Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56
Неблагополучие, дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания на формирование личности подростка может проявляться как в прямых, так и в косвенных формах. Прямое десоциализирующее влияние оказывает на ребенка семья, члены которой ведут антисоциальный образ жизни, проявляющийся в алкоголизации родителей, драках, участии в преступной деятельности, а также асоциальные семьи — внешне благополучные, но ориентированные на нормы и ценности, противоречащие общественной морали (стяжательство, цинизм, бездуховность, потребительские установки). Приблизительно 30—40 % подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, воспитываются в семьях с прямым дезадаптирующим влиянием на них. Необходимо отметить, что условия воспитания в таких семьях не только формируют антиобщественную направленность личности несовершеннолетнего, но и часто проявляются в жестоком физическом обращении с детьми, плохом уходе за ними.
Косвенное дезадаптирующее влияние на детей и подростков оказывают условия воспитания в конфликтных семьях с неблагополучными межличностными отношениями, а также в педагогически несостоятельных семьях, где по тем или иным причинам искажены отношения между родителями и детьми, дезорганизован или вовсе не проводится процесс целенаправленного воспитания. Наличие собственных неразрешенных психологических проблем у родителей, их повышенная тревожность, пониженная самооценка также существенно затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Такие родители могут быть крайне противоречивыми и непоследовательными в своих действиях, они не уверены в себе как в родителях и воспитателях своих детей и из-за этого чрезмерно строги, придирчивы и критичны к детям, склонны применять физические наказания, хотя при этом сомневаются в их эффективности. Все это может приводить к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».
Недостатки семейного воспитания резко затрудняют адаптацию ребенка к школьным условиям. При этом дезадаптирующее воздействие семейного воспитания часто накладывается на неблагополучное нервно-психическое здоровье ребенка, что приводит к различным формам патохарактерологических отклонений. У таких детей недостаточно сформированы или практически отсутствуют познавательные потребности, слабо развит интеллектуальный потенциал. Особенности поведения таких детей и подростков, будучи сами по себе непатологическими, тем не менее, требуют к себе пристального индивидуального внимания со стороны учителей с самого начала школьного обучения. В этом случае ошибки домашнего воспитания могут быть компенсированы и процесс десоциализации приостановлен. Однако нередки случаи, когда на неблагополучие семейного воздействия накладываются ошибки школьного воспитания. К ним относят излишний формализм, заорганизованность учебно-воспитательной работы, недостаточную гибкость педагогов, отсутствие у них индивидуального подхода к детям, жесткий авторитарный стиль общения с учащимися, неуважение к личности несовершеннолетнего, низкая профессиональная компетентность педагогов, которая порождает у учащихся отсутствие интереса к изучаемому предмету.
Педагогическая
Наиболее ярким примером того, как просчеты семейного и школьного воспитания проявляются в отклоняющемся поведении, является столь тревожащий сейчас общественность половой аморализм несовершеннолетних. Результатом неадекватной половой социализации, ханжеского замалчивания, недостаточной или искаженной информации является оппозиционное отношение подростков к половой морали общества, выражающееся в ранних беспорядочных половых контактах, сексуальных извращениях, архаическом или циничном отношении к вопросам пола.
В настоящей социальной ситуации семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции. Вызванное экономическим и политическим реформированием социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства семей, разрушение нравственных норм и ценностей, криминализация общества существенно изменили социо-культурную жизнь подрастающего поколения, осложнили процесс семейного воспитания детей и учащейся молодежи. Проблема снижения воспитательного воздействия семьи, её роли в формировании личности, сегодня, особенно актуальна. Её актуальность обусловлена неумением многих семей приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы, что приводит к дезорганизации жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность между супругами, родителями и детьми, в семьях всё чаще наблюдается насилие и жестокость обращения с детьми и стариками. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Возрастает количество детей-сирот и социальных сирот при живых родителях. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.
Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи.
Каковы же функции семьи? Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции: порождение и воспитание детей, сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, реализация социального воспитательного потенциала , удовлетворение потребности людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущение ценности и значимости собственного Я, эмоциональном тепле и любви , создание условий для развития всех членов семьи, удовлетворение сексуально-эротических потребностей, удовлетворение потребностей в совместном проведение досуга, организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь, удовлетворение потребности членов в общении с близкими людьми, удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях, социальный контроль за поведением отдельных членов семьи, организации деятельности по финансовому обеспечению семьи, рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.
Таким образом мы видим, что семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями.
2.3. Профилактика делинквентного поведения
Под профилактикой в
широком смысле слова понимается
«совокупность
Первичная профилактика включает в себя:
Вторичная профилактика включает в себя:
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс «взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой», может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
Прогрессирующая тенденция
непрерывного роста различных проявлений
противоправного поведения
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социальных, медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении подростка. [10, с.124]
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, в психолого-педагогической литературе выделяют следующие типы профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства, контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного выполнения следующих составляющих:
- направленность на
искоренение источников
- обучение подростка
навыкам поведения, которые
В концептуальном плане среди профилактических технологий можно выделить, прежде всего, информационный подход. [19, с.162] Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении подростков происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование подростков о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и др. современные средства. Их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным образовательным учреждением для устранения или минимизации причин противоправного поведения.