Девиантное поведение как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения подростков.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Виды и основные формы девиантного поведения
1.3 Психологические и педагогические особенности развития детей и подростков с девиантнымповедением
2. Социальная работа с детьми и подростками девиантного поведения
2.1 Комплексный подход, формы и методы соц.раб.с детьми и несовершеннолетними отклоняющего поведения
2.2 Основные направления социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения
2.3 Проект

Файлы: 1 файл

дипломка яна введение.docx

— 68.09 Кб (Скачать)

На Тему: Девиантное поведение как социальная проблема

по дисциплине: Социальная работа

2013

Оглавление

 

Введение

1. Теоретические основы  изучения девиантного поведения подростков

1.1 Сущность и содержание  понятия девиантного поведения

1.2 Виды и основные формы девиантного поведения

1.3 Психологические и педагогические  особенности развития детей и  подростков с девиантнымповедением

2. Социальная работа с детьми и подростками девиантного поведения

2.1 Комплексный подход, формы и методы соц.раб.с детьми и несовершеннолетними отклоняющего поведения

2.2 Основные направления социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения

2.3 Проект

 

 

                                   Введение

 

Актуальность исследования в настоящее время проявляется  в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Социальная значимость работы состоит в следующем. Тревожным  симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях. Наша задача – изучить причины возникновения такого феномена как девиантное поведение, с тем, чтобы выработать наиболее эффективные методы помощи проблемным детям.

Эпоха перемен, современная  социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные  с коррекцией отклоняющегося, аномального  поведения. Изменения, происходящие в  нашем обществе, практически разрушили  ранее существовавшие представления  о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли  отражение в трудах современных  отечественных исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других.

Современные знания о девиантном позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицина, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.

Отдельные подходы, уделяют  внимание преимущественно какому –  то одному аспекту проблемы, закономерно  дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения подростков.

Объект исследования: девиантное поведение.

Предметом исследования является процесс организации социальной работы по преодолению и профилактике девиантного поведения.

теоретический анализ проблемы девиантного поведения в современном состоянии;

раскрыть деятельность социального  работника по преодолению и профилактике девиантного поведения.

1. Теоретические основы  изучения девиантного поведения подростков

1.1 Сущность и содержание  понятия девиантного поведения

 
Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Девиантность в переводе с латыни - отклонение. Но к нам данный термин пришел из английского языка и употребляется в отечественной социологии в двух значениях - широком и узком. В широком смысле термин <девиантность> подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например, нарушение пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными типа убийства. 

Девиантное поведение (франц. deviation от лат. deviare - сбиваться с пути) - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э.Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. [8]

Девиантное поведение - всякое поведение, которое не согласуется с некоторыми стандартами. Социальным стандартом является социальная норма, которая говорит людям, как они должны себя вести. Определенная степень неподчинения нормам существует в любой социальной группе. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку. Девиантное поведение, наносящее большой материальный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопасность, переходит в другую категорию поведения и квалифицируется как преступление.

В узком понимании под  девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных по-ступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.

 

Рассматривая сущность какого-либо понятия или явления, необходимо иметь нечто похожее, чтобы определить отличия, выявить специфику искомого понятия. В отношении девиантного поведения такими близким по значению понятиями выступают агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение.

Рассмотрим отдельно каждое из вышеназванных понятий. Проявление физической агрессии в подростковой среде можно оценивать с разных точек зрения: с одной стороны, как элемент процесса социализации, адаптации к жизни в коллективе, а с другой - несомненно, как девиацию, особенно если проявления агрессии осложнены  склонностью подростка к другим формам отклоняющегося поведения.

Агрессивное поведение — (от лат, aggressio — «нападение») - тенденция, проявляющаяся в реальном поведении или сфантазированная с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними [39, с. 14].

Целью агрессии могут быть: причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование  агрессии, как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия может быть направлена на внешние объекты (люди, предметы) или  на себя (тело, личность).

Условия формирования агрессии:

внешние физические и социальные условия;

индивидуальные и возрастные особенности;

различные семейные факторы (низкая степень сплочённости семьи, конфликтность, неадекватный стиль  семейного воспитания) [3, с.42].

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

Понятие делинквентное поведение происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - делинктами [39, с.46].

Все правонарушения делятся  на преступления и проступки

Подросткам и юношам в  возрасте 14 - 18 лет присуща как  корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят  незавершённый детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодёжной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания (особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость). К типичным молодёжным насильственным правонарушениям можно отнести молодёжные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

Тип правонарушителя (по А.И. Долговой):

- последовательно-криминогенные;

ситуативно-криминогенные (нарушения  из-за неблагоприятных ситуаций);

ситуативный тип (незначительная выраженность негативного поведения).

Условия формирования:

социальные факторы (несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни);

семейные факторы (недостаток любви со стороны родителей, жестокость, острая психологическая травма, недостаточность  требовательности);

возрастные и индивидуальные особенности.

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так  или иначе затрагивающий любую  семью [17, с.242].

Зависимое поведение —  это одна из форм отклоняющегося поведения  личности, которая связана со стремлением  полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.

В специальной литературе употребляется ещё одно название зависимого поведения - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction — склонность, пагубная привычка.

В реальной жизни более  распространены такие объекты зависимости, как:

1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

2) алкоголь;

3) пища;

4) игры;

5) секс;

6) религия и религиозные  культы.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы  зависимого поведения:

химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ отеды);

гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, некрофилия, садомазохизм, гомосексуализм, кровосмешение);

религиозное деструктивное  поведение (религиозный фанатизм, вовлечённость  в секту).

Условия формирования и причины (факторы) аддиктивного поведения:

внешне социальные факторы (технический прогресс в области  пищевой промышленности или фармацевтической индустрии);

влияние субкультуры (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное  меньшинство или просто мужская  компания);

семейные факторы (психологическая  травма в детском возрасте);

индивидуальные особенности  конкретной личности (половая избирательность  зависимого поведения);

возрастные особенности;

бездуховность, отсутствие смысла жизни [22, с.33-34].Суицидальное поведение - это саморазрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Типология суицидов:

истинный суицид - направляется желанием умереть. Ему предшествует угнетённое настроение, депрессивное состояние или простомысли об уходе из жизни;

демонстративный суицид —  не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Смертельный исход является следствием роковой случайности;

скрытый суицид (косвенные  самоубийцы)- вид суицидального поведения. В большей степени это поведение  нацелено на риск, на игру со смертью, чем  на уход из жизни. Это и рискованная  езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие  точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  отсутствием жизненного опыта и  неумением определить жизненные  ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины, среди которых распространены:

потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно  отвергнутое чувство любви;

уязвленное чувство собственного достоинства;

крайнее переутомление;

разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных свойств;

токсикомания и наркомания;

отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

состояние фрустрации или  аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением [22, с.36].

Для установления причин суицидального  поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удаётся из-за недостатка сведений.

Социальная среда определяется микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью  и другими объективными обстоятельствами влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить.

Обобщая вышеизложенное, дадим  определение девиантного поведения. Девиантное поведение - это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения.

 

1.1

Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

Информация о работе Девиантное поведение как социальная проблема