Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).

Оглавление

Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Файлы: 1 файл

нэт.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

У подростков чаще наблюдается манипулятивные суицидальные попытки, основанные не на желании умереть, потому что этому желанию противодействует подсознательное чувство «вечной» жизни, оно скорее содержит в себе «призыв о помощи». Для подростков характерно стремление быть «свидетелем реакции окружающих на свою смерть или второе рождение». 

Риск суицида  имеют также подростки с различными формами дисгармоничного развития, со склонностью к асоциальному поведению, с повышенной агрессивностью. Высок риск суицидального поведения у подростков, отличающимися высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви, дружбы, «книжное» восприятие действительности при столкновении с реальностью нередко приводит к стрессовым состояниям. 

Мы провели  с подростками 8-9 классов тест, который  позволил выявить факторы, формирующие  суицидальные намерения. Для того, чтобы  не акцентировать внимание подростка  на тесте, ему предлагали в виде игры или теста на определение интеллекта, соотнести в соответствующие колонки заранее подготовленной таблицы, воспринимаемые на слух выражения. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражение и определения темы его содержания отводили 5-7 секунд. Затем, приступали к чтению высказываний: 

1)     выкормил змейку, на свою шейку; 

2)     от судьбы не уйдешь; 

3)     загорелась душа до винного  ковша; 

4)     беду не зовут, она сама приходит; 

5)     здесь бы умер, а там бы встал; 

6)     коли у мужа с женою лад, не нужен и клад; 

7)     кто пьет, тот и горшки бьет; 

8)     двух смертей не бывать, а одной  не миновать; 

9)     сидят вместе, а глядят врозь; 

10) кого жизнь  ласкает, тот и горя не знает; 

11) кто не родится,  тот и не умрет; 

12) жена не  лапоть – с ноги не сбросишь; 

13) в мире жить  – с миром быть; 

14) чай не водка,  много не выпьешь; 

15) в согласном  стаде волк не страшен; 

16) в тесноте  да не в обиде; 

17) гора с горой  не сойдется, а человек с человеком  столкнется; 

18) жизнь наскучила, а к смерти не привыкнуть; 

19) болячки мала, да болезнь велика; 

20) не жаль  вина, а жаль ума; 

21) жизнь прожить  – что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну. 

22) всякий родится,  да не всякий в люди годится; 

23) других не  суди, на себя погляди; 

24) хорошо тому  жить, кому не о чем судить; 

25) живет не  живет, а проживать проживает; 

26) все вдруг  пропало, как вешний лед; 

27) без копейки  рубль щербатый; 

28) без осанки  – и конь корова; 

29) не место  красит человека, а человек место; 

30) болезнь человека  не красит; 

31) взлетел орлом,  а прилетел голубем; 

32) хорошо тому  щеголять, у кого денежки звенят; 

33) в уборе  и пень хорош; 

34) нашла коса  на камень; 

35) кто солому  покупает, а кто и сено продает; 

36) бешеному дитяти  ножа не давати; 

37) не годы  старят, а жизнь; 

38) нелады да  свары хуже пожара; 

39) моя хата  с краю, я ничего не знаю; 

40) лежащего не  бьют; 

41) а нам что  черт, что батька; 

42) бранись, а  на мир слово оставляй; 

43) ученье свет, а не ученье – тьма; 

44) все люди как люди, а ты как шиш на блюде; 

45) что в лоб,  что по лбу – все едино; 

46) выношенная  шуба не греет; 

47) наш пострел  везде поспел; 

48) муху бьют  за назойливость; 

49) легка ноша  на чужом плече; 

50) живет на  широкую ногу; 

51) не в свои  сани не садись; 

52) чужая одежда  – не надежда; 

53) совесть спать  не дает; 

54)  высоко  летаешь, низко садишься; 

55) мягко стелет, да твердо спать; 

56) за худые  дела слетит и голова; 

57) кто до денег  охоч – тот не спит и всю  ночь; 

58) кабы не  дырка во рту, так бы в золоте ходил; 

59) гори все  синим пламенем; 

60) если все  время мыслить, то на что  же существовать; 

61) бараны умеют  жить: у них самая паршивая  овца и каракуле ходит; 

62) взялся за  гуж – не говори, что не дюж.

Интерпретационные таблицы 

Мальчики 8-9 класс 
 

Требуется особое внимание 

Требуется формирование антисуицидальных факторов 

Алкоголь,наркотики 

11-12 

Более 12 

Несчастная любовь 

11-13 

Более 13 

Противоправные  действия 

13-15 

Более 15 

Деньги и проблемы с ними 

16-18 

Более 18 

Добровольный  уход из жизни 

10-12 

Более 12 

Семейные неурядицы 

11-13 

Более 13 

Потеря смысла жизни 

11-12 

Более 12 

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости 

12-13 

Более 13 

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути 

10-12 

Более 12 

Отношения с  окружающими 

14-16 

Более 16 
 
 
 

Девочки 8-9 класс 
 

Требуется особое внимание 

Требуется формирование антисуицидальных факторов 

Алкоголь,наркотики 

11-12 

Более 12 

Несчастная любовь 

11-12 

Более 12 

Противоправные  действия 

13-14 

Более 14 

Деньги и проблемы с ними 

16-17 

Более 17 

Добровольный  уход из жизни 

9-11 

Более 11 

Семейные неурядицы 

11-12 

Более 12 

Потеря смысла жизни 
 

11-13 

Более 13 

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости 

11-13 

Более 13 

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути 

10-12 

Более 12 

Отношения с  окружающими 

14-16 

Более 16 
 
 

         Наличие суицидального риска  определяет результат полученный  в колонке «Добровольный уход  из жизни», а результаты остальных  показателей дают информацию  о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений. 

         По  нашей диагностики видно,  что результат колонки «Добровольный  уход из жизни» меньше представленных  в интерпретационной таблице  показателей, это означает, что  риск суицидального поведения  невысок; но показатели колонок «Отношение с окружающими», «Деньги и проблемы с ними» характеризуются как стрессогенные проблемы, влияющие на состояние психологического комфорта подростков.  

Вывод.        

Для предотвращения возникновения у подростков суицидальных намерений, необходимо формирование положительных жизненных установок, жизненных позиций, комплекса личностных факторов и психологических особенностей человека, положительных душевных переживаний. 

К ним относятся: 

·     эмоциональная привязанность к  значимым родным и близким; 

·     выраженное чувство долга, обязательность; 

·     концентрация внимания на состояние  собственного здоровья, боязни причинения себе физического ущерба; 

·     учет общественного мнения и избегание  осуждения со стороны окружающих, представления позорности самоубийства и осуждение суицидальных моделей поведения; 

·     убеждения о неиспользованных жизненных  возможностях; 

·     наличие жизненных, творческих, семейных и других жизненных планов, замыслов; 

·     наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; 

·     психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности; 

·     наличие актуальных жизненных ценностей, целей; 

·     проявление интереса к жизни; 

·     привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;  

·     уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; 

·     негативная проекция своего внешнего вида после убийства.

    

А так же, для  определения склонности к отклоняющемуся поведению был использован стандартизированный  тест-опросник А.Н.Орла. 

В тесте предусмотрены  следующие шкалы: склонности к преодолению  норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению 

Предлагаемая  методика диагностики склонности к  отклоняющемуся поведению (СОП) предназначена для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. 

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. 

Шкалы опросника  делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. 

Информация о работе Проблема девиантного поведения