Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).

Оглавление

Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Файлы: 1 файл

нэт.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

   4) со слабо  деформированными потребностями; 

   5) случайно  ставшие на путь правонарушений. 

         Не менее характерологической  является нравственно-правовая оценка  несовершеннолетних специалистами-правоведами,  которые дают классификацию несовершеннолетних  правонарушителей, исходя из учета  направленности личности подростков, проявляющейся в их отношениях и действиях. А.И.Долгова, В.Д.Ермакова, Г.М.Миньковский выделяют четыре типа подростков, для которых криминогенное поведение было: 

   1) случайным,  противоречащим общей направленности  личности; 

   2) вероятным,  но неизбежным, как результат  наличия у них «шатающейся», неустойчивой  направленности личности; 

   3) случайным  с точки зрения повода и  ситуации, но неизбежной в силу  направленности личности на совершение  преступления; 

   4) соответствующим преступной установке личности,  включающей поиск и создание повода и соответствующей ситуации для противоправных действий. 

         Таким образом, в современной  научной литературе существует  множество аспектов отклоняющего  поведения детей и подростков. 

Сравнивая исследования различных ученых, можно сделать  вывод, что причинами патологического  изменения личности подростка являются социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют. 

Приведем слова  выдающего немецкого психиатра Карла Леонгарда: «Я убежден, что мы не достигнем должной глубины при изучении структуры личности, если будем основываться на одних теоретических рассуждениях или на экспериментальных исследованиях. Необходимо обследовать человека как такового, каким он предстает в жизни, - это позволит проверить данные и теории, и эксперимента… Только то, что может быть выведено из непосредственных наблюдений над живыми людьми и их поступками, следует считать психологически достоверными» [36]. 

         Изучив сущность  и понятие «подростка девиантного поведения»,  мы можем рассмотреть направления социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.

1.2.Направление  социально-педагогической деятельности  с подростками девиантного поведения в школе 

В подростковом возрасте падает интерес к учебе  в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина). 

В психологии предпринимались  попытки выделения специфических  школьных трудностей. С точки зрения Д.Скотта, «…характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды». 

Ведущая социально-педагогическая идея в работе с подростками –  создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии. 

Цель деятельности социального педагога: 

·        создание благоприятных условий для развития личности; 

·        оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; 

·        защита ребенка в его жизненном  пространстве. 

   Подростковый  возраст – это период развития (11-15 лет), для которого характерны: 

·        доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей. Однако к концу периода  появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей; 

·        решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей; 

·        возрастающая способность противостоять  отрицательным влияниям среды, которая  сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения; 

·        сохранение высокой зависимости  от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного  самоопределения. 

Во многом психолого-педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселирации. 

В этом возрасте у них большая потребность  во «взрослом» обращении. Возникновение  чувства взрослости у подростка  – одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье. 

В школе  № 2,  мы проводили работу среди девиантных подростков с суицидальными намерениями (Приложение 1).  

Суицид –  это один из наиболее трагичных видов  девиантного поведения. 

Суицидент –  это человек, совершивший самоубийство или покушений на самоубийство. 

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам. 

Суицидальный  риск – склонность человека  к  совершению действий, направленных на собственное уничтожение. 

Под суицидальным поведением людей понимаются различные  формы их активности, обусловливающие  стремление лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей, причем кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. 

Издавна наложение  на себя рук расценивалось как  страшный грех. Недаром христианская церковь отказывается хоронить самоубийц  в кладбищенской ограде. Тем не менее, это не останавливает людей, не видящих иного выхода из сложившейся ситуации.  

 Несмотря  на свою трагичность, суицидальное  поведение в мире довольно  распространено. По числу самоубийств  первое место в мире принадлежит  Венгрии, – в среднем 40 суицидальных  актов на 100 тысяч жителей в год. 

Различные аспекты  проблемы самоубийств изучались  философами (Н.Бердяев, А.Камю, Э.Фромм), психологами (А.Адлер, А.Анастази, З.Фрейд  и др.), религиозными деятелями (Трегубов), представителями общественных наук (Э.Дюркгейм). За последние десять лет в мире проведены активные научные исследования суицида, опубликовано более 300 статей, появились национальные и религиозные программы борьбы с этим явлением. 

В психологической  науке наибольшее распространение  получили два основных подхода к изучению и объяснению самоубийства и психологии суицидов. 

Личностный подход является ведущим при определении  особенностей суицидального поведения  и затрагивает целый спектр вопросов, касающихся изучения мотивации самоубийства, определения психологических характеристик личности суицидентов. Особенность данного подхода заключается в том, что самоубийство изучается в контексте влечений человека. Основными движущими силами самоуничтожения здесь признаются два ведущих влечения, проявляющиеся на бессознательном уровне: Эрос и Танатос. 

В отечественной  психологии проблему самоубийства исследовали  К.И.Аркадьев, Г.А.Амбруева, С.В.Бородин, И,Б,Бойко, Ю.В.Вагин, А.С.Михлин и др. Анализ работ этих авторов и их интерпритация позволяет выделить основные психологические характеристики, присущие суицидентам. К ним относятся: эмоциональная вязкость (доминирование одной эмоции), обидчивость, раздражительность, высокая степень конфликтности, слабая личностная психологическая защита; самооценка, неадекватная личностными возможностями; слабая толерантность (способность организма переносить неблагоприятные воздействия) к эмоциональным нагрузкам; неуверенность (ощущение собственной слабости); высокая потребность в самореализации, потребность в положительных эмоциональных связях, искренних взаимоотношениях; развитая эмпатия (понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир), основанная на ожидании понимания и поддержки со стороны окружающих; слабый волевой контроль; низкая активность; пессимизм и тенденция к самообвинению; несамостоятельность; агрессия как постоянная форма проявления личностных характеристик; высокий уровень тревожности. 

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться  в виде социально-педагогической технологии – одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В.Мардахаев). Социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога, которые в той или иной степени технологизируются. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившийся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит – определить: 

·        цель своих усилий; 

·        необходимые условия для ее реализации; 

·        особенности и возможности подростка; 

·        возможные формы и методы ее реализации; 

·        временные возможности для достижения поставленной цели. 

В своей социально-педагогической работе с девиантными подростками  мы используем различные методы  (метод – это способ действия или способ достижения какой-либо цели): 

·        методы диагностики личности подростков, семьи, социума; 

·        словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция); 

·        методы воспитания (убеждение, внушение, поощрение и наказание, положительный  пример); 

·        организационно-распорядительные методы (инструктирование, контроль и проверка исполнения). 

Наши методы работы определяются: 

·        проблемой подростка; 

·        особенностями его личности; 

·        состоянием семейных взаимоотношений; 

·        уровнем социальной адаптации. 

Вычленив проблему подростка, мы устанавливаем цели работы с ним. Иногда определить конечную цель не представляется возможным, ведь субъект деятельности индивидуальность. Поэтому приходится вносить уточнения, изменения, на ходу менять подходы, искать нестандартные способы взаимодействия. 

Свою работу мы строим по следующим основным направлениям: 
 

№ 

Направления деятельности 

Содержание  

1. 

Социально-педагогическое исследование с целью выявления  социальных и личностных проблем  подростков 

- проведение  социальной паспортизации классов,  учебного учреждения, микрорайона; 

- изучение и  анализ культурно-бытовых отношений  в семьях учащихся; 

- изучение и  анализ морально-психологического  фона учебного учреждения с  целью выявления его воздействия  на личность ученика и разработка  мер по его оптимизации; 

- определение  центров социально-культурного влияния  на учащихся в микрорайоне  школы с целью изучения их  воспитательного потенциала и  организации взаимодействия; 

Информация о работе Проблема девиантного поведения