Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).

Оглавление

Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Файлы: 1 файл

нэт.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

         Четвертая объективная основа  сложности подросткового возраста  связана с постепенным осознанием  подростками различий их положения  в  семье. В каждой семье  есть свой уклад и требования  к детям неодинаковы. Одному  предоставлена большая самостоятельность, и родители ему доверяют, другого мелочно опекают и дергают по пустякам. 

         В подростковом возрасте начинает  особенно заметно проявляться  интерес школьников к событиям  коллективной жизни, усиливается  обмен мнениями между ними  по разным вопросам, а взаимоотношения между людьми становятся объектом внимания. В результате формирования в классе общественного мнения, относительно независимого от мнения взрослых, подростки начинают сознавать преимущества и недостатки своего положения в семье. 

         Пятой объективной основой сложностей  подросткового возраста является  накопление к этому возрасту  дефектов воспитания, которые ранее  отчетливо не проявлялись из-за  недостаточной самостоятельности  ребенка и относительно неширокой  сферы его деятельности и общения. Многое из того, что делает подросток, он делает по прямому  побуждению взрослых. Подросток же все в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а деятельность его оценивается окружающими строже, чем деятельность ребенка. 

         Повышенный интерес к своей  внешности обусловливает обостренную  реакцию на ее оценку другими,  отсюда возникают переживания,  нередки конфликты, связанные  с пробуждением сексуального  влечения. Для подростков типичны  эмоциональная неустойчивость, лабильность (быстрота и легкость возникновения) аффектов. 

         В последующей позитивной фазе  происходит постепенное уравновешивание  социально-волевой сферы личности  подростка, сглаживание непредсказуемости  его поведения. На первый план  выступают значительные изменения в сфере мышления, развития личности в целом. Формируется мировоззрение, оформляется осознание собственного «я», дифференцируются интеллектуальные интересы, растет самосознание. Однако и для нее характерна определенная противоречивость тенденций. Бескомпромиссность, связанная с высокими идеалами, по-прежнему нередко обусловливает нетерпимость и конфликты с окружающими; стремление к мудрствованию, решение мировоззренческих задач часто соседствует с протестом к школьным занятиям. 

         Заострение перечисленных психологических  особенностей подросткового возраста, дисгармоничность протекания его  фаз под влиянием различных  биологических или социальных  факторов формируют варианты  так называемых подростковых  кризисов. 

         Л.С.Выготский, называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогонезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое еще не обретено. В этом определении выдающегося психолога акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризисов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь, нервной [18]. 

         К биологическим факторам, играющим  роль в нарушении поведения  подростков, некоторые современные  исследователи относят и дисгармоническое  протекание периода полового  созревания: как его ускорение, так и задержку. 

         Сочетание двух факторов –  напряженности протекания полового  созревания и некомпенсированности  различных видов недостаточности  ЦНС – приводят к тому, что  в подростковой фазе развития  чаще, чем в других критических  возрастных фазах детства, выявляются психические заболевания; заостряются патологические черты характера и психические отклонения, связанные недостаточной компенсацией органической недостаточности ЦНС. 

         Психофизиологическое повзросление  практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы. Подростки  экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон еще очень ограничен. Они лишь потребители. В правовом смысле подростки еще не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане они уже созрели для них. Но родители ограничивают их в этом.В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков – меньшим объемом прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. 

         Подобный сплав биологических  и социальных факторов затрудняет  социальную адаптацию юных, выделяя  их в группу риска девиантного  поведения. 

         Говоря о специфике подросткового возраста при формировании девиантного поведения нельзя упускать из виду и еще один важный психологический момент, связанный с самоуважением подростков. Пониженное самоуважение связано у юноши практически со всеми видами девиантного поведения – от нечестности до суицида, потому что при конфликтных ситуациях в семье и школе главным диктатором поведения подростка нередко становится асоциальная группа. Желание самоутвердиться в данной группе – частая причина вовлечения подростков в девиантные и делинквентные действия. 

         Такие юноши постоянно чувствуют  себя неудачниками. Их негативное  самовосприятие складывается из 3 различных видов опыта: 

·     они считают, что не имеют личностно-ценных качеств и обладают отрицательными чертами характера; 

·     они уверены, что значимые для  них другие люди относятся к ним  отрицательно; 

·     они не обладают совсем или не умеют  эффективно использовать механизмы  психологической защиты, позволяющие  снять или смягчить последствия  двух вышеназванных элементов субъективного опыта. 

Потребность в  самоуважении у таких юношей особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется  социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантному  поведению. На первых этапах девиантное поведение способствует повышению самооценки, так как: 

·     в состоянии алкогольного или  наркотического опьянения юноша  может даже гордиться собой; 

·     принадлежность к преступной или  антисоциальной группировке дает социально  ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяющие видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных качеств, в которых он ранее оказался несостоятельным, а за счет социально отрицательных черт характера и поступков. 

Социальное окружение, а затем и отчуждение способствует активизации общения такого юноши с девиантной средой и дальнейшему усилению отклоняющегося поведения. В результате, девиантное поведение, которое всегда вначале бывает немотивированным (т.е. такой подросток хочет соответствовать требованиям общества, но не может), становится мотивированным, то есть осознанным, целенаправленным. 

Предпосылки и  причины девиантного поведения  несовершеннолетних. 

Предпосылки девиантного  поведения несовершеннолетних можно  разделить на несколько категорий [9]. 

1.Социально-психологические предпосылки (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогическая несостоятельность родителей или их низкий общеобразовательный уровень). 

2.Психобиологические  предпосылки. Прежде всего, к  такого рода неблагоприятным  индивидным особенностям следует отнести некоторые кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте, которые обусловливают известную трудновоспитуемость подростков. 

         На основе многочисленной психологической,  медицинской и педагогической литературы о подростковом возрасте, к возрастным психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и девиантного поведения несовершеннолетних можно отнести некоторые кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях подростков. 

         Во-первых, это ускоренное и неравномерное  развитие организма подростка  в период полового созревания. Оно проявляется в неравномерности  развития сердечно-сосудистой и  костно-мышечной систем (это отягощает  физическое и психологическое  самочувствие подростка) и в так называемой «гормональной буре», вызванной повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющейся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости и непредсказуемости настроения. 

         Во-вторых, это изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, выражающиеся в повышенной конфликтности. Эта повышенная конфликтность подростков объясняется такими причинами, как: 

·     «конфликтом моралей», когда «мораль  подчинения», характеризовавшая до этих пор отношения ребенка и  взрослого, сменяется «моралью равенства»; 

·     чувством взрослости, реакцией эмансипации, освобождением от влияния взрослого. 

         В-третьих, это изменения в характере взаимоотношений со сверстниками как с представителями своего, так и противоположного пола. Это тоже имеет свое объяснение: 

·     активное формирование потребности  общения со сверстниками обостряет  стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных уродливых формах социального поведения; 

·     половое созревание вызывает серьезные  проблемы в сфере взаимоотношения  полов в подростковом возрасте (первая любовь, повышенный интерес к вопросам интимной жизни), что также может служить толчком к асоциальным проявлениям в сфере сексуальной жизни подростка. 

Особое место  среди неблагоприятных индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии (олигофрения), обусловленная либо врожденным характером, либо наступившая в результате черепно-мозговых травм или заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до 2-3 лет. 

В отдельных  случаях в роли психобиологических предпосылок девиантного поведения могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность. 

Можно выделить несколько основных причин возникновения  девиантного поведения. 

1.Психологической  причиной отклоняющегося поведения трудновоспитуемого подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к  социальному окружению, имеющийся ограниченный порок или другого рода дефект, «нарушения нервной деятельности…которые, оставаясь в пределах нормы, тем не менее представляют серьезнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания, общественной трудовой деятельности, личной, семейной жизни человека» [19]. 

         Трудности воспитания опосредованно связаны с недостаточным развитием общих способностей подростка. Такие учащиеся не уясняют в достаточной мере требований, затрудняются своевременно и адекватно реагировать на замечания, не проявляют должной сообразительности при выполнении поручений, правил поведения. Постоянный неуспех заостряет их негативное отношение к товарищам, учителям, родителям. 

2.Нарушения в  дошкольном воспитании. Сюда относятся:  нарушение требований программы  дошкольного воспитания, слабая  методическая подготовка отдельных  воспитателей, недобросовестное отношение к своим обязанностям некоторых воспитателей. Это приводит к тому, что их воспитанники оказываются труднообучаемыми и трудновоспитуемыми в школе. В.К.Котырло пишет [21]: «Учителя жалуются на неорганизованность и беспомощность детей в выполнении правил поведения, отмечают, что первоклассникам не хватает самостоятельности, ответственности, способности преодолевать трудности собственными силами, дисциплинированности и т.п. Далеко не у всех детей развиты произвольные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, воображение и т.п., способность владеть собой и своим поведением. Это объясняется недостатками воспитания в дошкольный период: чрезмерной регламентированностью, которая подрывает какую-либо инициативу или, наоборот, которая тормозит проявление организованности. Эти недостатки оборачиваются неспособностью детей обходиться без дополнительных указаний и персональной опеки, игнорированием конкретных требований к учебной деятельности и правилами поведения». 

3.Недостатки  внутришкольного воспитания. Школа  для ребенка начинается с учителя,  воспитателя. Самые совершенные  программы, учебники, технические  средства обучения не могут  компенсировать душевную черствость, бестактность, психологическую неподготовленность педагога.  

Информация о работе Проблема девиантного поведения