Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 07:41, дипломная работа

Краткое описание

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, в нашей стране, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания «трудного» ребенка, ребенка группы «риска», ребенка с отклоняющимся, девиантным поведением. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, агрессии, преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с деликвентным, аддиктивным поведением (как показывает статистика, 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки)

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения
1.1. Поведение и нормы
1.2. Отклонения (девиации) в поведении
1.3. Причины девиаций в обществе

Глава 2. Современное состояние проблемы девиантного поведения
среди несовершеннолетних (подростков)
2.1. Нормативно-правовая база
2.2. Девиантное поведение несовершеннолетних
2.3. Причины девиантного поведения подростков
в современном мире
2.4. Профилактика девиантного поведения подростков

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

В последние годы заметно  возросли более серьёзные, сознательно  организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом). Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют денег, которых у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков на воровство.

Большое распространение  среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают: 
- как следствие недостаточного надзора; 
- в целях развлечения; 
- как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; 
- как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; 
- как реакция тревоги и страха на наказания; 
- вследствие фантазерства и мечтательности; 
- чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; 
- как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; 
- как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Суицидальное поведение и аутоагрессия. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков. Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего, она вызвана чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки (13, с.47)

Проблема юношеских  самоубийств, многие годы бывшая под  запретом, стала актуальной в современном  мире.

Среди подростков по статистики 32% суицидальных попыток приходится на долю 17тилетних, 31% - 16тилетних, 21% - 15тилетних, 12% - 14тилетних, 4% - 12-13тилетних. Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер.

Какие психологические  проблемы стоят за юношескими самоубийствами?

В психологических экспериментах  не раз, было показано, что у некоторых  людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти – не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.

Существует  даже психологический  тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к  уходу из конфликтно – стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них  – наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых  подростков – правонарушителей вырастают  в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 % преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.

Влияние самой юношеской  делинквентности на судьбу взрослого  человека также неоднозначно. Чем  тяжелее делинквентное поведение  подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.

 

2.3. Причины девиантного поведения подростков в современном мире.

 

В самом общем виде основные причины девиантного поведения  подростков в современных условиях можно сформулировать следующим образом.

1. Неблагополучие экономики, политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной и политической сферах, неверие в государственные, политические институты, естественно, вызывают у подростков и молодых людей потребность выработать способы, методы выживания, борьбы с враждебной социальной средой. Отстаивая в этих условиях право, быть субъектом социального действия, молодежь невольно сбивается на путь агрессивности, насилия…

2. Кризис общественного сознания, перемены, как уже говорилось ранее, в ценностных ориентациях населения. Главными жизненными ценностями становятся так называемые «приватные», личные ценности, связанные с семейным домашним микроклиматом индивида (здоровье, семья, жилище, материальная обеспеченность…). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство…) утрачивают свое былое значение, перемещаются в нижнюю часть ценностной иерархии.

Резко снизилось значение ценности работы, труда, и совсем на последних местах оказались ценности общественной активности и общественного признания. Образовались «ножницы» между трудом и благополучием в сознании людей и в реальной жизни, и подростки видят, что обогащаются отнюдь не самые трудолюбивые…

3. Издержки государственной  молодежной политики. Подход к  государственной молодежной политике  должен состоять, прежде всего, в признании ее как части общей социальной политики государства. Последняя же может быть эффективной только в случае ее адресованности и адекватности запросам молодежи как особой социально-демографической группы.

Целями молодежной политики являются:

    • содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
    • недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
    • создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
    • расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
    • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи…

4. Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования. В качестве таких недостатков, прежде всего, отмечаются следующие:

    • недостатки в организации воспитательной работы в школе: заорганизованность, формализм и однообразие внеклассной и внешкольной работы, слабая материально-техническая база, затрудняющая организацию учебно-воспитательной работы …
    • ошибки, связанные с безграмотным педагогическим подходом к учащимся. Неправильно, без учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности, организованна индивидуально-воспитательная работ с учащимися, и в первую очередь с трудновоспитуемыми…
    • ошибки, обусловленные невысоким профессиональным уровнем ряда учителей, факты проявления бестактности, несдержанности учителей, оскорбляющих достоинство подростка…
    • неумение наладить правильные взаимоотношения с родителями, проявление грубости по отношению к родителям, злоупотребление публичными разбирательствами проблем семейного воспитания, семейных взаимоотношений, разбирательства отдельных поступков и поведения, учащихся на родительских собраниях, вызывающие негативное отношение родителей к школе, учителю…
    • неумение наладить правильное взаимодействие с другими социальными институтами, занимающимися проблемами воспитания и организации свободного времени подростков.

5. Слабая материально-техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени подростков. Дефицит специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга в рамках традиционных общественных институтов вызывает усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов, стимулирует интенсивное развитие неинституциональных форм жизни в сфере досуга. В которых человек пытается восполнить дефицит государственно-общественных условий самореализации, провоцирует асоциальные формы поведения, субъективно воспринимаемые подростком как способ личностного самоутверждения, признания, самовыражения…

6. Социальная и физиологическая незрелость подростков, особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать новые ощущения, и в недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия.

Подростковый возраст  – это, прежде всего стремление к  успеху. Непонимание окружающих, непризнание  воспринимаются как личная неудача. Однако механизмы социальной поддержки  и поощрения в педагогической практике представлены весьма слабо, и отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи остается либо переходить на позицию избегания неудач, т.е. становиться на путь конформистского поведения, либо протестовать и искать условия для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения…(14, с.243)

7. Рост семейного неблагополучия (конфликты в семье, разводы,  плохие бытовые условия…). Существует  непосредственная связь между  девиантным поведением подростков  и неблагополучием в семье.  Дефекты семейного воспитания  – часто первопричина искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный  путь подростков, так как на примере родителей они получают представление о должном поведении, об отношении к обществу, труду, другим людям… Решающее значении приобретает общая нравственная позиция семьи.

Сложные обстоятельства жизни детей такие как: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное  поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство на квартире родителями притонов для  криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод ит.д.) оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства… это прямой путь в категорию девиантов, т.е. несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (17, с.59)

Криминологические исследования показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях.

Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся  в обстановке постоянных и острых конфликтов, в психически отягощенных  семьях, в 4 – 5 раз выше, а у тех, где царят агрессивность и жестокость, в 9 – 10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

В последнее время  все большее беспокойство вызывают семьи с неправильной педагогической позицией. Воспитание в таких семьях приводит к возникновению у подростка деформаций в ценностных и жизненных ориентациях, в структуре мотивов, механизме самоконтроля в поведенческих стереотипах, что, в свою очередь, ведет к противоправному поведению.

 

2.4. Профилактика  девиантного поведения подростков 

 

В науке и на практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения – профилактическая и реабилитационная. В данной курсовой работе хотелось бы более подробно остановиться именно на профилактике девиантного поведения

Профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

ВОЗ (Всемирная организация  здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику (11, с.160)

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных  факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов

Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и  работа с «группой риска», подростками.

Третичная профилактика – это лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Под профилактикой в  социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

    • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
    • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья;
    • содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным  предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами  и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

    • нейтрализирующие;
    • компенсирующие;
    • предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
    • устраняющие эти обстоятельства;
    • контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты.

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества