Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа
В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).
Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________
Четвертая объективная основа
сложности подросткового
В подростковом возрасте
Пятой объективной основой
Повышенный интерес к своей
внешности обусловливает
В последующей позитивной фазе
происходит постепенное
Заострение перечисленных
Л.С.Выготский, называя подростковый возраст
одной из самых сложных критических эпох
в онтогонезе человека, характеризовал
его как период, в котором равновесие,
сложившееся в предшествующем детском
возрасте, нарушено в связи с появлением
мощного фактора полового созревания,
а новое еще не обретено. В этом определении
выдающегося психолога акцентируются
два момента, ключевые для понимания биологической
стороны проблемы подростковых кризисов:
роль процесса полового созревания и роль
неустойчивости различных физиологических
систем, в первую очередь, нервной [18].
К биологическим факторам, играющим
роль в нарушении поведения
подростков, некоторые современные
исследователи относят и
Сочетание двух факторов –
напряженности протекания
Психофизиологическое
Подобный сплав биологических
и социальных факторов
Говоря о специфике подросткового
возраста при формировании девиантного
поведения нельзя упускать из виду и еще
один важный психологический момент, связанный
с самоуважением подростков. Пониженное
самоуважение связано у юноши практически
со всеми видами девиантного поведения
– от нечестности до суицида, потому что
при конфликтных ситуациях в семье и школе
главным диктатором поведения подростка
нередко становится асоциальная группа.
Желание самоутвердиться в данной группе
– частая причина вовлечения подростков
в девиантные и делинквентные действия.
Такие юноши постоянно
·
они считают, что не имеют личностно-ценных
качеств и обладают отрицательными
чертами характера;
·
они уверены, что значимые для
них другие люди относятся к ним
отрицательно;
·
они не обладают совсем или не умеют
эффективно использовать механизмы
психологической защиты, позволяющие
снять или смягчить последствия
двух вышеназванных элементов субъективного
опыта.
Потребность в
самоуважении у таких юношей особенно
сильна, но поскольку она не удовлетворяется
социально приемлемыми
·
в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения юноша
может даже гордиться собой;
·
принадлежность к преступной или
антисоциальной группировке дает социально
ущербному индивиду новые критерии
и способы самоутверждения, позволяющие
видеть себя в благоприятном свете не
за счет социально положительных качеств,
в которых он ранее оказался несостоятельным,
а за счет социально отрицательных черт
характера и поступков.
Социальное окружение,
а затем и отчуждение способствует
активизации общения такого юноши с девиантной
средой и дальнейшему усилению отклоняющегося
поведения. В результате, девиантное поведение,
которое всегда вначале бывает немотивированным
(т.е. такой подросток хочет соответствовать
требованиям общества, но не может), становится
мотивированным, то есть осознанным, целенаправленным.
Предпосылки и
причины девиантного поведения
несовершеннолетних.
Предпосылки девиантного
поведения несовершеннолетних можно
разделить на несколько категорий
[9].
1.Социально-психологические
предпосылки (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными
отношениями, педагогическая несостоятельность
родителей или их низкий общеобразовательный
уровень).
2.Психобиологические
предпосылки. Прежде всего, к
такого рода неблагоприятным
индивидным особенностям следует отнести
некоторые кризисные явления, характеризующие
психофизиологическое развитие в подростковом
возрасте, которые обусловливают известную
трудновоспитуемость подростков.
На основе многочисленной
Во-первых, это ускоренное и
Во-вторых, это изменения в характере взаимоотношений
со взрослыми, выражающиеся в повышенной
конфликтности. Эта повышенная конфликтность
подростков объясняется такими причинами,
как:
·
«конфликтом моралей», когда «мораль
подчинения», характеризовавшая до
этих пор отношения ребенка и
взрослого, сменяется «моралью равенства»;
·
чувством взрослости, реакцией эмансипации,
освобождением от влияния взрослого.
В-третьих, это изменения в характере
взаимоотношений со сверстниками как
с представителями своего, так и противоположного
пола. Это тоже имеет свое объяснение:
·
активное формирование потребности
общения со сверстниками обостряет
стремление к самоутверждению, что
в определенных неблагоприятных условиях
может проявляться в различных уродливых
формах социального поведения;
·
половое созревание вызывает серьезные
проблемы в сфере взаимоотношения
полов в подростковом возрасте (первая
любовь, повышенный интерес к вопросам
интимной жизни), что также может служить
толчком к асоциальным проявлениям в сфере
сексуальной жизни подростка.
Особое место
среди неблагоприятных
В отдельных
случаях в роли психобиологических
предпосылок девиантного поведения могут
выступать различные физические недостатки,
дефекты речи, внешняя непривлекательность.
Можно выделить
несколько основных причин возникновения
девиантного поведения.
1.Психологической
причиной отклоняющегося поведения
трудновоспитуемого подростка может оказаться
его неспособность социально приемлемым
способом компенсировать свою неприспособленность
к социальному окружению, имеющийся
ограниченный порок или другого рода дефект,
«нарушения нервной деятельности…которые,
оставаясь в пределах нормы, тем не менее
представляют серьезнейшие трудности,
мешающие правильному процессу воспитания,
общественной трудовой деятельности,
личной, семейной жизни человека» [19].
Трудности воспитания
2.Нарушения в
дошкольном воспитании. Сюда относятся:
нарушение требований
3.Недостатки
внутришкольного воспитания. Школа
для ребенка начинается с