Девиантное поведение как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения подростков.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Виды и основные формы девиантного поведения
1.3 Психологические и педагогические особенности развития детей и подростков с девиантнымповедением
2. Социальная работа с детьми и подростками девиантного поведения
2.1 Комплексный подход, формы и методы соц.раб.с детьми и несовершеннолетними отклоняющего поведения
2.2 Основные направления социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения
2.3 Проект

Файлы: 1 файл

дипломка яна введение.docx

— 68.09 Кб (Скачать)

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть, что девиации как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

Поскольку социальная норма  определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат  адекватного или искаженного  отражения в сознании и поступках  людей объективных закономерностей  функционирования общества.

Социальные нормы служат средством ориентации социального  поведения каждой личности или общности людей в определенной ситуации и  средством контроля за их поведением со стороны общества. Социальные нормы (в отличие от других регуляторов общественного поведения) характеризуются: единством предписывающего и оценочного моментов; наличием средств социальной оценки и контроля; наличием определенных социальных санкций; внешней формой выражения (например, юридические нормы проявляются в правовых актах, моральные - в общественном мнении, традициях, обычаях, религиозные - в священных писаниях и проповедях, эстетические - в художественных принципах, нормы общественных и государственных организаций и учреждений - в законах, уставах, положениях) [2].

В социальных нормах отражается система общественных отношений (производственных, юридических, управленческих, нравственных, идеологических), оказывающих решающее влияние на формирование личности.

Тем не менее, социальные отклонения могут иметь для общества различные  значения. Позитивные служат средством  прогрессивного развития системы, повышения  уровня ее организованности, преодоления  устаревших, консервативных или реакционных  стандартов поведения. Они носят  социально-творческий характер: научный, технический, художественный, общественно-политический. Негативные девиации дисфункциональны, дезорганизуют систему, можно назвать социальной патологией: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников) [51].

Ряд ученых считает, что девиация - это граница между нормой и  патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения. Поскольку определение норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят общий характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам.

Поэтому необходимо рассматривать  норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и  идеальную [14, с. 19]. При этом идеальная  норма - это оптимальный способ существования  личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с ним. Таким образом, функциональная (индивидуальная) норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий.

Статистическая норма, как  самая большая частота появления  определенного показателя, соответствует  общему предположению о том, что  большинство людей относится  к нормальным людям. Однако при этом нормальными пришлось бы считать только обывателей, конформистов, причисляя к абнормальным людей с патологией, и даже сверходаренных. Имеющиеся возможные отклонения от этой «среднестатистической нормы» расцениваются как варианты нормы, проявления особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но статистическая норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения, социализации, дальнейшего психологического развития личности.

И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы и  девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором “норма” представляет собой:

1) что-то среднее, устоявшееся,  не выделяющееся из массы;

2) что-то наиболее приспособленное  к окружающей среде.

Нормативность поведения  личности может быть определена в  соответствии с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона. Известно, что в настоящее время таких нормативов просто нет. Следует отметить, что время существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже годами, что происходит в настоящее время (динамическая норма как «живой процесс»). Сложность определения связана с недостаточностью информации о психологической норме, когда в современном обществе распространяются нормы криминальной субкультуры [51].

Итак, норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В  идеальной поведенческой норме  гармоничная норма (адаптивность и  самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида.

Однако гармоничная норма  не отражает устойчивых различий психологии людей разного возраста, наиболее существенных и ценных сторон их жизнедеятельности. Следовательно, должны существовать еще  и возрастные ее варианты, учитывающие  особенности времени и места  проживания индивида, служащие ориентирами  при разграничении нормы и  девиации. В процессе оценки возрастной поведенческой нормы следует  анализировать различные стили  деятельности, которым должен соответствовать  человек определенного возраста: коммуникативный стиль; волевые  характеристики; интеллектуальные, эмоциональные  и психомоторные особенности; стиль  устной и письменной речи. Но четкие возрастные критерии могут быть выделены лишь в соответствии с определенным подходом к норме и девиации.

В психологию из медицины пришел психиатрический подход, рассматривающий  поведение с позиций поиска и  обнаружения симптомов болезни, психопатологии. Норма при этом - это отсутствие патологии, а отклоняющееся  поведение подразумевает наличие  явной или скрытой психопатологии. В рамках психиатрического подхода  девиантные формы поведения рассматриваются как доболезненные особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний.

Существуют и различные  так называемые нормоцентрические подходы к оценке поведенческой нормы и девиации. Если в естественных науках ориентируются на "норму-точку" (например, нормальная температура тела человека - 36,7°), то в социальных науках "норма" - это интервал, оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень.

В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить поведение, опасное для общества и окружающих людей. Однако не всегда солидарность людей - норма, а классовая борьба - отклонение от нее. Это - "норма-идеал", пришедшая из этики. Таким образом, проблема нормы - междисциплинарная проблема, корни которой лежат в общебиологических закономерностях психического развития человека и психосоциальных особенностях, а также в этико-философских нормах.

Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее  возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием ряда причин. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка  определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого  отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся  от основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового типа возрастного  развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как "трудного", так и одаренного). Подросток с девиантным поведением - это, как правило, ребенок-дезорганизатор.

Психологический подход рассматривает  девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности.

Если при определении  нормы и девиации исходить из какого-то подхода в зависимости от рамок  культуры, в которой он проживает, нельзя однозначно определить, что  есть норма, а что девиация.

Феноменологический психологический  подход позволяет отметить, что в  практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками [31].

Следует подчеркнуть, что  с позиций самого подростка некие  возрастные и личностные особенности  позволяют считать поведение, рассматриваемое  взрослыми как отклоняющееся, "нормальными" игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию  границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу  между нормальным и патологическим поведением [14].

Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто “не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение”, которое носит социально-негативный характер.

С определенными оговорками к девиантам можно отнести и категорию одаренных, поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников, как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных педагогических воздействий. Существует определенная близость между творческой и девиантной личностью (особенно с аддиктивным поведением). Это особый тип - "искатель возбуждения". Отличие заключается в том, что для подлинного творчества удовольствие составляет сам процесс творчества, а для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат - удовольствие.

Следует отметить подростка - "ботана" - своего рода фаната учебы, зацикленность которого на учебной деятельности оказывается препятствием на пути налаживания полноценного интимно-личностного общения со сверстниками. С другой стороны, такая моноканальная активность подростка не может быть оценена как своего рода отклоняющееся поведение, т.к. носит просоциальную направленность.

Под социальными нормами  понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению  личности в ее взаимоотношениях с  теми или иными общностями и другими  людьми, и деятельности социальных групп и общественных институтов. Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает или предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности. Личность, строящая свой образ жизни и поведение  в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической, полностью адаптированной (приспособленной) к социальным условиям. Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы.

Кроме социальной нормы, в  характеристике девиантного поведения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при котором личность полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями.

Поведение личности подростка  и ее развитие, не отвечающее требованиям  социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся (девиантным) поведением, и его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.

Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением.

 
1.2 Виды и основные формы девиантного поведения

 

 

Отклоняющееся поведение  подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.

Особого внимания заслуживает  вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющиеся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем [14, с.41]. Система «общество-личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях:

геофизическом,

микросоциальном,

психофизиологическом.

В соответствии с выделенными  уровнями можно определить следующие  группы факторов, детерминирующих отклоняющееся  поведение личности:

внешние условия физической среды;

внешние социальные условия;

внутренние наследственно-биологические  и конституциональные предпосылки;

внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, которые могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. А благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиации. Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности следует признать внешние социальные условия [30]. К ним относятся:

Информация о работе Девиантное поведение как социальная проблема