Девиантное поведение как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения подростков.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Виды и основные формы девиантного поведения
1.3 Психологические и педагогические особенности развития детей и подростков с девиантнымповедением
2. Социальная работа с детьми и подростками девиантного поведения
2.1 Комплексный подход, формы и методы соц.раб.с детьми и несовершеннолетними отклоняющего поведения
2.2 Основные направления социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения
2.3 Проект

Файлы: 1 файл

дипломка яна введение.docx

— 68.09 Кб (Скачать)

Подростки, с девиантным поведением, связанных с употреблением наркотиков, характеризуются, как правило, негативным отношением к действительности, к труду, к учебе, а также к родителям, учителям, сверстникам.

Как наиболее значимый фактор в развитии отклонений поведения, связанных  с употреблением наркотиков, выделяются неблагоприятные семейные условия, играющие главную роль в процессе социализации в дошкольном и младшем  школьном возрасте (Л.С. Алексеева, И.В. Вейнгольд-Рыбкина, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, Л.И. Пелипенко, О.С. Подосян, М. Раттер, В.А. Сонин, В.Я. Титаренко). Между тем, как отмечает Д.И. Фельдштейн, в семейных отношениях ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они, в более позднем возрасте, являются тем нравственным идеалом, по которому сверяют свои поступки подростки. Неблагоприятные семейные отношения, недостатки школьного воспитания, приводят к низкой успеваемости, к формированию негативного отношения к учебной деятельности и труду, к нарушению системы отношений с окружающими и, накладываясь на биологические предпосылки (тип ВНД, темперамент), способствуют появлению акцентуаций характера и отклонений в поведении.

Как показывают психологические  исследования (С.А. Беличева, И.В. Вейнгольд, А.И. Великороднова, А.Е. Личко), в семейных отношениях, отрицательно влияющих на личность подростков, прежде всего выделяются: авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности (условия жестких взаимоотношений); гипоопека; отчуждение старших (эмоциональное отвержение); потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция (Личко А.Е.).

Основываясь на понимании  личностных нарушений подростков с  девиантным поведением, связанными с употреблением наркотиков, возможно выделение различных подходов в коррекционной работе связанных с рациональной организацией воспитания, с использованием психологических и психотерапевтических методов современных психолого –педагогических технологий, развитию позитивных отношений могут способствовать и популярные среди подростков виды спорта. Выбор видов спорта может быть обусловлен не только их популярностью, но и тем, что они способствуют развитию психических и нравственных качеств учеников (К.М. Барский, М.М. Богачихин).

Таким образом, как показывает анализ, девиантное поведение в подростковом возрасте, особенно связанное со склонностью к наркомании, объясняется не только "переходностью", маргинальностью возраста, но в основном, является следствием причин социального характера, приводящим к различным личностным нарушениям (неадекватная самооценка, низкий уровень социализации, негативные межличностные и субъективные отношения). Проблема коррекции такого вида девиантного поведения сохраняет актуальность, что обуславливает важность дальнейшей разработки вопросов о включении педагогически запущенных подростков, склонных к употреблению наркотиков, в систему психокоррекционных мероприятий, создание мотивации к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Поэтому, мы считаем целесообразным в следующей главе более подробно рассмотреть вопрос технологий социальной работы с детьми девиантного поведения.  

 

1.3 Основные компоненты  технологии работы социального  педагога с девиантными подростками в условиях школы

 

Понятие "технология" используется в разных назначениях. С одной  стороны, технология - это способы  материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта  в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой стороны, технология - это  практическая деятельность, которая  характеризуется рациональной последовательностью  использования инструментария с  целью достижения качественных результатов  труда. В широком смысле слова  технология - это способ осуществления  деятельности на основе ее рационального  расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и  выбора оптимальных средств и  методов их выполнения [35, 259]. Характерными признаками технологии являются:

процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности;

совокупность методов  изменения объекта;

проектирование процесса изменения.

Далее мы будем рассматривать  все, что касается социально-педагогических технологий.

Понятие "социально-педагогические технологии" связано с такими понятиями, как "педагогические технологии" и "социальные технологии".

Под педагогическими технологиями в самом широком смысле слова  понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания учащихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности  обучения. Технологический подход в  педагогике ставит целью так построить  процесс обучения и воспитания, чтобы  было гарантировано достижение поставленных целей [39, 161].

Понятие "социальные технологии" возникло в социологии и также  связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов.

Как любая другая молодая  наука и новая сфера практической деятельности социальная педагогика интенсивно разрабатывает и осваивает собственные  технологии или заимствует их из родительских дисциплин: социальной работы, социологии, социальной психологии, педагогики. В связи с этим в арсенале работы социального педагога можно особо выделить четыре основные группы технологий: собственно социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и социально-педагогические.

Социально-педагогические технологии - совокупность воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых  социальных условиях и в социально-ориентированных  видах деятельности [35, 270].

В основе технологий лежит  целесообразное сочетание определенных методов.

Всякий раз, когда социальный педагог сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения  программ профессиональной деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать наиболее адекватные из них. Что же такое метод социально-педагогической деятельности?

В социально-педагогической практике метод- это способ взаимодействия данной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального  опыта, содействуют накоплению позитивного  социального опыта, содействуют  социализации и социально-педагогической реабилитации ребенка.


Информация о работе Девиантное поведение как социальная проблема