Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Объект данного исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования - социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением.
Цель – выявить социально-педагогические особенности подростков и способы решения этой проблемы.
Введение ……………………………………………………………… ...стр.3
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения …………………………………. ...стр.7
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков …. ..стр.9
1.3 Акцентуации характера и особенности отдельных психических форм девиантного поведения ………………………………………………… ..стр.13
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков ……………………………………………………………… ..стр. 24
2.2 Коррекционная программа……………………………………………стр.32
Заключение ……………………………………………………………… .стр.38
Библиография ……………………………………………………………. стр.40
Российский государственный социальный университет
Уральский институт социального образования
( филиал РГСУ в г. Екатеринбург)
Кафедра социальной педагогики и социальной работы
Курсовая работа
Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема
по дисциплине: Социальная психология
Выполнен студенткой
Крашенинниковой Н.Л.
Группа 381 курс III
Проверил преподаватель:
Молчанова Н.В. к. пс. наук, доцент
г. Екатеринбург
2011 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………… ...стр.3
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения …………………………………. ...стр.7
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков …. ..стр.9
1.3 Акцентуации характера и особенности отдельных психических форм девиантного поведения ………………………………………………… ..стр.13
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков ……………………………………………………………… ..стр. 24
2.2 Коррекционная программа……………………………………………стр.
Заключение ……………………………………………………………… .стр.38
Библиография ……………………………………………………………. стр.40
Введение
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы.
Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Проблема трудных подростков, вызывает как глубокое беспокойство родителей, педагогов, так и затрагивает общество в целом. Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания этим проблемам: подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам.
Приняты законы:
-"Об основных гарантиях прав ребенка в РФ",
- "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. "
- " Гражданский кодекс"
- "Об опеке и попечительстве"
- "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
- "О основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Несмотря на это, ведомственная разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферы приводит к низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечали бы за конечные результаты.
Молодежная среда становится опасной криминогенной средой. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как "омоложение" преступности, усиление ее группового характера. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к "омоложению" женской преступности. Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье детей и их физическом развитии. Особое беспокойство вызывает социальное сиротство, и, как следствие, массовый характер приобретают попрошайничество, беспризорность детей; нарастание таких негативных явлений в детской и подростковой среде, как наркомания и токсикомания, повышение криминальной активности детей. Растет насилие в семье: дети избиваются родителями, уходят из дома, заканчивают жизнь самоубийством. По-прежнему остается сложным положение детей из семей-беженцев.
Взаимосвязь мотивов поведения и системы ценностей наиболее полно отражены в работах К.К Платонова, С.Л. Рубинштейна, Н.И.Непомнящей, В. Франкла, В.И.Супрун и др., что также послужило основанием для данной работы.
В психологии понятие "поведение" чаще всего, определяется как внешненаблюдаемая система действий, поступков людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека.
Различают вербальное поведение – система суждений, высказываний и доказательств, и невербальное поведение, т.е. систему практических действий.
С.Л. Рубинштейн различал инстинктивное, разумное поведение и навыки. А. Адлер считал, что поведение человека определяют представления о мире, поскольку чувства человека не воспринимают реальные факты, а получают их субъективные образы. К примеру, если человек испытывает чувство страха, он видит опасность там, где ее может не быть. Адлер подчеркивал, что человеческое поведение социально, поскольку личность развивается и формируется в социальном окружении. Кроме того, поведение человека определяется его жизненными целями, обеспечивающими направление деятельности. Привычки и черты поведения необходимо рассматривать в контексте жизненной цели индивидуума, формирование которой начинается с детства. А.Адлер выделяет три основные задачи: работа, дружба, любовь.
То есть поведение человека направлено на осуществление жизненной цели. Однако цель не всегда бывает осознаваемой индивидуумом. Бессознательность жизненной цели можно раскрыть методом ее анализа.
Э.Ш. Натанзон, предлагая различные направления психологического анализа поступков подростков, обращает внимание на взаимосвязь мотива, цели и поступка. Он выделяет при этом различные действия: сознательные, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, непроизвольные, внушаемые, нечаянные, бесполезные.
А Маслоу – один из основателей гуманистической психологии, - изучая жизнь, ценности, отношения людей, которые казались ему наиболее психически здоровыми и творческими, стремился найти у них качественные отличия, другую систему мотивации, ценности, мышление и восприятие. Им были выделены черты самоактуализирующейся личности. В результате исследования он пришел к выводу, что самоактуализирующимся людям присуща метамотивация – мотивация поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. Он подчеркивал, что ценности существуют в самой природе человека и могут быть найдены в ней. Маслоу отделяет дефицитные ценности от бытийных. К последним он относит истину, добро, красоту, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, и т. д. Процесс самоактуализации не свободен от влияния прошлого опыта, непродуктивных форм поведения, социального влияния, вредных привычек.
Объект данного исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования - социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением.
Цель – выявить социально-педагогические особенности подростков и способы решения этой проблемы.
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по теме «Девиантное поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2.Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3.Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4.Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность".
Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений.
Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
По другой классификации, все нарушения поведения подростков делятся на две большие группы: делинквентное поведение, которое проявляется при взаимодействии с обществом в целом и агрессивное поведение [9, стр. 11].
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальньй характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.
Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.
Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом получила такая форма социально-пассивных отклонений, как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма. Такое поведение получило на Западе название - саморазрушающего поведения.
Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте [9, стр. 7].
Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.
В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.
Патогенная дезадоптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.) в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.
Психосоциальная дезодаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, как неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).
Информация о работе Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема