Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:24, реферат
Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения подростков.
Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Виды и основные формы девиантного поведения
1.3 Психологические и педагогические особенности развития детей и подростков с девиантнымповедением
2. Социальная работа с детьми и подростками девиантного поведения
2.1 Комплексный подход, формы и методы соц.раб.с детьми и несовершеннолетними отклоняющего поведения
2.2 Основные направления социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения
2.3 Проект
Подростки, с девиантным поведением, связанных с употреблением наркотиков, характеризуются, как правило, негативным отношением к действительности, к труду, к учебе, а также к родителям, учителям, сверстникам.
Как наиболее значимый фактор в развитии отклонений поведения, связанных с употреблением наркотиков, выделяются неблагоприятные семейные условия, играющие главную роль в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте (Л.С. Алексеева, И.В. Вейнгольд-Рыбкина, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, Л.И. Пелипенко, О.С. Подосян, М. Раттер, В.А. Сонин, В.Я. Титаренко). Между тем, как отмечает Д.И. Фельдштейн, в семейных отношениях ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они, в более позднем возрасте, являются тем нравственным идеалом, по которому сверяют свои поступки подростки. Неблагоприятные семейные отношения, недостатки школьного воспитания, приводят к низкой успеваемости, к формированию негативного отношения к учебной деятельности и труду, к нарушению системы отношений с окружающими и, накладываясь на биологические предпосылки (тип ВНД, темперамент), способствуют появлению акцентуаций характера и отклонений в поведении.
Как показывают психологические исследования (С.А. Беличева, И.В. Вейнгольд, А.И. Великороднова, А.Е. Личко), в семейных отношениях, отрицательно влияющих на личность подростков, прежде всего выделяются: авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности (условия жестких взаимоотношений); гипоопека; отчуждение старших (эмоциональное отвержение); потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция (Личко А.Е.).
Основываясь на понимании личностных нарушений подростков с девиантным поведением, связанными с употреблением наркотиков, возможно выделение различных подходов в коррекционной работе связанных с рациональной организацией воспитания, с использованием психологических и психотерапевтических методов современных психолого –педагогических технологий, развитию позитивных отношений могут способствовать и популярные среди подростков виды спорта. Выбор видов спорта может быть обусловлен не только их популярностью, но и тем, что они способствуют развитию психических и нравственных качеств учеников (К.М. Барский, М.М. Богачихин).
Таким образом, как показывает анализ, девиантное поведение в подростковом возрасте, особенно связанное со склонностью к наркомании, объясняется не только "переходностью", маргинальностью возраста, но в основном, является следствием причин социального характера, приводящим к различным личностным нарушениям (неадекватная самооценка, низкий уровень социализации, негативные межличностные и субъективные отношения). Проблема коррекции такого вида девиантного поведения сохраняет актуальность, что обуславливает важность дальнейшей разработки вопросов о включении педагогически запущенных подростков, склонных к употреблению наркотиков, в систему психокоррекционных мероприятий, создание мотивации к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Поэтому, мы считаем целесообразным
в следующей главе более
1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы
Понятие "технология" используется в разных назначениях. С одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой стороны, технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения [35, 259]. Характерными признаками технологии являются:
процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности;
совокупность методов изменения объекта;
проектирование процесса изменения.
Далее мы будем рассматривать все, что касается социально-педагогических технологий.
Понятие "социально-педагогические технологии" связано с такими понятиями, как "педагогические технологии" и "социальные технологии".
Под педагогическими технологиями
в самом широком смысле слова
понимаются систематические методы
планирования, применения и оценивания
всех процессов обучения и воспитания
учащихся путем использования
Понятие "социальные технологии" возникло в социологии и также связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов.
Как любая другая молодая
наука и новая сфера
Социально-педагогические технологии - совокупность воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности [35, 270].
В основе технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов.
Всякий раз, когда социальный
педагог сталкивается с необходимостью
инструментального обеспечения
программ профессиональной деятельности,
ему приходится анализировать фонд
известных методов и выбирать
наиболее адекватные из них. Что же
такое метод социально-
В социально-педагогической практике метод- это способ взаимодействия данной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействуют накоплению позитивного социального опыта, содействуют социализации и социально-педагогической реабилитации ребенка.
Информация о работе Девиантное поведение как социальная проблема