Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Вывод

 

Отклоняющееся поведение  – это система поступков, отклоняющихся  от общепринятой или подразумеваемой  нормы, будь то нормой психического здоровья, права, культуры и морали [12, с.96].

Отклоняющееся поведение  подразделяется на две большие категории: во-первых, это поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, подразумевающее  наличие явной или скрытой  психопатии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые. Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказуемы в уголовном порядке – преступлениями.

Так же говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска.

Можно выделить различные  виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации.

Дезадаптивное поведение, которое делится на аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе лежат нарушения  психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт.

Асоциальное поведение, которое делится на агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное). В основе лежат нарушения  социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции  поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.

 

 

Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема

 

2.1. Причины появления  трудных подростков в образовательных  и социальных учреждениях

 

Противоправное поведение  выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней личностной, когда у подростка происходит деформация (искажение) ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению регуляции поведения и противоправным действиям.

Успешным условием помощи ребенку с отклонением в поведении, в первую очередь выступает определение причин этих отклонений.

Анализ литературных источников и социологической статистики позволили выявить и классифицировать факторы, способствующие возникновению  противоправного поведения у  несовершеннолетних. Сам по себе фактор не является этиологическим, он только участвует в создании фона, на котором происходят процессы, приводящие к возникновению отклоняющегося поведения подростка. К данным факторам можно отнести:

  • клинико-биологические: недоношенность; внутричерепное кровоизлияние; задержка внутриутробного развития, или несоответствие росто-весовых показателей плода; перинатальная асфиксия; микроцефалия; внутриутробные инфекции; алкоголизм и наркомания матери и другие анатомо-физиологические отклонения родителей;
  • психологические: черты характера и связанные с ним особенности поведения (степень выраженности отдельных качеств, наличие агрессивных тенденций при неумении держать себя в руках, владеть собой, особенности акцентуаций характера, деформированная система ценностей), а также различные психические заболевания (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых - серьезные органические повреждения центральной нервной системы.
  • социально-педагогические: характерные особенности подросткового возраста (эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым); неуспеваемость, отсутствие желания учиться; а также низкий социальный статус (в образовательном учреждении, в группе сверстников, в ближайшем окружении);
  • социально-экономические включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность;
  • морально-этические факторы, проявляющиеся с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей в первую очередь, духовных; в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. [8, с.145]

Среди причин становления  несовершеннолетних на путь противоправного  поведения можно выделить несколько  групп:

      • недостатки воспитания в семье: неблагополучная семья (криминализованная обстановка, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания и ухода за детьми, а также эмоционального контакта, неорганизованная воспитывающая среда, жестокое отношение внутри семьи друг к другу). Последствиями этой причины могут быть замкнутость, озлобленность, агрессия, асоциальное поведение. К первой группе можно отнести безнадзорность или социальное сиротство – это утрата родительской заботы при живых родителях. Последствия – приобщение подростка к алкоголю, наркотикам.
      • межличностные отношения с группой сверстников: желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам; подражание друзьям; подчинение угрозам, давлению, стремление поддержать субкультурную традицию группы; десоциализирующее влияние со стороны ближайшего окружения, которое демонстрирует образцы асоциального поведения; либо неудовлетворительная социальная ситуация развития подростка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дезадаптированность). Последствия – замкнутость, возникновение чувства отверженности, агрессии, возникновение комплекса неполноценности. Все это толкает подростка на противоправное поведение.
      • условия в воспитательно-образовательном учреждении: педагогическая запущенность, отчуждение от образовательного учреждения; проблемы с учебой, дезадаптация в коллективе группы, отсутствие профилактической работы в учреждении. В результате отмечается недисциплинированность учеников, низкая успеваемость, развивается безответственность.

Все эти причины приводят к возникновению противоправного  поведения среди подростков. [11, с.128]

Необходимо знать, что  противоправное поведение формируется  поэтапно.

I этап – ребенок нарушает социальные требования, в его действиях появляются единичные противозаконные поступки, причиной которых может быть чрезмерное усиление отдельных черт ребенка (проявления негативизма, ребенок излишне упрям, агрессивен); социально-педагогические причины, связанные с дефектами семейного или общественного воспитания, а также социально-экономические причины. Делинквентное поведение начинается с прогулов школы и приобщения несовершеннолетних к асоциальной группе подростков, вследствие чего ребенок может начать прибегать к обману домашних, уходу из дома, хулиганству, участию в драках и т.д.

На этом этапе делинквент нуждается в социально-психологической, социально-педагогической помощи, которая  должна иметь коррекционно-воспитательное направление.

II этап – поведение подростка приобретает устойчивую форму, включающую в себя повторение противозаконных действий и накопление отрицательного опыта. Ребенок может быть замечен в систематических кражах, хулиганстве, в употреблении наркотиков и т.д. Причиной изменения в поведении ребенка являются проблемы во взаимоотношениях со взрослыми, влияние асоциальной среды, социально-экономические факторы, а также нарушение духовных ценностей.

На этом этапе детям  оказывают помощь в психолого-педагогических реабилитационных центрах.

III этап – отличается от вышеназванных совершением тяжких преступлений и постоянностью противозаконных действий.

Причины таких изменений  в поведении подростка кроются  в неудачной помощи ребенку на предыдущих этапах и низком уровне ответственности самого подростка за свое поведение. Помощь на III этапе должна носить характер интенсивной терапевтической коррекционно-реабилитиционной работы и включать формы психотерапии.

Всякая помощь должна оказываться в свое время, несвоевременно оказанная помощь может привести к прогрессированию противоправного поведения несовершеннолетнего.

Основной задачей ранней профилактики противоправного поведения  несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития – социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Существуют следующие  формы противоправных установок:

  • готовность к агрессивному поведению во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера по общению в качестве средства стабилизации самооценки;
  • готовность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению (это поведение направлено на причинение вреда самому себе, с ним связаны такие показатели, как низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, садомазохистские тенденции);
  • готовность к аддиктивному поведению (предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, ориентация на чувственную сторону жизни, наличие сенсорной жажды и гедонистически ориентированных норм и ценностей);
  • готовность к делинквентному (антисоциальному) поведению – предрасположенность к вступлению в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми номами. Этот потенциал в определенных ситуациях легко реализуется в антисоциальном, преступном поведении;
  • готовность девочек-подростков к поведению  по мужскому типу (степень принятия женской социальной роли). Помимо специфических женских форм отклоняющегося поведения, девушки принимают мужские стереотипы девиантного поведения и часто их поступки имеют мужской характер.

Личностные установки  имеют длительную историю формирования, и это помогает выявлять их характер еще до того, как они проявятся  в определенном поведении. Однако, следует  отметить, что важной отличительной чертой сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможной их перестройку методом традиционной педагогики, требует суггестивных методов – внушения, самовнушения, аутотренинга, непосредственно адресованных в неосознаваемую сферу и способных более эффектно блокировать, нейтрализовать действие прежних установок асоциально направленного поведения и формировать новые. Внедрение в широкую превентивную практику суггестивных методов возможно лишь на основе глубокого теоретического и методического оснащения, что входит в компетенцию психологического знания. Применение суггестивных методов в перестройке независимых регуляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением. Напротив, действенность воспитательно-профилактических воздействий может быть обеспечена лишь в том случае, когда суггестивные методы будут закреплены в системе воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно полезной деятельности, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социальная роль семьи в  формировании личности ребенка

 

В последние десятилетия  отмечается увеличение числа общественно  опасных действий, совершаемых подростками. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей: среди них возрастает доля девочек. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющемся в уголовно ненаказуемых асоциальных действиях, таких, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, мелкое хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка. Наиболее трагичной формой социальных отклонений являются покушения на свою жизнь и самоубийства. Факты добровольного ухода из жизни всегда расцениваются как чрезвычайные события и особенно, когда эти действия совершаются несовершеннолетними людьми.

В чем же причины возникновения  и неуклонного роста различных  видов антиобщественного поведения  несовершеннолетних? Одним из факторов, воздействующих на этот процесс, является деформация современной семьи. Как известно, семье принадлежит важнейшая роль в социализации ребенка. [24, с.122] Заложенные в раннем детстве при взаимодействии ребенка с родителями ценности, нормы, представления во многом определяют его жизненный путь, формируют общественную позицию.

Напряженный ритм жизни, особенно в  условиях крупного города, воздействие  многочисленных стрессогенных факторов, рост тревоги, агрессивности людей, ломка традиционного уклада взаимоотношений между супругами приводят к кризису семьи. Возрастает число неполных семей. Например, в России ежегодно распадается каждый третий из заключенных браков. Однако даже формально благополучные семьи часто оказываются педагогически несостоятельными, не выполняют таких важнейших функций, как эмоциональная поддержка своих членов, формирование чувства психологического комфорта и защищенности. Формально объединенные под одной крышей члены семьи и особенно дети оказываются в действительности разобщенными, испытывая чувство одиночества и непонятости. Этому во многом способствуют такие факторы, как высокая занятость женщин на производстве, их бытовая загруженность, приводящая к невозможности уделять достаточную часть времени воспитанию детей (по данным социологов, работающие женщины тратят на это всего лишь 20 мин в день), отсутствие у членов семьи элементарных знаний о психогигиене, дефицит психологической и педагогической культуры.

Многочисленные отечественные  и зарубежные исследования показывают, что семейное неблагополучие часто является источником отклоняющегося поведения. Так, 80% социально адаптированных подростков воспитывались в полных семьях; 50% правонарушителей — в неполных. Однако социально-демографические показатели отражают лишь формальное состояние семьи. Более содержательную информацию можно получить при анализе нравственно-психологического климата в той или иной семье, особенностей взаимоотношений детей и родителей. Характер эмоциональных связей между разными поколениями в семье, особенно между матерью и ребенком, является крайне важным для формирования таких социально значимых качеств, как стабильность самооценки, самостоятельность, способность к адекватному общению, доверие к окружающим, дружелюбие. В исследованиях отмечается, что 65 % законопослушных подростков воспитывались в семьях с благополучным психологическим климатом, удельный вес числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением составляет 12 %, процент же правонарушителей, воспитывавшихся в таких семьях, минимален. [32, с.94]

Информация о работе Проблема девиантного поведения