Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа
В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).
Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________
Нарушения социальных норм
Девиантное и делинквентное
Таким образом, девиантное
Девиантное поведение наблюдается у подростков
чаще, чем в других возрастных группах.
Причины этого понятны: социальная незрелость
и физиологические особенности формирующегося
организма. Проявляются они в стремлении
испытать новые ощущения, любопытстве,
недостаточной способности прогнозировать
последствия того или иного действия,
в повышенном желании независимости.
Говоря о специфике
Основные формы
девиантного поведения
К основным формам девиантного
поведения в современных условиях
с достаточной степенью условности можно
отнести агрессивность, преступность,
аддиктивное поведение, алкоголизм, токсикоманию,
наркоманию, суицид, проституцию и половые
девиации.
В последние тридцать лет
Аддиктивное поведение.
Исследователи
считают ребенка нормальным при
следующих условиях:
·
когда уровень его развития соответствует
уровню большинства детей его возраста
или старшего возраста, с учетом развития
общества, членом которого он является;
·
когда ребенок развивается в
соответствии с его собственным
общим путем, определяющим развитие
его индивидуальных свойств, способностей
и возможностей, ясно и однозначно стремясь
к полному развитию отдельных составных
частей и их интеграции, преодолевая возможные
отрицательные влияния со стороны собственного
организма и средового окружения;
·
когда ребенок развивается в соответствии
с требованиями общества, определяющими
как его актуальные формы поведения, так
и дальнейшие перспективы его адективного
творческого социального функционирования
в период зрелости (Пожар Л.).
Ученые неоднократно
пытались выделить наиболее важные факторы,
определяющие поведение человека, привести
их в какую-то систему.
Классификацию закономерностей
поведения подростков, названных
нравственно-аномальными, дал
В социологических
Аномия –
это состояние общества, когда
старые нормы и ценности уже не
соответствуют реальным отношениям,
а новые нормы и ценности еще
не утвердились. Отсюда следует, что
причиной отклоняющегося поведения
считается несогласованность между
целями, выдвинутыми обществом, и средствами,
которые это общество предлагает для их
достижения.
В российской социологии
популярна позиция Я.И.
Ученые Б.Д.Петраков,
В.В.Фролькис всегда придавали большое
значение факторам среды в формировании
поведения. Исследователи обратили
внимание на такой факт: существуют
определенные устойчивые региональные
стереотипы поведения и похожие варианты
отклонений, которые характерны для регионов
с примерно одинаковыми социально-экономическими
характеристиками либо с одинаковым составом
людей с отклоняющимся поведением. Но
при анализе воздействия социально-экономических
характеристик на поведение не моделируется
индивидуальное поведение. Предметом
изучения является общество. Часто отклоняющемуся
поведению предшествует состояние острой
или хронической неудовлетворенности
своей жизнью конкретного человека-девианта.
Данные, полученные
в результате исследований Т.И.Кулапиной
[43], показывают существование определенной
связи между показателями экологической
системы и различными формами
девиантного поведения. Так, наиболее
грубые формы девиантного поведения (насилие)
проявляются главным образом в местностях
с минимальной частотой социальных связей,
неразвитой сетью учреждений культурно-бытового
обслуживания. Если характеристики региона
сочетаются с быстрыми темпами социально-экономических
изменений, то в таких регионах более распространены
девиации относящиеся к конфликтному
типу. А в городах с замедленными темпами
социальных изменений с наибольшей силой
проявляются наиболее крайние формы такого
отклоняющегося поведения, когда пострадавшим
оказывается сам человек (аутоагрессия
и суицид).
Характер основных
подсистем социальной среды, особенности
социально-экологических
Особенности формирования
девиантного поведения в
В отечественной психологии, педагогике,
физиологии особенности подросткового
возраста освещались в работах С.И.Андреева,
Л.И.Божович, В.Г.Властовского,Л.С.
Подростковый период часто
Воспитание полноценного члена
общества требует комплекса
В реализации этих мероприятий
значительное место
Изучение неблагоприятных
Усложнение социального бытия
подростков протекает в период
бурной физиологической
Особенно часто соматические
изменения (заикание) наступают при
выраженных проявлениях
Таким образом, второй
Следует подчеркнуть также и
значение больших различий в
индивидуальных темпах
Третья причина сложности подросткового
возраста связана с психологическими
сдвигами, происходящими в ходе полового
созревания. В сознании и поведении подростка
значительную роль приобретают сексуальные
интересы. Появляется повышенное внимание
к своей внешности, интенсивно усваиваются
стереотипы поведения, связанные с осознанием
своей половой принадлежности. Закрепляются
особенности половых различий восприятия,
эмоциональной сферы, интеллектуальной
направленности, общих личностных установок,
отличающие подростков-девочек от подростков-мальчиков.
Так, для девочек характерны наиболее
выраженные эмоциональная восприимчивость
и реактивность, более гибкое приспособление
к конкретным обстоятельствам, большая
комфортность поведения. Мальчики менее
комфортны, чем девочки; более раскованы
в поведении, хуже подчиняются общепринятым
требованиям.
Именно в подростковом