Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………..……….3

 

Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе…………………………………………………………….…………6

1.1. Понятие «девиантное  поведение»………………………………..6

1.2. Виды девиантного  поведения……………………………………10

Вывод…………………………………………………………………..18

 

Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19

2.1. Причины появления  трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19

  2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25

2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31

Вывод…………………………………………………………………..37

 

Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38

3.1. Содержание программы………………………………………..43

Заключение……………………………………………………………48

 

Список использованной литературы……………………………….56

 

 Приложения

 

 

 

Введение

 

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.

 Проблема воспитания  и перевоспитания детей и подростков  всегда была одной из ведущих  в педагогике. Методологические, теоретические  и методические аспекты воспитания  ребёнка освещены в фундаментальных  работах отечественных педагогов:  К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, Г.И.Щукиной, Л.И.Новиковой и многих других.

Основной тенденцией динамики противоправного поведения  подростков в настоящее время  является то, что на протяжении последнего десятилетия отмечается ее непрерывный рост. Критерием такого поведения является совершение асоциальных, противоправных действий, и актуальность изучения причин возникновения асоциальных поступков у подростков  является   бесспорной. 

Все это говорит о  том, что нужна постоянная и целенаправленная профилактическая работа, которая предусматривает творческое применение традиционных подходов, поиск новых, актуальных направлений работы с подростками с противоправным поведением посредством изучения причин возникновения асоциальных поступков, установления реального сотрудничества с подростками, постоянное развитие методов и приемов предупреждения противоправного поведения, угрожающего не только полноценной социализации каждого подростка, но и безопасности общества в целом.

Объект исследования: проблема делинквентного поведения.

Предмет исследования: способы выявления причин делинквентного поведения у подростков и определение путей их устранения.

Цель исследования: изучить  причины возникновения асоциальных  поступков у подростков, выявить наиболее эффективные формы пути помощи подросткам, склонным к правонарушениям.

Гипотеза: если изучить  причины возникновения асоциальных  поступков и ее корни, и систематически диагностировать, то возможно ожидать снижение количества подростков, склонных к правонарушениям.

Задачи исследования:

1. Изучить причины появления девиантного поведения у подростков.

2. Выявить виды, формы, методы профилактики и подходы к проблеме делинквентного поведения школьника.

3. Разработать проект диагностической деятельности социального педагога по проблеме делинквентного поведения среди подростков.

4. Проанализировать результаты  разработанного социально-педагогического  проекта.

Основные методы исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение, а также эмпирические – наблюдение, беседа (для фактического материала), анкетирование (для изучения причин возникновения девиантного поведения).

Этапы исследования выбирались в связи с характером проводимой работы. Во время работы было намечено несколько этапов:

1. Выбор темы, постановка проблемы.

2. Ознакомление с различными  аспектами проблемы с использованием  различных литературных источников, подбор необходимой литературы.

3. Формирование понятийного  аппарата, ознакомление с терминологией  исследования.

4. Анализ, сопоставление,  сравнение различных теорий по проблеме.

5. Разработка профилактической  программы, описание ее реализации, оценка результатов.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором  раскрыта актуальность темы, показан  объект, предмет исследования, задачи, основные методы исследования; главы I «Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе», которая носит теоретический характер и освещает основные понятия по теме исследования;  главы II «Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества», которая раскрывает причины появления трудных подростков и основные направления профилактической работы с ними; главы III Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков», которая носит характер практического исследования и представлена в виде социологического исследования и проекта; заключения, в котором сформированы основные выводы и результаты работы, списка литературы и приложений.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщение всех проведенных ранее исследований, наблюдений, опытов дает толчок в развитии для решения проблемы делинквентного поведения среди подростков.

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование можно будет использовать в непосредственной практике социального педагога в работе Центра помощи семье и детям при проведении профилактической работы с подростками с делинквкнтным поведением, а так же в практике работников других учреждений.

 

 

 

 

 

Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе

1.1. Понятие «девиантное»  поведение

 

Подростковый возраст  является решающим этапом в формировании личности человека, т.к. это период, в котором закладывается самосознание, представление о себе.

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично представляется следующим образом. Начало полового созревания, которое влияет на центральную нервную систему; бурное физическое развитие, повышающие активность подростков и ощущения у них взрослости, самостоятельности. Но у них еще отсутствует внутренняя уверенность в своей личности, которая толкает подростков на неосознанные поступки. У подростков мотивация поведения неустойчива, у них недостаточно развита способность управлять своим поведением.

Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления  отклоняющегося поведения и объясняются они относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.

В любом обществе, независимо, на какой стадии развития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом, социальном развитии.

Понятие нормы используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка  дать ему точное и полное определение  до сих пор не удалась.

По определению И. С. Кона, нормативное  поведение – это поведение,  не отклоняющееся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. [22, с.98]

Л. С. Выготским норма  рассматривается в социально  обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности и, соответственно, всецело определяется той общественной средой, в которой ребенок растет и развивается. Такова сущность оригинальной гипотезы Л. С. Выготского об источниках и психологических закономерностях нормального развития ребенка: источник развития - обучение ребенка как его общение и сотрудничество со взрослыми и товарищами; основные закономерности - правильная организация общения и сотрудничества, т. е создание зон ближайшего развития, и перевод коллективного выполнения какой-либо психической функции в план ее индивидуально-самостоятельного осуществления. [6, с. 157]

Нормативное поведение  – это взаимодействие индивида с  микросоциальной средой, отвечающее его потребностям, возможностями  его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности, в ее динамических, возрастных, рефлексивных и в ряде случаев, патологических проявлениях.

Отклоняющимся асоциальным  поведением, называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался подросток.

И.С.Кон определяет отклоняющееся  поведение как две большие  категории: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии, и антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Более широко рассматривая проблему девиантного поведения, Кон считает, что помимо социальных факторов на возникновение отклоняющегося поведения влияют также нестабильность Я-концепции и индивидуально-личностные качества ребенка: локус контроля и уровень самоуважения.

Л.С. Выготский считает, что отклоняющееся поведение является следствием деформации влияния социальной среды, и определяет его как различные формы негативного поведения ребенка, отступление от принципов, норм морали и права.

Рассматривая отклоняющееся  поведение подростков в рамках теории деятельности, опираясь на работы А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, можно отметить следующее. Ведущая деятельность в пубертатном периоде имеет такие компоненты как интимно-личностное общение с другими и учебно-профессиональная деятельность. Следовательно, согласно теории деятельности, отклоняющееся поведение – это неадекватное поведение, являющееся следствием деформации, нарушения «деятельностной линии» онтогенеза. [27, с.67]

В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы.

Для педагогики понятия  «норма» и «отклонение от нормы» очень важны. Они используются для характеристики развития и социального поведения ребенка. Они помогают выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнить причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснить, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих принятым нормам и правилам, используются следующие  понятия: «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «социальная дезадаптация», «криминальное поведение».

Уровнями делинквентного поведения являются:

Гражданско-правовые нарушения  – причинение имущественного вреда  человеку или организации, нанесение  морального вреда личности, дискредитация  репутации человека или юридического лица и др. Подростки, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.

Административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарные проступки (прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на учебе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др.) влекут дисциплинарную ответственность.

Преступления. К ним  относятся кражи и убийства, угоны  автомобилей и вандализм (осквернение  сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Противоправное поведение  представляет собой нарушение как  моральных, так и правовых норм и  выражается в грабежах, убийствах и других преступлениях. Противоправное поведение может выражаться в форме:

 а) поступка (ударить  человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или  проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной  группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Криминальное поведение. В данном случае социальные отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность. К ним относятся:

1. Правонарушения и  проступки, связанные со стремлением  получить материальную выгоду (воровство,  кражи).

Информация о работе Проблема девиантного поведения