Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:00, лекция
Как известно, общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный характер, но они не являются хаотичными, беспорядочными. В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, деятельности, социальных связей и отношений, вследствие чего общество существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. Вторые представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой (27, 69).
Лекция № 4. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие социальной нормы.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (5, 74).
Социальные нормы могли быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) и могут существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования:
-
дозволение: указание на варианты
поведения, которые не
-предписание:
указание на требуемые
-запрет: указание на действия, которые не следует совершать (24, 87).
В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип "запрещено все, что не приказано (дозволено)", в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: "разрешено все, что не запрещено законом".
Иногда выделяют нормы-правила и нормы-ожидания. Первые регулируют поведение человека и наиболее важные моменты социальной жизни, вторые представляют собой ожидание желательного поведения, (например, поведения, соответствующего социальному статусу). Различают также запрещающие и поощряющие нормы. Последние предполагают призыв к определённому образу действий (типа "будь активен" или "проявляй инициативу) (16,178). Существует довольно большое количество, нормативных систем. Есть нормы религиозные, эстетические, обычаи и традиции и т.д., однако в данном случае основными являются право и мораль.
Право
представляет собой систему общеобязательных
правил поведения (норм), установленных
или санкционированных
Мораль - это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Мораль неоднородна. Можно выделить общепринятую мораль и мораль определённых слоев и социальных групп.
В отличие от права, мораль, во-первых, несет оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справедливо несправедливо), во-вторых, в связи с ним её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т.д. Внешняя (общественная или групповая) оценка поступка всегда преломляется через нравственные принципы человека. Для моральных норм характерны несущественность текстуального закрепления, придание большого значения внутренним мотивам и целям поступка, а также внешним обстоятельствам, условиям, в которых он был совершен. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь, диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.
Если правовая оценка того или иного поступка основывается, как правило, на жестком "бинарном" (двоичном) подходе, т.е., "законно - незаконно", "правомерно - неправомерно", то нравственная оценка может допускать известную неоднозначность (проблема "лжи во спасение" или оценка поступка как безнравственного, но справедливого или допустимого в соответствующих условиях). В данном случае учитывается, что требования к идеальному, должному поведению не всегда находят достаточно условий для своей реализации. Поэтому абсолютизация подхода "нравственно - безнравственно" не всегда оправдана (15, 167-176 ; 24, 75-77).
Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в административном или уголовном порядке, то же относится к насильственным действиям, клевете, оскорблению личности и т.п. Однако, в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка не адекватны. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающих с общепринятыми правовыми и моральными нормами, например, обычай кровной мести, "разборки" в среде подростков и молодежи и т.д.
1.2. Девиантное поведение.
В
большинстве случаев члены
С точки зрения внешней оценки оба типа поведения можно назвать нормативным, или конформным, поведением. В тайном случае данный индивид "корпоративен", т.е., является "игроком команды". Даже не задумываясь, мы следуем указаниям милиционера, повседневным правилам в быту, неписаным нормам, принятым в малой группе, коллективе. Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации в отношении доминирующих стандартов культуры.
Вместе с тем в обществе также имеет место неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь патологический, негативный, дисфункциональный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение, деятельность индивидов и социальных групп и принято называть собственно девиантным (отклоняющимся) поведением.
Хотя в отечественной и зарубежной литературе под отклоняющимся поведением понимается всякое поведение, которое не соответствует фактически сложившимся или официально установленным социальными нормами, термин "девиантность" (от лат. Веу1а1ю - отклонение, уклонение) в основном связывается с негативными, деструктивными явлениями (преступность, наркомания, самоубийства и т.д.). Если поведение не совпадает с нормами, но не носит деструктивного характера, то его считают просто неконформным (нестандартным) поведением.
Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением достаточно подвижны. К тому же существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве таковых могут выступать общечеловеческие ценности, ценности данного конкретного социума, а также ценности данной субкультуры. Все это обусловливает проблему квалификации девиантного или негативного ("творческая девиация" или "социальная патология") поведения. Однако в качестве базового, исходного критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и др.).
Когда девиантное поведение приобретает большие масштабы, охватывает значительное число людей и превращается в заметное социальное явление, то в данном случае применяется термин "социальное отклонение". Именно девиантное поведение как социальное явление -предмет социологии и социальной психологии. Проблема квалификации поведения как нормативного или девиантного заключается в релятивности (относительности) самих социальных норм. Одно и то же действие в разных ситуациях оценивается по-разному (убийство - преступление и убийство - подвиг на войне). Кроме того, общество эволюционирует, и с необходимостью меняются сами социальные нормы, например, отношение права к предпринимательской деятельности в России, моральная оценка добрачных сексуальных отношений или отношение к курению на Западе.
Вторая проблема - это неопределённость поведенческих ожиданий. Переход дороги в неположенном месте официально запрещён, но широко распространён и считается полулегальным до тех пор, пока никому не причиняет вред (21, 198 2).
Любой вид девиации имеет 3 необходимых компонента:
3) другая группа или социальный институт, реагирующий на данное поведение.Каковы же причины девиантного поведения? На этот счет в науке существует 3 подхода.
1. Биологический. Его сторонниками были Ч. Ломброзо и У. Шелдон. суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими чертами. Например, выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, пониженная чувствительность к боли (Ч. Ломброзо), или мезоморфность, т.е., строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы У).
Биологические особенности организма, безусловно, влияют на поведение человека (рост, внешность, наличие физических недостатков). Нельзя сбрасывать со счетов и генетическую предрасположенность некоторых людей к девиантному поведению, однако не следует абсолютизировать данный подход, тем более, что значительная часть преступлений вызвана не биологическими, а социальными причинами (например, "вынужденная" или корыстная преступность).
2. Психологический подход. Его основоположником считается 3. Фрейд. Девиантностьс его точки зрения связана с психическими отклонениями, а также с тем, что конфликт личности и общества задан изначально, как столкновение И ("ОНО") и 8ирег-Е§о - системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человекаи тем самым создает конфликтную ситуацию.
Видимо, следует согласиться с тем мнением, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя объяснить сущность (уровень) преступности или любого другого вида девиации (21, 205-206). Более вероятно, что и биологическая, и психологическая предрасположенность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с определенными социальными условиями, дают соответствующий результат. Сам факт относительно небольшого распространения данных подходов в мировой науке говорит не в их пользу. Наиболее распространенным является социологический подход.
3.
Социологический подход. В рамках
данного подхода можно
Информация о работе Девиантное поведение как социальная проблема