Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 01:50, курсовая работа
Целью данное курсовой работы является изучение становления личности.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические аспекты профессионального обучения.
2. Проанализировать структуру личности.
3. Исследовать психологические особенности кризисов профессионального становления.
Введение
Глава I. Феноменология становления личности 5
1.1 Психологические аспекты профессионального становления личности 5
1.2 Профессионально обусловленная структура личности 9
1.3 Психологические особенности кризисов профессионального становления 11
Глава II. Психологические аспекты профессионального самоопределения 15
2.1 Понятие профессионального самоопределения 15
2.2 Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности 17
2.3 Профессиональные деформации личности 24
Заключение
Список используемой литературы
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии "настоящих мужчин", обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии "настоящих женщин", обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы "настоящих взрослых". Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности.
В 14-15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии – осознания собственного "Я" (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.
Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Юность. В возрасте 16-23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
Потребность в безопасности и защите значительно влияет на выбор профессии. Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение – все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.
Как показывают последние исследования, именно высокая доходность от работы в настоящее время является главным условием выбора профессии. Это связано с тем, что практические соображения обычно выступают доминирующим мотивом в выборе профессии среди молодежи в период экономического спада и массовой безработицы, каковым является данный период развития в России. Ранние браки и необходимость содержания семьи также побуждают молодых людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали, если бы у них были "развязаны руки".
Исследуя проблему, кто влияет на выбор профессии, следует рассмотреть множество факторов:
Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс.
Профессиональные деформации – это деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами. К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, застой в профессиональном развитии, психофизиологические изменения, пределы профессионального развития и акцентуации характера.
Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.
У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:
Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.
Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.
Заключение
В данное работе мы изучили психологические аспекты профессионального становления личности. Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяется семь стадий.
Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий провоцирует нормативные кризисы профессионального становления личности.
Мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако около половины работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий, т. е. последовательность стадий нарушается. В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.
В связи с этим возникает необходимость создания новых технологий профессионального развития и становления личности, ориентированных на постоянно изменяющийся рынок труда, развивающих профессиональную мобильность и повышающих конкурентоспособность работников.
Список использованных источников
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. Пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.
2. Зеер Э.Ф., Намятова И.М., Панова Ж.А. Практикум по психологии профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. ун-та, 2001.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
4. Фонарев А.Р. Формы становления
личности в процессе ее
5. Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения перподавателей педагогических вузов. // Вопросы психологии. – 1994. – №6.
6. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования, как фактор его развития (личностно-развивающее образование). // Вопросы психологии. – 1995. – №6.
7. Рюмина Л.И. Эмпирическое
изучение стилей поведения
Информация о работе Психологические аспекты профессионального обучения