Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Объект данного исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования - социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением.
Цель – выявить социально-педагогические особенности подростков и способы решения этой проблемы.
Введение ……………………………………………………………… ...стр.3
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения …………………………………. ...стр.7
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков …. ..стр.9
1.3 Акцентуации характера и особенности отдельных психических форм девиантного поведения ………………………………………………… ..стр.13
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков ……………………………………………………………… ..стр. 24
2.2 Коррекционная программа……………………………………………стр.32
Заключение ……………………………………………………………… .стр.38
Библиография ……………………………………………………………. стр.40
Проблема формирования нравственного поведения в новых социальных условиях стала особенно актуальной. В г. в Москве была организована ассоциация "Достоинство человека", объединяющая общественные, государственные, религиозные организации, средства массовой информации, частных лиц.
Основными задачами ассоциации являются:
- защита достоинств человека от всех форм глумления, унижения, формирование в общественном сознании нравственных ценностей, борьба с нравственной дезориентацией молодежи, которая призвана нейтрализовать влияние отрицательных факторов, воздействующих на формирование личности.
- формирование системы ценностных ориентаций как важнейшего компонента структуры личности зависит от наличия "понимаемых" и "реально действующих" мотивов, которые находятся в сложном взаимоотношении друг с другом и потребностями человека.
Проблема девиантного и делинквентного поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью, требующей координации усилий теоретиков и практиков. В настоящее время взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, деформации межличностных связей, разнообразия поколений, утраты многих традиций. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних. Чтобы устранить нависшую над обществом угрозу девиантного поведения несовершеннолетних необходимо как можно быстрее централизовать и четко скоординировать программы непрерывного, целенаправленного действия, которые включала бы в себя: привлечение государственными структурами и, прежде всего органами исполнительной власти всех уровней к участию в движении за здоровый образ жизни; организацию работы по месту жительства в микросоциуме как целостной государственно-общественной системы социальной поддержки молодого человека; обеспечение востребованности услуг, связи молодежи с подростково-молодежными центрами; принятие мер не только по недопущению сокращения детских клубов, но и расширению их сети с тем, чтобы оказать как можно большому числу лиц, квалифицированную помощь; оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; гуманизация социальной среды. Для российского общества, существенным является объединение усилий ведомств, интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям, которая соответствует прогрессивному развитию общества и формированию благоприятной для личности общественной ситуации в целом. [14, с.48-50] Современный этап требует обобщения опыта в целях создания в социуме условий и механизмов оптимальной социализации молодежи
Современный этап - это переход к новому уровню социальной работы: ототдельных и традиционных технологий к государственный межведомственной политике социальной работы, созданию системы подростково-молодежных клубов и социальных служб в социуме с разветвленной инфраструктурой. Деятельность клубов направлена на развитие личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, оказание социальной помощи в интересах личности, общества, государства.
Библиография
1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России, 2005. № 2.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2001. - 340 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 528с.
4. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. - М.: Генезис, 2001. - 425с.
5. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. Пособие. СПб., 1993.
6. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересами и тревожностью в учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии. 2002. №3. С.51 - 53.
7. Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М.: ИНФРА-М, 2000.230 с.
8. Менеджмент социальной работы: Учеб. пос. для студентов вузов/под ред.Е.И. Комаровой. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
9. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Маркетинг", 2001. - 344 с.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика/учеб. для вузов/под ред.В.А. Слестенина, - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 200 с.
11. Научно-популярный журнал "Социальная работа" №3 2005
12. Научно-популярный журнал "Социальная работа" №8 2004
13. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. - 1998. - №9.
14. Основы социальной работы: Учеб. / отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
15. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу; пер. с англ. под ред.Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с.
16. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С.136 - 154.
17. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку / Отв. Ред. - П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 1994.
18. Работа с детьми "группы риска". Методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Хананашвили. М., 1999.
19. Социальная защита населения: опыт организационно-
20. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.
21. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.
22. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с.
23. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М., 1994.
24. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.
25. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304с.
26. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь - М: 2000.
27. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -256 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.
29. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.
30. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
4
Информация о работе Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема