Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Среди основных направлений  профилактики противоправного поведения особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к подросткам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными исследованиями.

Очень важно вовремя  распознать у подростка различные  патологические нарушения психики, которые могут привести его к  совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с назначением соответствующего медицинского лечения, дополненным определенным воспитательным воздействием.

Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростков с противоправным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. «Система высочайшей степени саморегулирующая и даже совершенствующая», - так определял человека академик И.П.Павлов.

Сознательный человек  – гражданин – это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушения закона. Вот почему у подростков следует формировать волевые черты его поведения:

- быть хозяином своего  дела;

- тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

- концентрировать усилия  на главном, наиболее важном  в настоящее время;

- ставить перед собой  продуманные и не противоречащие  праву цели.

Воспитание положительных  волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает в себя следующие этапы:

I этап – раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их интерпретация с примерами;

II этап – выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка. Необходимо вырабатывать привычку критически оценивать свои поступки и самого себя.

III этап – планомерное воспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления.

IV этап – зрелое самовоспитание, то есть реализация потребности в самосовершенствовании.

Последовательное прохождение  всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка  как правопослушного гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Подростковый возраст  – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. 

Причины этого социально-педагогического  явления могут быть различны. Однако сам факт подобного поведения  несовершеннолетних затрудняет воспитательную работу с подростками.

Условием успеха профилактической работы можно рассматривать разнообразные  научные подходы к профилактике противоправного поведения. Анализ этих подходов показал, что для эффективной  работы воспитательной деятельности необходимо опираться на их сочетание. Такое построение работы и будет определять содержание воспитывающей деятельности с подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»

 

Свою исследовательскую  деятельность я реализовала в Центре помощи семье и детям  г. Боровичи.

Противоправное поведение  у подростков - система поступков  или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Профилактика противоправного  поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений в 2008 г. был самым высоким за последние 10 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек, что говорит о необходимости проведения профилактической работы с подростками.

Совершению правонарушений и преступлений среди подростков способствует ряд причин:

  • разрушение института семьи, растет число неблагополучных семей, неполных семей;
  • социально-экономический кризис;
  • отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить подростков, нет права на труд, на выбор профессии;
  • плохая организация досуга среди детей и подростков.

И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать  все условия для организации  досуговой деятельности подростков, потому что именно досуг играет особо важную роль в социализации личности подростков.

Социально-экономический  кризис в стране, утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально  отразилась на подрастающем поколении. Об этом свидетельствует рост преступности.

Отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга вызывает усиление асоциальной и противоправной форм поведения. Идет коммерциализация досуга. Многие кружки, секции становятся платными, а поэтому недоступными для многих. Сократилось число детских клубов и внешкольных учреждений по месту жительства, и причинами этому являются отсутствие финансирования и нехватка специалистов в данной деятельности.

Проект предполагает работу с подростками, состоящими на учете в Центре помощи семье и детям. Для наиболее продуктивной и интенсивной деятельности предусматривается работа в небольших группах (8-10 человек), продолжительность одного занятия 1-2 академических часа.

Реализация проекта происходит в несколько этапов.

1. Процедура диагностики.  Процедура диагностики проводится  двумя взаимодополняющими способами.  Первый - визуальные наблюдения за  подростками и выявление явных,  внешне представленных девиаций. Второй – проведение анкетирования,  тестирования учащихся. Все эти наблюдения  суммируются, и на основании диагностики составляется программа профилактики и коррекции противоправного поведения.

2. Следующий этап проекта заключается в выяснении источника, породившего отклонение. Референтность источника определяет степень прочности отклонения. Референтность различных источников можно расположить по убывающей: «родители - друзья-воспитатели (учителя)  - СМИ - знакомые - незнакомые».

3. Третий этап - один  из самых сложных и важных. Основу этого этапа составляет  демонстрация наличия и формирование общественно одобряемых качеств и признаков. Подростки зачастую пользуются девиантными признаками, поскольку, во-первых, не подозревают о том, что эти признаки девиантны и, во-вторых, не располагают другими вариантами, способами предъявить себя. После того, как им указана дефициентность прежних вариантов поведения, необходимо предложить им для самостоятельного выбора новые способы взаимодействия с окружающим миром. Предпочтительно, чтобы эти способы были представлены как актуально присутствующие в поведении, внешнем облике и т.п. подростков, но не замечаемые ими до сих пор и, следовательно, не реализуемые в полной мере.

4. Четвертый этап данного проекта является закрепляющим. Он  заключается в демонстрации и подтверждении длительного реального существования   новых качеств и признаков. На этом этапе подросток убеждается в эффективности и возможности многократного применения нового качества (признака), что побуждает его использовать новые возможности взамен предшествующих (девиантных). Осуществлению данного этапа способствует сама жизнь в общежитии, где есть возможность эксперимента, возможность проявить себя с разных сторон, если подросток действительно освоил новую форму поведения.

В ходе реализации проекта был выявлен спектр интересов, потребностей и установок подростков.

В ходе анкетирования  было опрошено 50 человек: 23% - девушки  от 15 до 17 лет, 27% - мальчики от 14 до 18 лет. Семьи подростков состоят на учете  в Центре помощи семье и детям  как неблагополучные. Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Поэтому данный контингент опрашиваемых можно отнести к подросткам отклоняющегося поведения.

Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.

Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое  большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями – 56%, 32% - посещению дискотек, ночных клубов. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, – нет четкой цели этого мероприятия; организация подобной формы создает условия для проявления асоциального поведения (драки, употребление алкоголя, наркотиков). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 14% - предпочитают слушать музыку. Печальным остается тот факт, что ни один из опрошенных не посещает досуговых учреждений.

В последнее время  на выбор образца поведения подростка  особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые несут в себе жестокость, агрессию. Так:

54% подростков смотрят  боевики, 

28% - триллеры,

3% - фильмы с элементами  эротики, 

8% - комедии.

На вопрос «Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?» подавляющее большинство респондентов ответили: не пить, не курить, заниматься спортом. Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь 10% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?» ответ «Да» выбрало 24%. Большая часть ответила «нет» – 67%.

При этом, на вопрос «да» они ответили следующие варианты:

13% - не курю,

15% - не употребляю спиртные  напитки, и только 6% из них занимаются  спортом. 

А на вопрос «нет»:

а) не занимаюсь спортом  – 19%

б) употребляю спиртные напитки  – 49%

в) курю – 10%.

Последние два вопроса  позволили выяснить два аспекта: первый – их суждения о здоровом образе жизни, а второй – отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни.

В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является источником возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получили следующие ответы.

Употребление спиртных напитков:

50% - в компании друзей,

36% - из любопытства, 

14% - просто так от  нечего делать.

Что тебя подтолкнуло  попробовать первую сигарету:

26% - из любопытства;

18% - пример родителей;

14% - влияние друзей;

10% - мода;

11% - желание почувствовать  себя взрослей.

Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья. Только наличие отца и матери может  дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных  - 67% ответила: в неполной и только 33% имеют отца и мать.

Итоги следующего вопроса  говорят нам о том, что в решении проблем подростков семья играет не первое место. Опять же в первую очередь подросток делится со своими проблемами с друзьями – 52%, 26% - с родителями, 22% - не делится ни с кем.

Последний вопрос говорит  нам о том, какие жизненные  ценности ценят подростки, дал нам следующий результат:

44% - счастье в семье, 

26% - любовь,

27% - материальная обеспеченность,

26% - здоровье,

21% - образование.

Таким образом, это исследование еще раз подтвердило, что причины  возникновения такого поведения  идут от семьи, от окружения и, конечно же, отсутствия организации досуга. Именно от того, как проходит процесс социализации, зависит дальнейшее формирование личности. Отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации.

Несмотря на то, что  поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.

Информация о работе Проблема девиантного поведения