Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков
в современном обществе…………………………………………………………
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая
проблема общества…………………………………………………………
2.1. Причины появления
трудных подростков в
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности
ребенка……………………………………………………………
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….56
Приложения
Введение
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Проблема воспитания
и перевоспитания детей и
Основной тенденцией динамики противоправного поведения подростков в настоящее время является то, что на протяжении последнего десятилетия отмечается ее непрерывный рост. Критерием такого поведения является совершение асоциальных, противоправных действий, и актуальность изучения причин возникновения асоциальных поступков у подростков является бесспорной.
Все это говорит о том, что нужна постоянная и целенаправленная профилактическая работа, которая предусматривает творческое применение традиционных подходов, поиск новых, актуальных направлений работы с подростками с противоправным поведением посредством изучения причин возникновения асоциальных поступков, установления реального сотрудничества с подростками, постоянное развитие методов и приемов предупреждения противоправного поведения, угрожающего не только полноценной социализации каждого подростка, но и безопасности общества в целом.
Объект исследования: проблема делинквентного поведения.
Предмет исследования: способы выявления причин делинквентного поведения у подростков и определение путей их устранения.
Цель исследования: изучить
причины возникновения
Гипотеза: если изучить
причины возникновения
Задачи исследования:
1. Изучить причины появления девиантного поведения у подростков.
2. Выявить виды, формы, методы профилактики и подходы к проблеме делинквентного поведения школьника.
3. Разработать проект диагностической деятельности социального педагога по проблеме делинквентного поведения среди подростков.
4. Проанализировать результаты
разработанного социально-
Основные методы исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение, а также эмпирические – наблюдение, беседа (для фактического материала), анкетирование (для изучения причин возникновения девиантного поведения).
Этапы исследования выбирались в связи с характером проводимой работы. Во время работы было намечено несколько этапов:
1. Выбор темы, постановка проблемы.
2. Ознакомление с различными
аспектами проблемы с
3. Формирование понятийного аппарата, ознакомление с терминологией исследования.
4. Анализ, сопоставление, сравнение различных теорий по проблеме.
5. Разработка профилактической
программы, описание ее
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрыта актуальность темы, показан объект, предмет исследования, задачи, основные методы исследования; главы I «Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе», которая носит теоретический характер и освещает основные понятия по теме исследования; главы II «Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества», которая раскрывает причины появления трудных подростков и основные направления профилактической работы с ними; главы III Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков», которая носит характер практического исследования и представлена в виде социологического исследования и проекта; заключения, в котором сформированы основные выводы и результаты работы, списка литературы и приложений.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщение всех проведенных ранее исследований, наблюдений, опытов дает толчок в развитии для решения проблемы делинквентного поведения среди подростков.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование можно будет использовать в непосредственной практике социального педагога в работе Центра помощи семье и детям при проведении профилактической работы с подростками с делинквкнтным поведением, а так же в практике работников других учреждений.
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе
1.1. Понятие «девиантное» поведение
Подростковый возраст является решающим этапом в формировании личности человека, т.к. это период, в котором закладывается самосознание, представление о себе.
Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично представляется следующим образом. Начало полового созревания, которое влияет на центральную нервную систему; бурное физическое развитие, повышающие активность подростков и ощущения у них взрослости, самостоятельности. Но у них еще отсутствует внутренняя уверенность в своей личности, которая толкает подростков на неосознанные поступки. У подростков мотивация поведения неустойчива, у них недостаточно развита способность управлять своим поведением.
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения и объясняются они относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.
В любом обществе, независимо, на какой стадии развития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом, социальном развитии.
Понятие нормы используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать ему точное и полное определение до сих пор не удалась.
По определению И. С. Кона, нормативное поведение – это поведение, не отклоняющееся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. [22, с.98]
Л. С. Выготским норма
рассматривается в социально
обусловленной, развивающейся
Нормативное поведение – это взаимодействие индивида с микросоциальной средой, отвечающее его потребностям, возможностями его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности, в ее динамических, возрастных, рефлексивных и в ряде случаев, патологических проявлениях.
Отклоняющимся асоциальным поведением, называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался подросток.
И.С.Кон определяет отклоняющееся поведение как две большие категории: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии, и антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Более широко рассматривая проблему девиантного поведения, Кон считает, что помимо социальных факторов на возникновение отклоняющегося поведения влияют также нестабильность Я-концепции и индивидуально-личностные качества ребенка: локус контроля и уровень самоуважения.
Л.С. Выготский считает, что отклоняющееся поведение является следствием деформации влияния социальной среды, и определяет его как различные формы негативного поведения ребенка, отступление от принципов, норм морали и права.
Рассматривая отклоняющееся поведение подростков в рамках теории деятельности, опираясь на работы А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, можно отметить следующее. Ведущая деятельность в пубертатном периоде имеет такие компоненты как интимно-личностное общение с другими и учебно-профессиональная деятельность. Следовательно, согласно теории деятельности, отклоняющееся поведение – это неадекватное поведение, являющееся следствием деформации, нарушения «деятельностной линии» онтогенеза. [27, с.67]
В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы.
Для педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» очень важны. Они используются для характеристики развития и социального поведения ребенка. Они помогают выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнить причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснить, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
В психолого-педагогической
литературе при характеристике действий
и поступков детей и
Уровнями делинквентного поведения являются:
Гражданско-правовые нарушения – причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Подростки, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.
Административные
Дисциплинарные проступки (прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на учебе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др.) влекут дисциплинарную ответственность.
Преступления. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Противоправное поведение представляет собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражается в грабежах, убийствах и других преступлениях. Противоправное поведение может выражаться в форме:
а) поступка (ударить человека по лицу);
б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);
в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Криминальное поведение. В данном случае социальные отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность. К ним относятся:
1. Правонарушения и
проступки, связанные со