Девиантное поведение как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:00, лекция

Краткое описание

Как известно, общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный характер, но они не являются хаотичными, беспорядочными. В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, деятельности, социальных связей и отношений, вследствие чего общество существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. Вторые представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой (27, 69).

Файлы: 1 файл

ДЕВИАЦИЯ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      Лекция  № 4. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

      1.1. Понятие социальной  нормы.

     Как известно, общество представляет собой  исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный характер, но они не являются хаотичными, беспорядочными. В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, деятельности, социальных связей и отношений, вследствие чего общество существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. Вторые представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой (27, 69). Социальные нормы регулируют только такое поведение, которое имеет общественный характер, т.е.,, связано с взаимоотношениями между индивидами, социальными группами или с обществом в целом. Этим они отличаются от норм биологических, медицинских и т.д. (24, 72 - 92).

     Социальная  норма определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (5, 74).

     Социальные  нормы могли быть зафиксированы  в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) и могут  существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования:

      - дозволение: указание на варианты  поведения, которые не запрещены,  желательны, но не обязательны:

    -предписание:  указание на требуемые действия;

    -запрет: указание на действия, которые не следует совершать (24, 87).

     В отличие от недавнего прошлого, когда  действовал принцип "запрещено все, что не приказано (дозволено)", в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: "разрешено все, что не запрещено законом".

     Иногда выделяют нормы-правила и нормы-ожидания. Первые регулируют поведение человека и наиболее важные моменты социальной жизни, вторые представляют собой ожидание желательного поведения, (например, поведения, соответствующего социальному статусу). Различают также запрещающие и поощряющие нормы. Последние предполагают призыв к определённому образу действий (типа "будь активен" или "проявляй инициативу) (16,178). Существует довольно большое количество, нормативных систем. Есть нормы религиозные, эстетические, обычаи и традиции и т.д., однако в данном случае основными являются право и мораль.

      Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных  или санкционированных государством. Для правовых норм характерны текстуальное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, четкое и однозначное описание варианта либо границ поведения, применение единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки; наличие ясно обозначенной санкции; обеспечение их соблюдения силой государства. Право регулирует отношения собственности, процессы труда и обмена его продуктами, принципы формирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Оно устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов, воздействует на те виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности (например, семейные отношения) (17, 311-313). Право - объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением. Правовые нормы всегда связаны с внешним авторитетом (законом или государственной властью).

     Мораль - это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь  и совесть, долг и справедливость. Мораль неоднородна. Можно выделить общепринятую мораль и мораль определённых слоев и социальных групп.

     В отличие от права, мораль, во-первых, несет оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справедливо несправедливо), во-вторых, в связи с ним её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т.д. Внешняя (общественная или групповая) оценка поступка всегда преломляется через нравственные принципы человека. Для моральных норм характерны несущественность текстуального закрепления, придание большого значения внутренним мотивам и целям поступка, а также внешним обстоятельствам, условиям, в которых он был совершен. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь, диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.

     Если  правовая оценка того или иного поступка основывается, как правило, на жестком  "бинарном" (двоичном) подходе, т.е., "законно - незаконно", "правомерно - неправомерно", то нравственная оценка может допускать известную неоднозначность (проблема "лжи во спасение" или оценка поступка как безнравственного, но справедливого или допустимого в соответствующих условиях). В данном случае учитывается, что требования к идеальному, должному поведению не всегда находят достаточно условий для своей реализации. Поэтому абсолютизация подхода "нравственно - безнравственно" не всегда оправдана (15, 167-176 ; 24, 75-77).

     Как правило, требования морали и права  совпадают. Воровство аморально, а  хищение имущества наказывается в административном или уголовном порядке, то же относится к насильственным действиям, клевете, оскорблению личности и т.п. Однако, в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка не адекватны. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающих с общепринятыми правовыми и моральными нормами, например, обычай кровной мести, "разборки" в среде подростков и молодежи и т.д.

          1.2. Девиантное поведение.

     В большинстве случаев члены общества следуют как официально установленным, так и фактически сложившимся социальным нормам, что в немалой степени сохраняет его как систему. В зависимости от внутренних мотивов можно выделить 2 варианта нормативного поведения:

  • когда человек следует тем или иным социальным нормам, не задумываясь над тем, верны ли они, то такое поведение принято называть конформизмом, который предполагаетпассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, некритическоеследование любому образцу;
  • если индивид следует нормам с целью привести свое поведение в соответствие с требованиями более высокого авторитета (Бог, общественность, родители), то это определяетсякак подчинение.

     С точки зрения внешней оценки оба  типа поведения можно назвать  нормативным, или конформным, поведением. В тайном случае данный индивид "корпоративен", т.е., является "игроком команды". Даже не задумываясь, мы следуем указаниям милиционера, повседневным правилам в быту, неписаным нормам, принятым в малой группе, коллективе. Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации в отношении доминирующих стандартов культуры.

     Вместе  с тем в обществе также имеет место неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь патологический, негативный, дисфункциональный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение, деятельность индивидов и социальных групп и принято называть собственно девиантным (отклоняющимся) поведением.

     Хотя  в отечественной и зарубежной литературе под отклоняющимся поведением понимается всякое поведение, которое не соответствует фактически сложившимся или официально установленным социальными нормами, термин "девиантность" (от лат. Веу1а1ю - отклонение, уклонение) в основном связывается с негативными, деструктивными явлениями (преступность, наркомания, самоубийства и т.д.). Если поведение не совпадает с нормами, но не носит деструктивного характера, то его считают просто неконформным (нестандартным) поведением.

     Границы между позитивным и негативным отклоняющимся  поведением достаточно подвижны. К тому же существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве таковых могут выступать общечеловеческие ценности, ценности данного конкретного социума, а также ценности данной субкультуры. Все это обусловливает проблему квалификации девиантного или негативного ("творческая девиация" или "социальная патология") поведения. Однако в качестве базового, исходного критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и др.).

     Когда девиантное поведение приобретает  большие масштабы, охватывает значительное число людей и превращается в заметное социальное явление, то в данном случае применяется термин "социальное отклонение". Именно девиантное поведение как социальное явление -предмет социологии и социальной психологии. Проблема квалификации поведения как нормативного или девиантного заключается в релятивности (относительности) самих социальных норм. Одно и то же действие в разных ситуациях оценивается по-разному (убийство - преступление и убийство - подвиг на войне). Кроме того, общество эволюционирует, и с необходимостью меняются сами социальные нормы, например, отношение права к предпринимательской деятельности в России, моральная оценка добрачных сексуальных отношений или отношение к курению на Западе.

     Вторая  проблема - это неопределённость поведенческих ожиданий. Переход дороги в неположенном месте официально запрещён, но широко распространён и считается полулегальным до тех пор, пока никому не причиняет вред (21, 198 2).

    Любой вид девиации имеет 3 необходимых  компонента:

  1. человек (группа) с определенным типом поведения;
  2. норма как критерии оценки с точки зрения соответствия ей или нарушения;

    3) другая группа или социальный институт, реагирующий на данное поведение.Каковы же причины девиантного поведения? На этот счет в науке существует 3 подхода.

     1. Биологический. Его сторонниками были Ч. Ломброзо и У. Шелдон. суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими чертами. Например, выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, пониженная чувствительность к боли (Ч. Ломброзо), или мезоморфность, т.е., строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы У).

     Биологические особенности организма, безусловно, влияют на поведение человека (рост, внешность, наличие физических недостатков). Нельзя сбрасывать со счетов и генетическую предрасположенность некоторых людей к девиантному поведению, однако не следует абсолютизировать данный подход, тем более, что значительная часть преступлений вызвана не биологическими, а социальными причинами (например, "вынужденная" или корыстная преступность).

     2. Психологический подход. Его основоположником считается 3. Фрейд. Девиантностьс его точки зрения связана с психическими отклонениями, а также с тем, что конфликт личности и общества задан изначально, как столкновение И ("ОНО") и 8ирег-Е§о - системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человекаи тем самым создает конфликтную ситуацию.

     Видимо, следует согласиться с тем  мнением, что с помощью анализа  какой-то одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя объяснить сущность (уровень) преступности или любого другого вида девиации (21, 205-206). Более вероятно, что и биологическая, и психологическая предрасположенность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с определенными социальными условиями, дают соответствующий результат. Сам факт относительно небольшого распространения данных подходов в мировой науке говорит не в их пользу. Наиболее распространенным является социологический подход.

     3. Социологический подход. В рамках  данного подхода можно выделить  интеракциони-стское направление и структурный анализ. Первого придерживаются Ф. Танненбаум, Э. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер. Основным положением здесь является тезис, согласно которому де-виантность не является свойством, внутренне присущим какому-либо социальному поведению, а предстает следствием социальной оценки (стигматизации) определенного поведения как де-виантного. Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям определенные стандарты. Анализ причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса девианта индивидам, т.е., исследованием того, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

Информация о работе Девиантное поведение как социальная проблема