Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 07:41, дипломная работа

Краткое описание

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, в нашей стране, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания «трудного» ребенка, ребенка группы «риска», ребенка с отклоняющимся, девиантным поведением. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, агрессии, преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с деликвентным, аддиктивным поведением (как показывает статистика, 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки)

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения
1.1. Поведение и нормы
1.2. Отклонения (девиации) в поведении
1.3. Причины девиаций в обществе

Глава 2. Современное состояние проблемы девиантного поведения
среди несовершеннолетних (подростков)
2.1. Нормативно-правовая база
2.2. Девиантное поведение несовершеннолетних
2.3. Причины девиантного поведения подростков
в современном мире
2.4. Профилактика девиантного поведения подростков

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

Итак, можно различать  два идеальных типа отклонений:

- индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

- групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два  указанных типа нельзя. Чаще всего  эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Первичное и  вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.

Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся  поведением (26, с.98)

Следует заметить, что  некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный  характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное отношение. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям (27, с.115):

- сверхинтеллектуальность. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля;

- особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

- сверхмотивация. Интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

- личностные качества. Личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

- счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

 И наоборот, индивиды, поведение  которых вызывает неодобрение  в обществе, являются культурно  осуждаемыми девиантами. К ним  относятся: алкоголики, наркоманы, гомосексуалисты, проститутки, преступники. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке. 

Вот почему отклонения, девиации могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени  и пространстве. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников)

В своей работе, я хочу рассмотреть  именно негативные отклонения от нормы  человеческого поведения. И так, девиантное поведение определяется как отдельные поступки или система поступков, как правило, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам (6, с.170).

 

1.3.Причины девиаций в  обществе

 

Выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое     Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной отечественной науке несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий.

«Главный признак маргинализации, - пишет Е. Стариков, - разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи» (21, с.133). Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки ценностей».

Одной из характерных  социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация, проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни. Основным социальным источником усиления маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах.

Каковы перспективы  самой маргинализации общества? В  самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, т.е. опускаться на социальное дно. Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом числа психических заболеваний, алкоголизма, наркомании и ухудшением генетического фонда населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Современное состояние проблемы среди несовершеннолетних (подростков).

 

2.1.Нормативно-правовая база

 

Вопрос об отдельном  рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно, в конце XIX -  начале XX В. В те времена права детей рассматривались, в основном, в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабского детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В этой связи в 1924 г. Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

В ознаменование тридцатилетней годовщины  декларации Генеральная Ассамблея  ООН 20 ноября 1989 г. Приняла Конвенцию ООН о правах ребенка – первый международный правовой документ, в котором закреплены гарантии осуществления целого ряда прав ребенка. По сравнению с декларацией конвенция идет дальше в том отношении, что государства, которые присоединяются к ней, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

К основным, базовым правам ребенка, закрепленным в этом правовом документе, можно отнести:

неотъемлемое право на жизнь (ст.6);

право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько  это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу (ст.7);

ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством  (ст.20);

право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27);

право на образование (ст. 28);

право каждого ребенка, который, как считается, нарушил  уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его  нарушении, на такое обращение, которое  способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе (ст.40)

Главные цели конвенции  – максимальная защита интересов  ребенка, признание приоритетности этих интересов в обществе и провозглашение равных прав ребенка со взрослым.

Положения этого документа  сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Выполнение этих требований возможно только при соблюдении двух основополагающих принципов:

    1. Ребенок является самостоятельным субъектом права: гражданского, политического, экономического, социального и культурного.
    2. приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Конвенция была горячо поддержана мировым сообществом, и уже через  год её подписала 61 страна, в том  числе и СССР, чем был сделан важнейший шаг в направлении правовой защиты детства (13 июня 1990г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990г. вступила в силу для Российской Федерации как его правопреемника)

В России в последующие  годы права ребенка, провозглашенные конвенцией, были закреплены в различных законодательных актах – Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», других федеральных  и нормативно-правовых документах, изданных Президентом, Правительством, министерствами здравоохранения, образования, социальной защиты, другими государственными органами и ведомствами.

Современная законодательная и нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детства на федеральном уровне начала складываться  с 1992 г., когда вышел указ Президента РФ № 541 от 01.06.92г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества