Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа
В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).
Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение ……………………………….……………………
Глава 1. Теоретические
основы проблемы социально-
Педагогической
деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..………………………
1.1.Сущность и понятие
1.2.Направление социально-
с подростками
девиантного поведения в школе…
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика
социально-педагогической деятельности
с подростками
девиантного поведения………………………
2.1.Опыт работы с подростками
…………………………………_______
2.2.Характеристика и
2.3.Рекомендации по
педагогической деятельности …………………………………………..________
ВВЕДЕНИЕ
В 1991 году в России
официальное введен институт социальных
педагогов. Стала активно развиваться
социальная педагогика как наука. Предметом
социальной педагогики является социальное
воспитание личности, исследование воспитательных
сил общества и способов их актуализации.
В истории педагогической мысли идеи социальной
педагогики нашли свое отражение в трудах
и практической деятельности многих классиков
педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера,
П.Наторпа).
В нашей стране
социальная педагогика активно развивалась
в 20-е годы на основе разработки идеи
связи школы с жизнью и социальной
средой. Эта идея получила теоретическое
обоснование и относительно адекватное
практическое воплощение у С.Т.Шацкого.
В научном плане социальную педагогику
активно разрабатывают В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов,
С.И.Григорьев, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов,
Г.Н.Филонов и др.
В настоящее
время все большую значимость
приобретает проблема продвижения
каждого ребенка в той или иной деятельности
и общем развитии, что является компенсаторно-коррекционной
функцией образования. Она связана не
с устранением дефектов в физическом или
психическом состоянии ребенка, а с коррекцией
его среды обитания, сферы общения, включением
его в новые отношения, в новой деятельности,
новыми средствами. По свидетельству отечественных
и зарубежных ученых, число детей с отклонениями
в психофизическом развитии и поведении
неуклонно возрастает.
При этом если на
начальных этапах развития проблемного
ребенка основным препятствием к его обучению
и воспитанию является первичный дефект,
то при отсутствии необходимой коррекционной
работы появляются вторичные отклонения,
которые мешают школьной и социальной
адаптации. В связи с этим в современной
коррекционной педагогике утвердилось
положение о необходимости раннего выявления
отклонений в развитии и поведении детей,
их правильной диагностики и оказания
им необходимой психолого-педагогической
помощи.
Воспитание и
обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья и девиантным
поведением – важная задача коррекционной
педагогики. Действующая в нашей стране
система специального образования этих
детей решает как единые с общеобразовательной
средней школой задачи, так и специфические,
заключающиеся в создании наиболее благоприятных
условий коррекции аномального развития
и девиантного поведения ребенка, его
социальной адаптации.
На сегодняшний
день личностно-ориентированная
Данный подход
основывается на трактовке сущности
человека как саморазвивающегося при
определенных условиях. Так, у свободного
человека, имеющего возможность прислушаться
к себе и опереться на себя как
целостное природное существо, тенденция
самоактуализации действует в полной
мере, обеспечивая движение человека к
более полноценной жизни, к большей зрелости.
Следовательно, происходит восхождение
человека «к самому себе - лучшему».
Большое число педагогических
исследований посвящено подросткам с
девиантным поведением (работы А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинского, Э.Г.Костяшкина, А.И.Кочетова,
С.И.Андреева), а также диагностической
и коррекционной работе с ними (это, к примеру,
труды А.С.Белкина, А.А.Бодалева, В.А.Краковского,
Л.И.Новикова). Однако в педагогической
практике работы с подростками девиантного
поведения недостаточное внимание уделялось
вопросу учета в коррекционной работе
всего комплекса предпосылок девиантного
поведения – акцентуаций характера, психобиологических,
социальных и социально-педагогических
предпосылок, отрицательного влияния
семьи, влияния нервных нарушений и различных
видов неполноценности нервной системы.
Социально-отклоняющееся
Актуальность
проблемы, ее недостаточная теоретическая
и практическая разработанность
обусловили выбор темы выпускной
квалификационной работы: «Социальная
деятельность с подростками девиантного
поведения в среднем образовательном
учреждении».
Объект исследования:
подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования:
выявление проблем
Цель исследования:
экспериментально выявить проблемы
возникновения девиантного
Гипотеза
исследования заключается в
Поставленная
цель и выдвинутая гипотеза обусловили
решение следующих задач:
1.
Рассмотреть сущность и понятие
подростка девиантного
2.
Определить направления
3.
Выявить девиантных подростков,
причины возникновения
4.
Разработать рекомендации по
социально-педагогической
Теоретическая
значимость работы состоит в систематизации
знаний о возникновении девиаций
поведения, влияющих на формирование поведения
подростков.
Практическая
значимость исследования. Выводы и
результаты, полученные в ходе исследования,
могут быть использованы учителями общеобразовательных
школ в целях профилактики девиантного
поведения у подростков.
Для решения
поставленных задач применялись
методы исследования: анализ и обобщение
научной и специальной литературы
по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный
анализ, изучение документов и результатов
деятельности, психологическое тестирование,
констатирующий эксперимент, графическое
представление результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО
1.1.Сущность и
понятие подростка девиантного поведения
Одна из наиболее актуальных
проблем работы с подростками
в настоящее время – это
работа с подростками
Довольно сложно дать исчерпывающую характеристику
поступкам, которые не соответствуют привычным
поведенческим требованиям. Наиболее
употребительным является термин «девиантное
поведение», однако не существует ни четко
установленного определения абсолютной
поведенческой нормы, ни абсолютного понимания
девиации. Множественность социумов и
систем социальных ценностей (а также
норм, правил поведения) порождает великое
множество представлений о том, что именно
является девиацией, то есть отклонением
от социальной нормы.
Девиантное поведение – это
поведение, отклоняющееся от
Норма (лат.-установление) – это
нечто постоянное существующее
и неизменное. Нормальным обычно
считается то, с чем соглашается
большинство людей. Норма
Социальная норма – это исторически
сложившаяся в конкретном обществе мера
допустимого поведения отдельного человека,
социальной группы или организации. Социальные
нормы складываются как результат адекватного
или искаженного отражения в сознании
и поведении людей объективных закономерностей
функционирования общества.
Функциональная норма –
Идеальная норма – это некое оптимальное
развитие личности оптимальных для нее
социальных условиях. Можно сказать, что
это высший уровень формы функциональной.
Девиантное поведение
1.Поведение,
отклоняющееся от норм
2.Антисоциальное
поведение, нарушающее какие-
Различают первичную и вторичную девиацию.
Первичная девиация – это ненормативное
поведение, имеющее различные причины
(«бунт» индивида; стремление к самореализации,
которая почему-либо не осуществляется
в рамках «нормативного» поведения). Вторичная
девиация – это подтверждение того ярлыка,
которым общество отметило ранее имевшее
место поведение.
В широком смысле девиантное
поведение – это поведение
любого человека, сбившегося с
пути или отклонившегося от
социальной нормы. В узком
Девиантным будет и поведение,
отклоняющееся от норм морали,
принятых в обществе на данном
уровне социального и