Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 07:41, дипломная работа
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, в нашей стране, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания «трудного» ребенка, ребенка группы «риска», ребенка с отклоняющимся, девиантным поведением. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, агрессии, преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с деликвентным, аддиктивным поведением (как показывает статистика, 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки)
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения
1.1. Поведение и нормы
1.2. Отклонения (девиации) в поведении
1.3. Причины девиаций в обществе
Глава 2. Современное состояние проблемы девиантного поведения
среди несовершеннолетних (подростков)
2.1. Нормативно-правовая база
2.2. Девиантное поведение несовершеннолетних
2.3. Причины девиантного поведения подростков
в современном мире
2.4. Профилактика девиантного поведения подростков
Заключение
Список литературы
В последние годы заметно
возросли более серьёзные, сознательно
организованные нападения разбойного
типа (с целью овладения имуществом)
Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью.
Первые побеги происходят в страхе наказания
или как реакция протеста, а затем превращаются
в условно-рефлекторный стереотип. Побеги
возникают:
- как следствие недостаточного надзора;
- в целях развлечения;
- как реакция протеста на чрезмерные требования
в семье;
- как реакция на недостаточное внимание
со стороны близких;
- как реакция тревоги и страха на наказания;
- вследствие фантазерства и мечтательности;
- чтобы избавиться от опеки родителей
или воспитателей;
- как следствие жестокого обращения со
стороны товарищей;
- как немотивированная тяга к перемене
обстановки, которой предшествует скука,
тоска.
Суицидальное поведение и аутоагрессия. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков. Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего, она вызвана чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки (13, с.47)
Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.
Среди подростков по статистики 32% суицидальных попыток приходится на долю 17тилетних, 31% - 16тилетних, 21% - 15тилетних, 12% - 14тилетних, 4% - 12-13тилетних. Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер.
Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?
В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти – не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.
Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно – стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.
В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков – правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 % преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.
Влияние самой юношеской
делинквентности на судьбу взрослого
человека также неоднозначно. Чем
тяжелее делинквентное
2.3. Причины девиантного поведения подростков в современном мире.
В самом общем виде основные причины девиантного поведения подростков в современных условиях можно сформулировать следующим образом.
1. Неблагополучие экономики, политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной и политической сферах, неверие в государственные, политические институты, естественно, вызывают у подростков и молодых людей потребность выработать способы, методы выживания, борьбы с враждебной социальной средой. Отстаивая в этих условиях право, быть субъектом социального действия, молодежь невольно сбивается на путь агрессивности, насилия…
2. Кризис общественного сознания, перемены, как уже говорилось ранее, в ценностных ориентациях населения. Главными жизненными ценностями становятся так называемые «приватные», личные ценности, связанные с семейным домашним микроклиматом индивида (здоровье, семья, жилище, материальная обеспеченность…). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство…) утрачивают свое былое значение, перемещаются в нижнюю часть ценностной иерархии.
Резко снизилось значение ценности работы, труда, и совсем на последних местах оказались ценности общественной активности и общественного признания. Образовались «ножницы» между трудом и благополучием в сознании людей и в реальной жизни, и подростки видят, что обогащаются отнюдь не самые трудолюбивые…
3. Издержки государственной
молодежной политики. Подход к
государственной молодежной
Целями молодежной политики являются:
4. Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования. В качестве таких недостатков, прежде всего, отмечаются следующие:
5. Слабая материально-техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени подростков. Дефицит специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга в рамках традиционных общественных институтов вызывает усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов, стимулирует интенсивное развитие неинституциональных форм жизни в сфере досуга. В которых человек пытается восполнить дефицит государственно-общественных условий самореализации, провоцирует асоциальные формы поведения, субъективно воспринимаемые подростком как способ личностного самоутверждения, признания, самовыражения…
6. Социальная и физиологическая незрелость подростков, особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать новые ощущения, и в недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия.
Подростковый возраст – это, прежде всего стремление к успеху. Непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача. Однако механизмы социальной поддержки и поощрения в педагогической практике представлены весьма слабо, и отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи остается либо переходить на позицию избегания неудач, т.е. становиться на путь конформистского поведения, либо протестовать и искать условия для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения…(14, с.243)
7. Рост семейного неблагополучия
(конфликты в семье, разводы,
плохие бытовые условия…). Существует
непосредственная связь между
девиантным поведением
Сложные обстоятельства жизни детей такие как: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод ит.д.) оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства… это прямой путь в категорию девиантов, т.е. несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (17, с.59)
Криминологические исследования показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях.
Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов, в психически отягощенных семьях, в 4 – 5 раз выше, а у тех, где царят агрессивность и жестокость, в 9 – 10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.
В последнее время все большее беспокойство вызывают семьи с неправильной педагогической позицией. Воспитание в таких семьях приводит к возникновению у подростка деформаций в ценностных и жизненных ориентациях, в структуре мотивов, механизме самоконтроля в поведенческих стереотипах, что, в свою очередь, ведет к противоправному поведению.
2.4. Профилактика
девиантного поведения
В науке и на практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения – профилактическая и реабилитационная. В данной курсовой работе хотелось бы более подробно остановиться именно на профилактике девиантного поведения
Профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику (11, с.160)
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов
Задача вторичной профилактики
– раннее выявление и реабилитация
нервно-психических нарушений
Третичная профилактика
– это лечение нервно-психическ
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
Сам термин «профилактика»
обычно ассоциируется с
Так как социальные отклонения
могут быть вызваны разными причинами
и обстоятельствами, можно выделить
несколько типов
Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества