Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

2. Отклонения агрессивной  ориентации – действия против  личности (хулиганство, побои, изнасилования, убийства).

Подростки с противоправным поведением с большой сложностью включаются в коррекционно-развивающую  работу и с большим трудом идут на общение с педагогом.

Чтобы понять трудного подростка, принять таким, какой он есть, и повести его развитие дальше, нужно не только увидеть внешние проявления трудных подростков, но и изучить истоки трудновоспитуемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды девиантного поведения

 

Социальная педагогика изучает следующие виды отклоняющегося поведения:

Девиантное поведение (от лат.deviantio - отклонение) – это  такое поведение, которое не согласуется  с нормами, не соответствует ожиданиям  группы или всего общества. Примерами  девиантного поведения являются: поведение агрессивного типа, выражающееся в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или без причин, недовольство всем происходящим, особенно требованиями, предъявляемыми к подростку.

Деликвентное поведение (от лат. delictum - проступок, англ. - delinqvency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение подростка, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. К числу делинквентных относятся гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки, административные правонарушения. Особую общественную опасность представляет такой вид деликвентного поведения, как преступление.

Девиантное поведение  подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом. Это  социальные отклонения, которые можно разделить на:

  • отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);
  • отклонения агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);
  • отклонения социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). [2, с.128]

Рассмотрим, как данные отклонения проявляется это в конкретных явлениях.

Злоупотребление алкоголем. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленным стремлением подростка преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Если строгость воспитания  и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки.

Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И, само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

Употребление наркотиков. Как и пьянство, подростковый наркотизм  связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые  приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90%  наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах.

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность  всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это  и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияние между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие оценки в школе, отчислили из спортивной секции и т. п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я все могу! Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я – как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которое потом,  когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Суицидальное поведение. Проблема юношеских самоубийств  многие годы была у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:

  1. Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди;
  2. Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.

У подростков значительно  чаще, чем среди взрослых, наблюдается  так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в свое время опубликование  гетевского «Вертера» вызвало волну  самоубийств среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% - 16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13-тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются.

В 9 случаях из 10 юношеские  покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с  жизнью,  а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто  говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается  дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого», «выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Как ни различны формы  девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность  и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши или девушки в один вид девиантных действий повышает вероятность  вовлечения также и в другой. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы подростков). Девиантное поведение  в начале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные условия, противоречивые ожидания других, недостаток материальных ресурсов, плохое владение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоление трудностей) он не может  этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Таким образом, асоциальное  поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.

Под отклонениями в поведении  детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы  не сами по себе, а лишь в связи  с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка.  [28, с. 99]

Таким образом, отклоняющееся  поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение  как феномен, свидетельствующий  о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения подростка как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции  вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают.

Но, если ситуации часто  повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. [32, с.89]

Так формируется активно-приспособительное  или пассивно-приспособительное  поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

Информация о работе Проблема девиантного поведения