Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 09:04, курсовая работа
По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников. Западный бизнес все более склонен считать, что неполное использование кадрового потенциала – это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, пренебрежение к работникам – путь к прямому ущербу.
Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.
Решение задач полного и рационального использования трудовых ресурсов, а также его повышения является сегодня одним из наиболее оправданных направлений кадровой политики предприятия. Многочисленность действующих при этом факторов выдвигает более конкретную задачу их приоритетности и последующего выбора наиболее эффективных управленческих воздействий.
Продолжение
таблицы 1.2
|
|
|
|
|
|
Практически каждая функция менеджмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.
Наиболее важным критерием формирования и развития типологии лидеров в последние десятилетия стал стиль.
Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства (таблица 1.3).
Типы лидеров и их характеристика
Таблица 1.3
Тип лидера |
Характеристика лидера |
Ведущие за собой |
Наиболее распространенный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство – их естественное состояние. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят к ним с опытом |
Организаторы групп |
Основное качество – знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах |
Исполнители |
Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает собственная энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив |
Дипломаты |
Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз |
Генераторы идей |
Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность |
Продавцы идей |
Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих и чужих эмоций |
Синтезаторы |
Умеют выделить самое главное даже из очень большого объема информации, что позволяет им открыть нечто новое |
Разъяснители |
Умеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации |
Продолжение
таблицы 1.3
|
|
|
|
Приведенные типы лидерства являются идеальными моделями. Классифицировать типы лидерства можно не только по выполняемой роли, но и по другим признакам, например, уровню этики. Реальные модели лидерства – это сами лидеры со своими системами инструментов лидерства, этических норм и деловых качеств.
Каждый лидер отличается:
- особенностями структуры своей
власти (власть авторитета, должности,
поведения в обществе, компетентности),
т.е. сочетанием статусной,
- своими особенными чертами характера, т.е. неповторимыми личными качествами;
- взаимодействием между собой
и последователями, т.е.
- особенностями управления
До XIX века преобладала статусная и духовная власть лидера, основанная на положении в обществе. Лидерство было персонифицировано и связано с качествами лидеров-правителей. Промышленные революции и возникновение капитализма в XIX в. привели к возникновению власти на основе конституций, должностей, капитала, денег, а также законов, устанавливающих границы персонифицированного влияния и лидерства. Появились слагаемые лидерства, его структура усложнилась, добавилась власть должности. Само понятие власти (кратологии) получило новое развитие. Для науки о власти стало характерным многообразие концепций власти (таблица 1.4).
Концепции власти
Таблица 1.4
Концепция власти |
Характеристика власти |
Поведенческая |
В основе власти – отношения между группами. Эти отношения позволяют одной группе управлять поведением другой. Средством регулирования этого поведения выступает власть |
Функциональная |
В основе власти – ресурсы, с помощью которых можно влиять на процессы, происходящие в группе, и на ее деятельность для достижения целей организации |
Социальная |
В основе власти – силы воздействия на сознание последователей лидера. Основная из них – общественное мнение, мнение группы. Если такая власть у руководителя не складывается, то вместо нее приходят силы принуждения. |
Информационная |
В основе
власти – информация, которая наиболее
значима для формального |
Власть как основа лидерства,
синтезирующая все его
Характеристика качества власти
Таблица 1.5
Уровни качества власти |
Характеристика власти |
Первичный |
Власть, основанная на силе, как средство принуждения. Она ограничена видом деятельности лидера, лишена гибкости. Это власть занимаемой должности |
Средний |
Власть на основе материального богатства, которое дает как положительные, так и отрицательные качества власти |
Высший |
Власть на основе знаний, которые подчиняют себе силу и богатство. В эпоху информационных технологий капитал уступает место владению информацией. Власть имеет тот, кто владеет информацией |
|
|
|
|
Система взглядов на качество
власти зависит от того, какой стиль
лидерства доминирует в организации.
Новые стили лидерства
1.2 Стили управления
Стили управления персоналом – совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных.
Каждый руководитель в процессе
управленческой деятельности выполняет
свои обязанности в свойственном
только ему стиле. Привычная
манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, чтобы
оказать на них влияние и побудить
их к достижению целей организации
определяется как стиль руководства.
Стиль руководства выражается в
том, какими приемами руководитель
побуждает коллектив к инициативному
и творческому подходу к выполнению
возложенных на него обязанностей,
как контролирует результаты
деятельности подчиненных. Принятый
стиль руководства может
Стили управления персоналом определяются рядом факторов: тип личности руководителя, уровень его воспитания, накопленный опыт, условия работы предприятия, стадия развития коллектива. Эффективность стилей управления определяется показателями деятельности организации, психологическим климатом в коллективе, текучестью кадров, уровнем конфликтности в коллективе, исполнительской дисциплиной.
Четко классифицировать стили управления весьма трудно, так как каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами.
Традиционно различают следующие стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и пассивный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность). Эта классификация разработана американским ученым К. Левиным3.
Рассмотрим стили управления по трем характеристикам: природа стиля, сильные и слабые стороны.
Авторитарный стиль.
Природа стиля. Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Цели и средства определяет руководитель. Потоки информации идут преимущественно сверху, обратная связь работает слабо.
Сильные стороны. Возможность предсказания результатов. Основное внимание уделяется порядку и результату. Применяется только при грамотном руководителе.
Слабые стороны. Сдерживание индивидуальной инициативы, большая загрузка руководителя, частые «авралы».
Демократический стиль.
Природа стиля. Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. Принятие решений разделено по уровням на основе участия. Потоки информации идут активно в двух направлениях.
Сильные стороны. Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении.
Слабые стороны. Требуется много времени для принятия решений. Необходимы грамотный лидер и обученные подчиненные.
Пассивный стиль.
Природа стиля. Снятие лидером с себя ответственности в пользу группы (организации). Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Потоки информации строятся на «горизонтальной» основе.
Сильные стороны. Позволяет начать
дело так, как это видится и
без вмешательства лидера. Подразумевается
высокая степень
Слабые стороны. Группа может потерять контроль за выполнением решений без лидерского вмешательства.
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.
1.3 Социально-психологические
методы повышения
В России
развитие личности, поддержка и повышение
ее потенциала, расширение социального
и интеллектуального выбора невозможны
вне динамического развития экономики,
ее глубокой структурной, институциональной
и технологической
В экономическом
отношении эффективное развитие
человеческого потенциала в современном
обществе предполагает долгосрочное и
материально затратное
Человеческая деятельность представляет собой специфическую форму отношений человека к окружающему миру. Причем она может быть направлена на получение и воспроизводство уже известных благ традиционными и инновационными способами.
Активизацию
человеческого фактора
Информация о работе Психологические аспекты управления персоналом