Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Неблагополучие, дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания на формирование личности подростка может проявляться как в прямых, так и в косвенных формах. Прямое десоциализирующее влияние оказывает на ребенка семья, члены которой ведут антисоциальный образ жизни, проявляющийся в алкоголизации родителей, драках, участии в преступной деятельности, а также асоциальные семьи — внешне благополучные, но ориентированные на нормы и ценности, противоречащие общественной морали (стяжательство, цинизм, бездуховность, потребительские установки). Приблизительно 30—40 % подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, воспитываются в семьях с прямым дезадаптирующим влиянием на них. Необходимо отметить, что условия воспитания в таких семьях не только формируют антиобщественную направленность личности несовершеннолетнего, но и часто проявляются в жестоком физическом обращении с детьми, плохом уходе за ними.

Косвенное дезадаптирующее влияние  на детей и подростков оказывают  условия воспитания в конфликтных семьях с неблагополучными межличностными отношениями, а также в педагогически несостоятельных семьях, где по тем или иным причинам искажены отношения между родителями и детьми, дезорганизован или вовсе не проводится процесс целенаправленного воспитания. Наличие собственных неразрешенных психологических проблем у родителей, их повышенная тревожность, пониженная самооценка также существенно затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Такие родители могут быть крайне противоречивыми и непоследовательными в своих действиях, они не уверены в себе как в родителях и воспитателях своих детей и из-за этого чрезмерно строги, придирчивы и критичны к детям, склонны применять физические наказания, хотя при этом сомневаются в их эффективности. Все это может приводить к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».

Недостатки семейного  воспитания резко затрудняют адаптацию ребенка к школьным условиям. При этом дезадаптирующее воздействие семейного воспитания часто накладывается на неблагополучное нервно-психическое здоровье ребенка, что приводит к различным формам патохарактерологических отклонений. У таких детей недостаточно сформированы или практически отсутствуют познавательные потребности, слабо развит интеллектуальный потенциал. Особенности поведения таких детей и подростков, будучи сами по себе непатологическими, тем не менее, требуют к себе пристального индивидуального внимания со стороны учителей с самого начала школьного обучения. В этом случае ошибки домашнего воспитания могут быть компенсированы и процесс десоциализации приостановлен. Однако нередки случаи, когда на неблагополучие семейного воздействия накладываются ошибки школьного воспитания. К ним относят излишний формализм, заорганизованность учебно-воспитательной работы, недостаточную гибкость педагогов, отсутствие у них индивидуального подхода к детям, жесткий авторитарный стиль общения с учащимися, неуважение к личности несовершеннолетнего, низкая профессиональная компетентность педагогов, которая порождает у учащихся отсутствие интереса к изучаемому предмету.

Педагогическая несостоятельность  семьи и школы приводят к тому, что многие подростки, не нашедшие понимания  и поддержки со стороны значимых взрослых, становятся к ним в оппозицию, что проявляется в тотальном  отрицании положительных социальных норм и ценностей. Подобные «выпавшие» из учебного коллектива подростки тяготеют друг к другу и консолидируются в неформальные группы асоциальной направленности. В процессе общения и взаимодействия в этих группах происходит насыщение неудовлетворенных потребностей в самоутверждении, общении, чувстве принадлежности к группе. Именно в подростковых асоциальных и антисоциальных группах обычно происходит становление и усвоение альтернативных норм и ценностей, формирование отклоняющегося поведения, криминализация подростков. По данным криминологических исследований, до 80 % преступлений, совершаемых подростками, являются групповыми. [10, с.84]

Наиболее ярким примером того, как просчеты семейного и  школьного воспитания проявляются  в отклоняющемся поведении, является столь тревожащий сейчас общественность половой аморализм несовершеннолетних. Результатом неадекватной половой социализации, ханжеского замалчивания, недостаточной или искаженной информации является оппозиционное отношение подростков к половой морали общества, выражающееся в ранних беспорядочных половых контактах, сексуальных извращениях, архаическом или циничном отношении к вопросам пола.

В настоящей социальной ситуации семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном  уровне свои социально обусловленные функции. Вызванное экономическим и политическим реформированием социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства семей, разрушение нравственных норм и ценностей, криминализация общества существенно изменили социо-культурную жизнь подрастающего поколения, осложнили процесс семейного воспитания детей и учащейся молодежи. Проблема снижения воспитательного воздействия семьи, её роли в формировании личности, сегодня, особенно актуальна. Её актуальность обусловлена неумением многих семей приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы, что приводит к дезорганизации жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность между супругами, родителями и детьми, в семьях всё чаще наблюдается насилие и жестокость обращения с детьми и стариками. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Возрастает количество детей-сирот и социальных сирот при живых родителях. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

Семья для ребёнка  – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи.

Каковы же функции  семьи? Психологи чаще всего приписывают  семье следующие функции: порождение и воспитание детей, сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, реализация социального воспитательного потенциала , удовлетворение потребности людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущение ценности и значимости собственного Я, эмоциональном тепле и любви , создание условий для развития всех членов семьи, удовлетворение сексуально-эротических потребностей, удовлетворение потребностей в совместном проведение досуга, организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь, удовлетворение потребности членов в общении с близкими людьми, удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях, социальный контроль за поведением отдельных членов семьи, организации деятельности по финансовому обеспечению семьи, рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Таким образом мы видим, что семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Профилактика делинквентного  поведения

 

Под профилактикой в  широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных  мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния  порядка»,  [32, с.48] или «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний». [21, с. 31]  Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика включает в себя:

  • изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
  • изучение и коррекция нарушения  материнско–детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика включает в себя:

  • раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
  • исследование генографии семьи;
  • коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
  • наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью  является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

Состояние такой сложной  социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается  многими процессами, происходящими  в нем на том или ином этапе  его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс «взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой», может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение  в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

    • предотвращение  возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
    • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
    • содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. [14, с.79]

Прогрессирующая тенденция  непрерывного роста различных проявлений противоправного поведения несовершеннолетних, их объективность и неизбежность ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость поиска форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно  оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации. В настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социальных, медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении подростка. [10, с.124]

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами  и обстоятельствами, в психолого-педагогической литературе выделяют следующие типы профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства, контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного выполнения следующих составляющих:

- направленность на  искоренение источников дискомфорта  как в самом подростке, так  и в социальной и природной  среде, и одновременно, на создание  условий для приобретения несовершеннолетними  необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

- обучение подростка  навыкам поведения, которые помогают  достичь поставленных целей и  сохранить здоровье.

В концептуальном плане  среди профилактических технологий можно выделить, прежде всего, информационный подход. [19, с.162] Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении подростков происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование подростков о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование  в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и др. современные средства. Их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным образовательным учреждением для устранения или минимизации причин противоправного поведения.

Информация о работе Проблема девиантного поведения