Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 07:41, дипломная работа

Краткое описание

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, в нашей стране, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания «трудного» ребенка, ребенка группы «риска», ребенка с отклоняющимся, девиантным поведением. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, агрессии, преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с деликвентным, аддиктивным поведением (как показывает статистика, 70% преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки)

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения
1.1. Поведение и нормы
1.2. Отклонения (девиации) в поведении
1.3. Причины девиаций в обществе

Глава 2. Современное состояние проблемы девиантного поведения
среди несовершеннолетних (подростков)
2.1. Нормативно-правовая база
2.2. Девиантное поведение несовершеннолетних
2.3. Причины девиантного поведения подростков
в современном мире
2.4. Профилактика девиантного поведения подростков

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

Норма – это некое идеальное  образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно правильное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений. Сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная.

В медицине, психологии, социологии и т.д. имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы.

В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует  принятой в данной науке в данное время норме – эталону. Способы  получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), (статистическая норма)  который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50% случаев.

Статистический критерий сочетается с качественно – количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.

На ряду со статистическим существует ряд специальных критериев оценки нормальности поведения личности:

 - психопатологический критерий используется в медицине, с его точки зрения все поведенческие проявления можно разделить на 2 группы: нормальные и патологические в значении «здоровье и болезнь» (19, т.1,2,3,)

- индивидуально-психологический критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, её индивидуальности. В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, а предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этими основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать её внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Я хотела бы  обратить внимание на способность нормы, быть идеальной – в виде обобщения  положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов – вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы  в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают  духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества (7, с. 23).

- социально – нормативный критерий, имеет очень важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью социальных норм. Их значение определяется обязательностью содержащихся в них правил. Требований, предъявляемых обществом, классом, коллективом, социальной группой к поведению человека в тех или иных конкретных ситуациях, а также тем, что они служат средством социального контроля. Эти нормы являются важным звеном механизма социального управления, регуляции и коррекции поведения человека, стимулирования его творческой и социальной активности (18, с.20).

Социальная норма –  совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью  регуляции деятельности и отношений (9, с.29).

Социальные нормы выполняют в обществе многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и другие. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека («делай то», «не делай это») они могут содержать и требования относительно использования средств их достижения.

Можно выделить основные свойства норм, составляющие её структуру: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. Относительность и динамичность социальных норм означает, что со временем социальные нормы могут изменяться, например требования к внешнему виду; радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран и т.д. Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы – записаны в виде законов. Правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.

По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные концессии, общественные организации. Это, прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли, это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование  с этическими нормами. Морально-этические  нормы представляют собой ожидания – предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении её членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс…). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы)

Политические нормы  сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).

Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности к социальным нормам.

Проще говоря, социальные нормы – предписания, требования, пожелания  и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы есть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип – это  нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип – это  нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в  обществе в целом. Они называются «общими правилами».

Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой  социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение.

За нарушение одних  норм следует мягкое наказание –  неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жёсткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Социальные нормы выполняют  в обществе очень важные функции. Они:

- регулируют общий ход социализации,

- интегрируют индивидов в группы, а группы в общество,

- контролируют отклоняющееся поведение,

- служат образцами, эталонами поведения.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей) (12, с.133)

Таким образом, нормальное поведение в обществе - это поведение человека, личности в соответствии социальных норм

 Мы подробно рассмотрели, что такое «поведение» и что такое, «нормы поведения». Но главный вопрос, который нас интересует, это: «Что такое анормальное поведение?» То, что не соответствует  норме… то, что   обозначается словом – «отклонение».

 

1.2 Отклонения (девиации) в поведении

 

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение  от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения человека, социализации ребенка. Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение», нередко заменяется синонимом – девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение, уклонение).

Под  девиантным поведением понимаются:

1) поступок, действия  человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление,  выраженное в массовых формах  человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет  психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Как мы уже говорили, социальная норма определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены  вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодёжной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Культурные  и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Педагогов, социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры, общества. Психологов, же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, проституция - как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного «Я». Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные, совершают весьма серьёзные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов и психологов, так и педагогов.

Индивидуальные  и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесённые индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в обществе образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной «подвальной» субкультуры, и она может применять по отношению к нему свои меры социального контроля.

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних (подростков) как проблема общества