Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).

Оглавление

Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Файлы: 1 файл

нэт.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Как негативный факт следует отметить неудовлетворительные знания отдельными классными руководителями условий жизни учащегося, склонности к нарушениям дисциплины, уровня его  интеллектуального и эмоционально-волевого развития, интересов, круга общения, положения в семье, в коллективе класса, школы. 

В школах не всегда на должном уровне осуществляется анализ причин отклоняющегося поведения учащихся, не устанавливается преемственность  с дошкольным воспитанием и обратная связь с послешкольным периодом жизни молодого человека, который состоит на учете в отделе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. 

Трудности воспитания следует также связывать с  уровнем методического обеспечения  воспитательного процесса. Учителя  испытывают значительные трудности при необходимости определения основных методов воспитания и перевоспитания подростков. Чрезмерно сложным для некоторых педагогов представляется вопрос о взаимосвязи отдельных методов, их соподчиненности и логике использования при решении тех или иных воспитательных задач. В результате поиск методов воспитания осуществляется путем проб и ошибок, а вместо их системы в распоряжении педагога нередко обнаруживается лишь один-два приема «на все случаи жизни». 

Причиной возникновения  и роста случаев трудновоспитуемости и девиантного поведения следует признать встречающийся еще порой в работе отдельных школ разрыв обучения и воспитания. Педагогически неоправданным представляется в этом плане чрезмерное увлечение отдельных учителей модными системами обучения, внедрением новинок науки без внесения соответствующих корректов в содержании и форму воспитательного процесса. Творческий поиск учителя необходим, но разрыв обучения и воспитания, как и подмена второго первым, рождают скрытые и потому крайне опасные последствия педагогического экспериментирования, которые не могут быть компенсированы высокой успеваемостью. 

Некоторых учителей вполне удовлетворяет хорошая успеваемость учащихся, и поэтому, совершаемые  ими  проступки не замечаются, остаются безнаказанными. Коррективы вносятся лишь тогда, когда мелкие нарушения школьной дисциплины начинают перерастать в серьезные проступки и даже правонарушения. Степень трудновоспитуемости при этом значительно возрастает, и нередко школа своими силами не в состоянии справиться с прогулами, драчливостью, хулиганскими выходками и другими отклонениями в поведении благополучных прежде ребят. 

Объем внеурочного  времени у школьников достаточно велик, однако бессодержательное его  использование, бесконтрольность порождают  в ряде случаев примитивные формы досуговой деятельности учащихся, превращают свободное время из потенциального фактора развития личности в фактор ее социальной деградации. 

Внеурочные занятия  трудных подростков носят чаще всего  развлекательный, пассивно-созерцательный характер, а увлечения спортом, кружковой работой – нестабильны. Пребывание в «членах» у таких подростков вскоре сменяется либо ролью «зрителя», либо ролью все отвергающего и порицающего критика чужих ошибок и промахов. 

Трудным подросткам довольно трудно самоутвердиться, завоевать положительный статус или лидерство в сфере организованного досуга, в среде сверстников, которые, как правило, имеют более развитый интеллект, более сильную волю и устойчивые эмоции. В то же время свою ориентацию на физический труд, увлечение техникой, туризмом трудным подросткам часто не удается реализовать из-за того, что эти кружки и секции бывают хуже всего представленными в работе внешкольных учреждений. К тому же лишь в очень редких случаях клубы,  кружки или секции проявляют заинтересованность при вовлечении в общественно полезную, досуговую  деятельность неблагополучных учащихся, склонных к нарушениям дисциплины и правонарушениям, особенно, если занятия проводятся бесплатно. 

Классификации отклоняющегося поведения несовершеннолетних 

         С.Ю.Бородулина в своем учебном  пособии раскрывает разные аспекты  отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Она анализирует целый ряд  подходов к классификации девиантного  поведения по различным основаниям. Одна из классификаций В.Н.Липника, который сгруппировал девиации несовершеннолетних: 

   1) по характеру  взаимоотношений подростков с  коллективом; 

   2) по отклонению  в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества; 

   3) по отклонениям  в понимании общественных интересов; 

   4) по вхождению  подростков в систему общественно  полезной деятельности с учетом  нрав нравственного развития; 

   5) по степени  деформации психики; 

   6) по отклонениям  в системе ведущих мотивов; 

   7) по патологии  в психике и медико-педагогическим отклонениям. 

В другой классификации (А.Ф.Никитин) отклонения в поведении  сгруппированы: 

   1) по особенностям  взаимоотношений и общения с  ними воспитателя, педагога (трудновоспитуемые,  неуправляемые, дезорганизаторы); 

   2) по образу  жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные); 

   3) по специфике  ошибок и недостатков в процессе  воспитания (педагогически запущенные); 

   4) по уровню  развития нравственных качеств  (дети с отклонениями в нравственном развитии); 

   5) по несоответствию  их действий закону, правовым  нормам (несовершеннолетние правонарушители). 

         В целях определения силы и  результативности социальных следствий  отклоняющегося поведения, оно  различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное – направленное во внешнюю среду, интровертное – направленное на себя), по типу эмоциональной устойчивости. 

         В связи с многообразием параметров  и характеристик отклоняющегося  поведения детей и подростков, наличием различных подходов  к изучению данной проблемы  в психологии, педагогике, криминалистике  и медицине, в современной научной литературе можно найти не только неоднозначное определение этого явления, но и различную характеристику его проявлений у детей и подростков, находящихся на различных степенях поведения и деформации личности. 

         Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л.Гросмана, В.П.Кащенко, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеева, Н.И.Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акценуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности. 

         Один из первых исследователей  проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних В.П.Кащенко отмечал, что эти отклонения обусловлены физическими или умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода отклонений могут быть приобретенными и врожденными.  Если своевременно не обратить на них внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности. 

         Педагогическая направленность  исследований отклоняющегося поведения несовершеннолетних получила свое дальнейшее развитие в работах А.Л.Гройсмана, В.Ф.Матвеева. Выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и детей: 

   1) страхи  навязчивости; 2) двигательная расторможенность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита; 6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия); 8) патологические увлечения (хобби-реакции). 

         Социально-психологический аспект  в характеристике отклоняющегося поведения подростков раскрывается в работах С.А.Бадмаева, С.А.Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации С.А.Беличева выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков: 

   1) патогенная  дезадаптация как результат отклонений,  патология психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых и неустойчивых формах); 

   2) психосоциальная  дезадаптация – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации); 

   3) социальная  дезадаптация проявляется в нарушении  норм морали и права, в асоциальных  формах поведения и деформации  системы внутренней регуляции  (отмечается педагогическая и социальная запущенность детей и подростков). 

         Психолого-педагогический аспект  отклоняющегося поведения подростков  довольно широко отражен в  научной психолого-педагогической  литературе (М.А.Алемаскин, А.С.Белкин, Л.М.Зюбин, Н.Н.Верцинская, А.И.Кочетов, И.А.Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему как с точки зрения возрастного подхода, так и общественной активности школьников. Прослеживая психолого-педагогическую закономерность отклоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре группы трудных детей: 

   1) трудновоспитуемые  дети, которые равнодушно относятся  к учебе, периодически нарушают  дисциплину, правила поведения (совершают  прогулы, драки), проявляют некоторые  отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность); 

   2) педагогически запущенные подростки, отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки, курение, употребление алкоголя), постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость); 

   3) подростки-правонарушители  – трудновоспитуемые или педагогически  запущенные подростки, которые  совершили правонарушение (мелкое  воровство, хулиганство), нарушают  административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища; 

   4) несовершеннолетние  преступники - педагогически запущенные  подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии (М.А.Алемаскин) [2]. 

         Нравственно-правовой (криминологический)  аспект девиантного поведения  несовершеннолетних разрабатывался  не только правоведами, но и  педагогами, и психологами (Б.Н.Алмазов,  А.И.Долгова, В.Д.Ермакова, Г.М.Миньковский,  Д.И.Фельдштейн и др.). 

         Б.Н.Алмазов и Л.А.Грищенко, сравнивая и анализируя психолого-педагогическую и нравственно-правовую стороны отклоняющегося поведения несовершеннолетних, предлагают разделить их на три категории: 

    1) несовершеннолетние  преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность; 

   2) делинквентно  ведущие себя дети и подростки,  проступки которых либо не  имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры  и т.п.), либо при наличии такового  не подлежат уголовной ответственности по возрасту; 

   3) остальные  несовершеннолетние, проступки которых  не выходят за рамки шалости. 

         Д.И.Фельдштейн представляет классификацию  с учетом степени антиобщественной  направленности личности [53]:  

   1) подростки-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; 

   2) подростки  с деформированными потребностями,  подражающие первой группе; 

   3) с конфликтом  между деформированными и позитивными  потребностями; 

Информация о работе Проблема девиантного поведения