Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 07:41, дипломная работа

Краткое описание

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, в нашей стране, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания «трудного» ребенка, ребенка группы «риска», ребенка с отклоняющимся, девиантным поведением. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, агрессии, преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с деликвентным, аддиктивным поведением (как показывает статистика, 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки)

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения
1.1. Поведение и нормы
1.2. Отклонения (девиации) в поведении
1.3. Причины девиаций в обществе

Глава 2. Современное состояние проблемы девиантного поведения
среди несовершеннолетних (подростков)
2.1. Нормативно-правовая база
2.2. Девиантное поведение несовершеннолетних
2.3. Причины девиантного поведения подростков
в современном мире
2.4. Профилактика девиантного поведения подростков

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества.doc

— 278.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Челябинский государственный  педагогический университет

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

на  тему: « Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

заочного отделения III курса

факультета социального  образования

специальность «Социальная педагогика»

Воинковой Светланы Анатольевны

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Соколова Надежда Анатольевна

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

Челябинск, 2006

 

 

План  работы

 

Введение

 

Глава 1  Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения

                 1.1. Поведение и нормы 

                 1.2. Отклонения (девиации) в поведении

                 1.3. Причины девиаций в обществе

 

Глава 2. Современное состояние  проблемы девиантного поведения        

               среди несовершеннолетних (подростков)

                 2.1. Нормативно-правовая база

                 2.2. Девиантное поведение несовершеннолетних

                 2.3. Причины девиантного поведения подростков

                        в современном мире

                 2.4. Профилактика девиантного поведения подростков

 

Заключение

 

Список литературы

2

 

5

5

10

14

 

 

17

17

20

 

30

33

 

37

 

39




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение.

 

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, в нашей стране, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания «трудного» ребенка, ребенка группы «риска», ребенка с отклоняющимся, девиантным поведением. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, агрессии, преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с деликвентным, аддиктивным поведением (как показывает статистика, 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки)

 Причины отклонений  в поведении ребенка возникают  как результат политической, социально-экономической  и экологической нестабильности  общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных  ориентаций молодежи, неблагоприятных  семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением со стороны взрослых, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Девиантное поведение - поведение несовершеннолетних, негативно отклоняющееся от норм общества – одна из самых животрепещущих проблем современной России. Девиантное поведение несовершеннолетних – следствие неудачного процесса социализации личности: культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это большая беда самих детей, а так же всего общества в целом т.к. дети это наше будущее. И видя обширность проблемы, сегодня становится страшно…. Возникает адекватный вопрос: «Что же будет дальше?» Сегодня негативные отклонения от человеческих норм становятся, по уровню распространения в обществе, «нормальным» явлением…

Трудность решения проблемы связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с  девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем  обществе педагогами совместно с  другими специалистами проводилась  не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры. В результате, которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения, о чем ярко говорит современное положение в обществе с «трудными» детьми, с детьми группы «риска», количество таких детей растет с угрожающей скоростью. С такими детьми работать очень трудно, и многие на практике предпочитают не обращать внимания на «шалости трудного подростка» до тех пор, пока нет «крайних» случаев. Главными негативными явлениями, связанными с реформированием образования, стали ограничения приема учащихся в десятые классы и предоставления образовательным учреждениям права отчисления учащихся, закрепленные Законом РФ «Об образовании» (1992г.). Реализация этих положений привела к появлению проблемы – «дети вне  образования», а это, как правило, именно «трудные» дети. От таких детей школа, как правило, старается отказаться, избавиться. С особым нежеланием ими занимается и дополнительное образование. Эти дети становятся неохваченными, ненужными. А заниматься с такими детьми необходимо и педагогам важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей на 40% с лишним.

Это свидетельствует  о том, что сегодня молодежь как  никогда нуждается в помощи воспитателей и наставников, это ставит требующую  безотлагательного решения проблемы оказания комплексной социально-педагогической помощи несовершеннолетним.

Одной из важнейших педагогических проблем является то, что работа с девиантными несовершеннолетними  требует особого подхода, внимания, такта в формальном и неформальном общении, т.е. требует глубоких знаний и понимания такого общественного явления как девиантное поведение, всех нюансов и причин его появления, и именно девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Именно эту проблему мы взяли за основу курсовой работы: девиантное поведение несовершеннолетних как проблема общества.

Цель работы:

Теоретический анализ проблемы девиантного поведения несовершеннолетних.

Объект:

Девиантное поведение  как проблема общества.

Предмет (субъект):

Девиантное  поведение несовершеннолетних (подростков) на современном этапе.

Задачи:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме девиантного поведения;

- ознакомиться с законодательной   и нормативно-правовой  базой  социально-педагогической поддержки  детства

- выявить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление;

- охарактеризовать девиантное поведение несовершеннолетних сегодня;

- рассмотреть возможные варианты  профилактической работы с несовершеннолетними.

Методы  исследования:

- анализ литературы, документов;

- наблюдения;

- анализ.

 

 

ГЛАВА 1

 

  Теоретические аспекты проблемы  девиантного поведения

 

1.1. Поведение и нормы.

 

Термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими её проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале ХХ в., с того времени, когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки (24,25).

Первоначально под поведением понимали любые внешние наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция». По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931г. Один из основоположников  поведенческой психологии – Джон Уотсон – говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма (25, с.224).

Современное понимание  поведения выходит далеко за рамки  совокупности реакций на внешний стимул.

Так, поведение – образ  жизни и действий (18, с.427).

Поведение – система взаимосвязанных  реакций осуществляемых живыми организмами  для приспособления к среде, поведение изучается этологией, психологией, социологией…(20, с1014).

Поведение – совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности. Формирование навыков специфически человеческого поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил. Подобно тому, как ребенок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а в последствии осваивает их практическое назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, которые первоначально выступают для ребенка внешними регуляторами его поведения, но постепенно перекладывают эту роль на самого ребенка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои  действия, т.е. регуляция становится внутренней.

Поведение человека выступает внешним  выражением его внутреннего мира, своей системы его жизненных  установок, ценностей, идеалов. Причем знания человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений (5, с200-201).

В психологическом словаре поведение  определяется как «присущее живым  существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» (18, с 276). Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции (17).

Поведение социально по своей сути – оно формируется  и реализуется  в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его  тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом – поведение личности отражает процесс её социализации – интеграции в социум.

Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к  социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации – индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации: 

- радикальная адаптация  – самореализация через изменение  личностью существующего социального  мира;

- гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством её свехдостижений;

- гармоничная адаптация – самореализация  личности в социуме посредством  ориентации на социальные требования;

- конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

- девиантная адаптация – самореализация  посредством выхода за существующие  социальные требования (нормы);

- социально-психологическая дезадоптация  – состояние блокировки процессов  самореализации и адаптации.

Необходимо отметить то, что поведение человека охватывает все поступки, действия человека целиком как особый вид взаимодействия с окружающей средой. В поведении имеется внутренний план действия, в котором проявляются сознательно выработанные намерения и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат. То есть поведение выступает как единство мотивационно-ценностной операционной сторон человеческой деятельности. Отсюда мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете, определяются не тем, что человек думает о своих поступках (хотя и это не маловажно), а общей линией поведения на протяжении длительного времени в различных условиях (6, с.170-171).

Фиксируя общий рисунок, тип поведения, можно выделить достаточно много моделей человеческого поведения. В жизни каждый такой тип по-своему воплощается у разных людей, в различных ситуациях деятельности и общения. И все же люди, принадлежащие к одной культуре, достаточно сходно выражают свои оценки и переживания, хотя делают это, как правило, бессознательно. Большая часть людей, в повседневной жизни не является объектом специального анализа. Люди ведут себя так потому, что это обусловлено их объективным положением, социальным статусом и ролью, задачей, которую они решают в конкретной ситуации, потому, что так принято в их культуре, а также потому, что так заставляет вести себя их природа. Эти модели поведения осознаются, как правило, лишь тогда, когда они резко кем-то нарушаются, тогда когда эти нарушения становятся отклонениями, отклонениями поведения.

Отклонения поведения. Отклонения в поведении. Отклонения от чего? Логичен  ответ: «От нормы». Но возникает новый вопрос: «Что такое норма?»

Какое поведение можно считать  нормальным, а какое ненормальным? И этот вопрос является центральным  для объяснения человеческого поведения (а что такое поведение мы уже знаем).

В строгом смысле, определение понятий  «нормальное / анормальное» поведение  затруднено, а границы между ними весьма размыты. Тем не менее, в науке  и обыденной жизни данные понятия  используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей (7, с.7).

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества