенностям данной̆  профессии и, вероятно, в меньшей̆, чем SJ-тип, степени пригодны к этому виду деятельности. Впрочем, окончательные  выводы можно было бы сделать, исследуя типологические характеристики юристов, увольняющихся  из компаний по причинам, связанным с профессиональным несоответствием, или  по собственному желанию.

 

 

Рисунок 2.2 -  Распределение типов темперамента среди юристов

Незначительное  число представителей̆  других типов позволяет  предположить, что  принадлежащие к  ним люди в меньшей̆ степени склонны  к агентской̆ деятельности, хуже адаптируются к  особенностям данной̆  профессии и, вероятно, в меньшей̆, чем SJ-тип, степени пригодны к этому виду деятельности. Впрочем, окончательные  выводы можно было бы сделать, исследуя типологические характеристики юристов, увольняющихся  из компаний по причинам, связанным с профессиональным несоответствием, или  по собственному желанию. Тем не менее несоответствие «идеалу» вовсе не является окончательным приговором. Следует учитывать такой важный̆ и интересный̆ факт: некоторые из лучших юристов имеют уникальные, присущие только им одним личностные характеристики. Эти люди никак не укладываются в общепринятые рамки, они могут являться единственными представителями того или иного типа в общей̆ выборке. И это совсем не мешает им удерживать лидирующие позиции во всех рейтингах.

Так что  решая проблему отбора и подготовки кадров, не стоит забывать о том, что нет правил без исключений. Ведь работа с людьми имеет свой неписаный̆ закон: стандартных подходов в ней̆ нет и быть не может. И  несмотря на то, что результаты проведённого исследования позволили мне сделать  определённые выводы, они ни в коей̆  мере не претендуют на звание «истины  в последней̆ инстанции».

2.2 Анализ по психодиагностической  методике 16-ти фаеторному личному  опроснику Р.Б.Кеттела

Анализ индивидуума  и группы проводился с помощью  опросника Р. Кеттелла. Опросник Кеттела  является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических  особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и  предназначен для написания широкой  сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника  является его ориентация на выявление  относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью  факторного анализа из наибольшего  числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных  черт, объединенных вокруг одной центральной  черты. Опросник содержит 187 вопросов (форма  А и В). Ответы фиксируются в  специальном бланке.

В ходе исследования были проанализированы данные 10 юристов. Обработка полученных данных производилась  с помощью ключа. Совпадение ответов  обследуемого с «ключом» оценивается  в два балла для ответов  «а» и «с», совпадение ответа «b»  — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением  является фактор «В» — здесь любое  совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Результаты сырых данных тестирования фармацевтов занесены в таблицу 3. Полученное значение каждого фактора  переводилось в стены (стандартные  единицы) с помощью специальных  таблиц, а затем было посчитано  среднее значение. Результаты также  представлены в таблице 2.3. Для наглядности результаты представлены в графическом виде на рисунке 2.3.

Таблица 2.3 – Результаты испытуемых по « 16-ти факторной многоуровневой методике определения личности по Р.Б.Кеттелу

Фактор

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ср.значение

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

Сырые Б.

Стены

A

11

5

10

6

16

8

14

7

17

9

13

6

14

7

13

6

11

5

13

6

6,5

B

9

7

10

8

11

9

10

8

9

7

9

7

10

8

9

7

9

7

9

7

7,5

C

16

7

18

7

17

7

15

6

15

6

17

7

15

6

17

7

16

7

17

7

6,7

E

11

4

11

4

9

5

10

5

7

4

7

4

10

5

10

5

11

4

7

4

4,4

F

12

4

13

4

9

3

12

4

14

5

12

4

12

4

12

4

12

4

12

4

4

G

10

4

15

7

17

8

16

8

14

7

16

8

16

8

16

8

10

4

16

8

7

H

16

7

12

5

19

8

18

8

16

7

13

6

13

6

18

8

13

6

18

8

6,9

I

14

7

7

5

15

8

14

7

15

8

13

6

15

8

14

7

15

8

14

7

7,1

L

14

9

10

6

8

6

9

6

9

6

14

9

14

9

14

9

14

9

9

6

7,5

M

15

7

8

3

15

7

17

8

17

8

17

8

17

8

17

8

17

8

17

8

7,3

N

7

3

10

5

12

7

15

9

15

9

11

6

15

9

15

9

15

9

15

9

7,5

O

13

7

5

3

11

6

8

5

11

6

13

7

11

6

11

6

11

6

8

5

5,7

Q1

12

8

15

9

9

6

8

5

9

6

12

8

9

6

9

6

9

6

9

6

6,6

Q2

12

7

12

7

14

8

12

7

12

7

11

6

12

7

12

7

12

7

14

8

7,1

Q3

10

5

16

9

13

7

11

6

10

5

10

5

10

5

10

5

10

5

13

7

5,9

Q4

16

7

11

5

17

7

16

7

11

5

7

3

16

7

7

3

17

7

11

5

5,6

Информация о работе Психологические аспекты управления персоналом