Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа
В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).
Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________
Как негативный
факт следует отметить неудовлетворительные
знания отдельными классными руководителями
условий жизни учащегося, склонности
к нарушениям дисциплины, уровня его
интеллектуального и
В школах не всегда
на должном уровне осуществляется анализ
причин отклоняющегося поведения учащихся,
не устанавливается
Трудности воспитания
следует также связывать с
уровнем методического
Причиной возникновения
и роста случаев трудновоспитуемости
и девиантного поведения следует признать
встречающийся еще порой в работе отдельных
школ разрыв обучения и воспитания. Педагогически
неоправданным представляется в этом
плане чрезмерное увлечение отдельных
учителей модными системами обучения,
внедрением новинок науки без внесения
соответствующих корректов в содержании
и форму воспитательного процесса. Творческий
поиск учителя необходим, но разрыв обучения
и воспитания, как и подмена второго первым,
рождают скрытые и потому крайне опасные
последствия педагогического экспериментирования,
которые не могут быть компенсированы
высокой успеваемостью.
Некоторых учителей
вполне удовлетворяет хорошая
Объем внеурочного
времени у школьников достаточно
велик, однако бессодержательное его
использование, бесконтрольность порождают
в ряде случаев примитивные формы досуговой
деятельности учащихся, превращают свободное
время из потенциального фактора развития
личности в фактор ее социальной деградации.
Внеурочные занятия
трудных подростков носят чаще всего
развлекательный, пассивно-созерцательный
характер, а увлечения спортом, кружковой
работой – нестабильны. Пребывание в «членах»
у таких подростков вскоре сменяется либо
ролью «зрителя», либо ролью все отвергающего
и порицающего критика чужих ошибок и
промахов.
Трудным подросткам
довольно трудно самоутвердиться, завоевать
положительный статус или лидерство в
сфере организованного досуга, в среде
сверстников, которые, как правило, имеют
более развитый интеллект, более сильную
волю и устойчивые эмоции. В то же время
свою ориентацию на физический труд, увлечение
техникой, туризмом трудным подросткам
часто не удается реализовать из-за того,
что эти кружки и секции бывают хуже всего
представленными в работе внешкольных
учреждений. К тому же лишь в очень редких
случаях клубы, кружки или секции проявляют
заинтересованность при вовлечении в
общественно полезную, досуговую деятельность
неблагополучных учащихся, склонных к
нарушениям дисциплины и правонарушениям,
особенно, если занятия проводятся бесплатно.
Классификации
отклоняющегося поведения несовершеннолетних
С.Ю.Бородулина в своем
1) по характеру
взаимоотношений подростков с
коллективом;
2) по отклонению
в нравственном развитии
3) по отклонениям
в понимании общественных интересов;
4) по вхождению
подростков в систему
5) по степени
деформации психики;
6) по отклонениям
в системе ведущих мотивов;
7) по патологии
в психике и медико-
В другой классификации
(А.Ф.Никитин) отклонения в поведении
сгруппированы:
1) по особенностям
взаимоотношений и общения с
ними воспитателя, педагога (трудновоспитуемые,
неуправляемые,
2) по образу
жизни детей, семьи, по социально-бытовым
условиям (безнадзорные, беспризорники,
социально запущенные);
3) по специфике
ошибок и недостатков в
4) по уровню
развития нравственных качеств
(дети с отклонениями в нравственном
развитии);
5) по несоответствию
их действий закону, правовым
нормам (несовершеннолетние
В целях определения силы и
результативности социальных
В связи с многообразием
Медицинский (
Один из первых исследователей
проблемы отклоняющегося
Педагогическая направленность
исследований отклоняющегося
1) страхи
навязчивости; 2) двигательная расторможенность;
3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество;
5) расстройство аппетита; 6) патологическое
фантазирование; 7) страх перед своей физической
неполноценностью (дисморфобия); 8) патологические
увлечения (хобби-реакции).
Социально-психологический
1) патогенная
дезадаптация как результат отклонений,
патология психического развития и нервно-психических
заболеваний, в основе которых лежат функционально
органические поражения центральной нервной
системы (проявляются в устойчивых и неустойчивых
формах);
2) психосоциальная
дезадаптация – связана с половозрастными
и индивидуально-психологическими особенностями
ребенка, которые обуславливают его определенную
нестандартность, трудновоспитуемость,
требующую индивидуального педагогического
подхода или специальных психолого-педагогических
программ (выделяются устойчивые и временные
неустойчивые нормы адаптации);
3) социальная
дезадаптация проявляется в
Психолого-педагогический
1) трудновоспитуемые
дети, которые равнодушно относятся
к учебе, периодически
2) педагогически
запущенные подростки, отрицательно относящиеся
к учебной и общественно полезной деятельности,
систематически нарушающие дисциплину
и нормы морали, допускающие проступки
(прогулы, драки, курение, употребление
алкоголя), постоянно проявляющие отрицательные
качества личности (грубость, лень, нечестность,
жестокость);
3) подростки-правонарушители
– трудновоспитуемые или
4) несовершеннолетние
преступники - педагогически запущенные
подростки и юноши, совершившие
уголовные преступления, нарушившие правовые
нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые
колонии (М.А.Алемаскин) [2].
Нравственно-правовой (криминологический)
аспект девиантного поведения
несовершеннолетних
Б.Н.Алмазов и Л.А.Грищенко, сравнивая и
анализируя психолого-педагогическую
и нравственно-правовую стороны отклоняющегося
поведения несовершеннолетних, предлагают
разделить их на три категории:
1) несовершеннолетние
преступники, нарушившие
2) делинквентно
ведущие себя дети и подростки,
3) остальные
несовершеннолетние, проступки которых
не выходят за рамки шалости.
Д.И.Фельдштейн представляет
1) подростки-правонарушители
с устойчивыми общественно-отрицательными
потребностями;
2) подростки
с деформированными
3) с конфликтом
между деформированными и