Психологические аспекты управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 09:04, курсовая работа

Краткое описание

По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников. Западный бизнес все более склонен считать, что неполное использование кадрового потенциала – это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, пренебрежение к работникам – путь к прямому ущербу.
Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.
Решение задач полного и рационального использования трудовых ресурсов, а также его повышения является сегодня одним из наиболее оправданных направлений кадровой политики предприятия. Многочисленность действующих при этом факторов выдвигает более конкретную задачу их приоритетности и последующего выбора наиболее эффективных управленческих воздействий.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 177.22 Кб (Скачать)

 

 

Рисунок 3 – Результаты испытуемых по « 16-ти факторной многоуровневой методике определения личности по Р.Б.Кеттелу 

Рисунок 2.3 – Результаты испытуемых по « 16-ти факторной многоуровневой методике определения личности по Р.Б.Кеттелу

 

Рисунок 4 – Усредненный результаты испытуемых по « 16-ти факторной многоуровневой методике определения личности по Р.Б.Кеттелу 

Рисунок 2.44 – Усредненный результаты испытуемых по « 16-ти факторной многоуровневой методике определения личности по Р.Б.Кеттелу

 

На основании  полученных результатов можно сделать  вывод, что у данной группы имеется  тенденция к высоким результатам  по факторам B, L,N (их среднее значение равно 7,5) и M (7,3)  а по факторам E, F, – тенденция к низким показателям.

Характеризую  исследуемую группу по фактору B можно утверждать, что у представителей данной группы наблюдается абстрактность мышления, высокие общие умственные способности.   Они достаточно проницательны, быстро схватывающие. Имеют черту интеллектуально приспосабливаться.  Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

В целом фактор L отражает эмоциональное отношение  к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Можно  сделать вывод, что им свойственно  недоверие, сомнение, частое погружение в свое «Я»,  упрямость, заинтересованность во внутренней психической жизни. Они  осмотрительны в действиях, мало заботятся о других людях. Этот фактор не обязательно свидетельствует  о паранойе.

Высокие оценки по фактору N характеризуют людей в противоположность «естественному и прямолинейному» человеку с наивной эмоциональной искренностью, прямотой и непринужденностью. Кеттелл охарактеризовал людей с высокими оценками по фактору N так: «Они могут быть либо Сократом, либо ловким мальчишкой, а люди с низким полюсом отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой». Людей с высокими оценками можно охарактеризовать как интеллектуальных, независимых, со сложной натурой. В субкультурных исследованиях была выявлена связь высоких показателей по этому фактору со способностью к выживанию и определенной изощренностью. По динамическим характеристикам люди с высокими показателями являются лидерами в аналитической, целенаправленной дискуссии и в формировании функциональных групповых решений.  Положительный полюс Кеттелл образно назвал полюсом Маккиавелли, а отрицательный – полюсом Руссо.

В целом  фактор M ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни. В основном личности с M+ имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведении могут быть «богемны», нонконформны.

Самые низкие показатели по факторам E свидетельствуют о мягкости, уступчивости, тактичности, любезности, зависимости, услужливости, застенчивость, готовности брать вину на себя, скромности. Люди с низким фактором E легко приспосабливаются к ситуации.

Люди  с отрицательным F- фактором объективные в своих оценках, осторожные, серьезные. Однако у таких людей может быть склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.

 

2.3 Анализ по методике Стефансона «Q-сортировка»

Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и впервые опубликован  в 1958 г.

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения  или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам  от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Задания  могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное "Я", а  не "соответствие-несоответствие" статистическим нормам и результатам  других людей. Возможна и повторная  сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:

    • "социальное "Я" (каким меня видят другие);
    • "идеальное "Я" (каким бы я хотел быть);
    • "актуальное "Я" (какой я в разных ситуациях);
    • "значимые другие" (каким я вижу своего партнера);
    • "идеальный партнер" (каким я хочу видеть своего партнера).

Методика позволяет  определить шесть основных тенденций  поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие "борьбы" и "избегание борьбы". Тенденция  к зависимости определена как  внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция  к общительности свидетельствует  о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в  своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к "борьбе" - активное стремление личности участвовать в  групповой жизни, добиваться более  высокого статуса в системе межличностных  взаимоотношений; в противоположность  этой тенденции избегание "борьбы" показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых  спорах и конфликтах, склонность к  компромиссным решениям. Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие "борьбы" - избегание "борьбы") приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование  проводилось следующим образом. Испытуемому предъявлялась карточка утверждений и предлагается ответить "да", если оно соответствует  его представлению о себе как  члене данной конкретной группы, или "нет", если оно противоречит его  представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: "сомневаюсь", т.е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносились  по соответствующим ключам и подсчитывались тенденции по каждой из сопряжение пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного  качества, количество ответов "да" складывается с количеством *| ответов "нет" противоположных тенденций.

В результате я  получил суммарное количественное определение для каждой из перечисленных  тенденций. Для сведения результатов  в границы от +1 до -1 полученное число  мы делим на 10. Предполагается, что  ответ "да" имеет положительный  знак, а ответ "нет" - отрицательный. Три-четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются  нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в  других случаях это может свидетельствовать  об известной избирательности в  поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно  верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и  нулевая оценка, когда суммы ответов "да" и "нет" совпадают. Именно такое положение может явиться  источником внутреннего конфликта  личности, находящейся во власти имеющих  одинаковую выраженность противоположных  тенденций.

Определенный  интерес представляет использование  данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений  о самом себе с мнением каждого  о каждом внутри группы.

Таблица 2.4– Результаты испытуемых по методике «Q- сортировка»

         Номер респондента

 

Тенденции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Зависимость

3

3

4

4

5

3

4

5

5

7

Независимость

5

5

7

8

5

6

7

7

8

6

Общительность

8

6

8

7

6

6

7

8

7

7

Необщительность

6

5

8

8

6

5

5

4

4

6

Принятие «борьбы»

6

4

9

4

8

3

9

4

5

5

Избегание «борьбы»

4

4

5

5

6

3

4

5

7

5


 

На рисунке 2.5 представлены усредненные результаты.

Рисунок 5 – Усредненный  результаты испытуемых по по методике «Q- сортировка»

Рисунок 2.5 – Усредненный результаты испытуемых по по методике «Q- сортировка»

 

Тенденция к общительности говорит  о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи как в  своей группе, так и за ее пределами.

Тенденция к борьбе свидетельствует  об активном стремлении участвовать  в групповой жизни, добиваться более  высокого статуса в системе межличностных  отношений

 

 

2.4 Методика на определение  ценностных ориентаций М.Рокича

Наиболее  богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать  исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Милтоном Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого  ранжирования ценностей. Он предложил  теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в  рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения. И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также  специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что  такое ценности, что люди ценят  и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных  целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые  человек пытается реализовать, жизненные  сферы (профессиональная, обучения и  образования, семейная, общественная жизнь  и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень  значимости.

Учеными предложено множество типологий  ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие  разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич  приводит свою типологию:

    1. Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
    2. Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Инструментальные  ценности подразделяются на группы: этические, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические, конформистские, альтруистические; самоутверждения, принятия других людей и т. д.

Методика  изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков  ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов  каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Результаты  теста очень зависят от адекватности в самооценке человека, поэтому специалисты  рекомендуют использовать тест М. Рокича в комплексе с другими методиками. Достоинство этого теста — универсальность, удобство и быстрота в проведении и обработке данных. Однако на результаты могут оказать влияние неискренность испытуемого, стремление (не всегда осознанное) давать социально желательные ответы.

Мной были изучены особенности  ценностных ориентаций коллектива. Как  известно терминальные ценности являются более устойчивым в ценностной структуре  личности. Они определяют значимые цели, к которым стремится индивид. Именно поэтому анализ результатов  начинаем с представления иерархии данных ценностных ориентаций. Результаты исследования представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Ранги терминальных ценностей в коллективе

Ценность

Общегрупповой показатель

Материальная  обеспеченность жизни

1,75

Уверенность в себе

3,45

Здоровье

4,65

Активная деятельная жизнь

6,25

Продуктивная  жизнь

7,7

Любовь

8,0

Счастливая семейная жизнь

8,2

Общественное  признание

8,6

Интересная работа

9,95

Наличие друзей

9,85

Развитие

10,85

Жизненная мудрость

11,5

Свобода

12,5

Творчество

13,1

Познание

13,5

Развлечения

13,55

Счастье других

13,75

Красота природы  и искусство

15,35

Информация о работе Психологические аспекты управления персоналом