Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56
Вывод
Отклоняющееся поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психического здоровья, права, культуры и морали [12, с.96].
Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории: во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые. Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказуемы в уголовном порядке – преступлениями.
Так же говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска.
Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации.
Дезадаптивное поведение, которое делится на аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт.
Асоциальное поведение, которое делится на агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное). В основе лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема
2.1. Причины появления
трудных подростков в
Противоправное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней личностной, когда у подростка происходит деформация (искажение) ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению регуляции поведения и противоправным действиям.
Успешным условием помощи
ребенку с отклонением в поведе
Анализ литературных
источников и социологической статистики
позволили выявить и
Среди причин становления несовершеннолетних на путь противоправного поведения можно выделить несколько групп:
Все эти причины приводят
к возникновению
Необходимо знать, что противоправное поведение формируется поэтапно.
I этап – ребенок нарушает социальные требования, в его действиях появляются единичные противозаконные поступки, причиной которых может быть чрезмерное усиление отдельных черт ребенка (проявления негативизма, ребенок излишне упрям, агрессивен); социально-педагогические причины, связанные с дефектами семейного или общественного воспитания, а также социально-экономические причины. Делинквентное поведение начинается с прогулов школы и приобщения несовершеннолетних к асоциальной группе подростков, вследствие чего ребенок может начать прибегать к обману домашних, уходу из дома, хулиганству, участию в драках и т.д.
На этом этапе делинквент
нуждается в социально-
II этап – поведение подростка приобретает устойчивую форму, включающую в себя повторение противозаконных действий и накопление отрицательного опыта. Ребенок может быть замечен в систематических кражах, хулиганстве, в употреблении наркотиков и т.д. Причиной изменения в поведении ребенка являются проблемы во взаимоотношениях со взрослыми, влияние асоциальной среды, социально-экономические факторы, а также нарушение духовных ценностей.
На этом этапе детям оказывают помощь в психолого-педагогических реабилитационных центрах.
III этап – отличается от вышеназванных совершением тяжких преступлений и постоянностью противозаконных действий.
Причины таких изменений в поведении подростка кроются в неудачной помощи ребенку на предыдущих этапах и низком уровне ответственности самого подростка за свое поведение. Помощь на III этапе должна носить характер интенсивной терапевтической коррекционно-реабилитиционной работы и включать формы психотерапии.
Всякая помощь должна оказываться в свое время, несвоевременно оказанная помощь может привести к прогрессированию противоправного поведения несовершеннолетнего.
Основной задачей ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития – социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
Существуют следующие формы противоправных установок:
Личностные установки имеют длительную историю формирования, и это помогает выявлять их характер еще до того, как они проявятся в определенном поведении. Однако, следует отметить, что важной отличительной чертой сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможной их перестройку методом традиционной педагогики, требует суггестивных методов – внушения, самовнушения, аутотренинга, непосредственно адресованных в неосознаваемую сферу и способных более эффектно блокировать, нейтрализовать действие прежних установок асоциально направленного поведения и формировать новые. Внедрение в широкую превентивную практику суггестивных методов возможно лишь на основе глубокого теоретического и методического оснащения, что входит в компетенцию психологического знания. Применение суггестивных методов в перестройке независимых регуляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением. Напротив, действенность воспитательно-профилактических воздействий может быть обеспечена лишь в том случае, когда суггестивные методы будут закреплены в системе воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно полезной деятельности, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка
В последние десятилетия отмечается увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых подростками. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей: среди них возрастает доля девочек. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющемся в уголовно ненаказуемых асоциальных действиях, таких, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, мелкое хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка. Наиболее трагичной формой социальных отклонений являются покушения на свою жизнь и самоубийства. Факты добровольного ухода из жизни всегда расцениваются как чрезвычайные события и особенно, когда эти действия совершаются несовершеннолетними людьми.
В чем же причины возникновения
и неуклонного роста различных
видов антиобщественного
Напряженный ритм жизни, особенно в условиях крупного города, воздействие многочисленных стрессогенных факторов, рост тревоги, агрессивности людей, ломка традиционного уклада взаимоотношений между супругами приводят к кризису семьи. Возрастает число неполных семей. Например, в России ежегодно распадается каждый третий из заключенных браков. Однако даже формально благополучные семьи часто оказываются педагогически несостоятельными, не выполняют таких важнейших функций, как эмоциональная поддержка своих членов, формирование чувства психологического комфорта и защищенности. Формально объединенные под одной крышей члены семьи и особенно дети оказываются в действительности разобщенными, испытывая чувство одиночества и непонятости. Этому во многом способствуют такие факторы, как высокая занятость женщин на производстве, их бытовая загруженность, приводящая к невозможности уделять достаточную часть времени воспитанию детей (по данным социологов, работающие женщины тратят на это всего лишь 20 мин в день), отсутствие у членов семьи элементарных знаний о психогигиене, дефицит психологической и педагогической культуры.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что семейное неблагополучие часто является источником отклоняющегося поведения. Так, 80% социально адаптированных подростков воспитывались в полных семьях; 50% правонарушителей — в неполных. Однако социально-демографические показатели отражают лишь формальное состояние семьи. Более содержательную информацию можно получить при анализе нравственно-психологического климата в той или иной семье, особенностей взаимоотношений детей и родителей. Характер эмоциональных связей между разными поколениями в семье, особенно между матерью и ребенком, является крайне важным для формирования таких социально значимых качеств, как стабильность самооценки, самостоятельность, способность к адекватному общению, доверие к окружающим, дружелюбие. В исследованиях отмечается, что 65 % законопослушных подростков воспитывались в семьях с благополучным психологическим климатом, удельный вес числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением составляет 12 %, процент же правонарушителей, воспитывавшихся в таких семьях, минимален. [32, с.94]