Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

И поэтому наша задача – создать все условия для коррекции их социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.

 

3.1. Содержание

 

Исходя из вышесказанного, предлагается социально-педагогический проект социализации подростков отклоняющегося поведения в условиях организованной клубной среды. Предполагается, что данная программа будет реализована в рамках воспитательной деятельности клуба, который будет создан при Центре социальной помощи семье и детям. В качестве целевой установки можно рассматривать восстановление социального статуса в процессе творческого и физического развития детей.

Клуб привлечет в  свои стены подростков от 12 до 17 лет, семьи которых состоят на учете  в Центре помощи семье и детям. Поэтому должны установиться конкретные взаимосвязи клуба с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и другими специальными учреждениями.

Важным условием успеха деятельности клуба является то, чтобы  он был сформирован в соответствии с определенными социально-педагогическими условиями:

  • систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения, недопустимость их разрыва;
  • добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа;
  • возможность выбора занятий по интересам;
  • дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения.

Цель данной проекта – коррекция процесса социализации подростков отклоняющегося поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальное развитие.

Задачи:

    • вовлечение подростков в различные формы досуговой деятельности;
    • создание условий для их самовыражения, саморазвития;
    • создание условий для организации совместного досуга детей и родителей;
    • совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, так как только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в воспитании трудных подростков.

Деятельность клуба  будет вестись по следующим направлениям:

- спортивно-оздоровительная;

- профессиональная ориентация;

- художественное творчество;

- техническое творчество;

- краеведческая.

Отнесение этих направлений  к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае использовался принцип  доминирования.

Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое воспитание, цель которого заключается  в оказании содействия в профессиональной ориентации:

- создание кружка технического  творчества (радиотехника), что в  свою очередь даст возможность  заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических приборов;

- посещение дней открытых  дверей в средних специальных  учебных заведениях – демонстрация  диапазона профессионального выбора;

- конкурс юного дизайнера  на лучшее оформление помещения;

- организация интересных  встреч с представителями различных  профессий.

Гражданское воспитание. Его цель – формирование гражданского самосознания:

Целью создания краеведческого кружка «Мой город» является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружка предполагается:

- устные журналы, встречи  с ветеранами Войны; с военнослужащими,  воевавшими в Чечне; 

- проведение краеведческих  экскурсий «Достопримечательности  родного города».

Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию, планируется:

- организовать школу  самозащиты, рукопашный бой;

- открытие школы службы  спасения, обучение навыкам по  оказанию первой медицинской  помощи, а также обучение правилам  поведения во время стихийных бедствий;

- проведение дня здоровья (ежемесячно).

Цель данного воспитания – физическое развитие, закалки  организма, научение владеть своим  телом, координировать свои движения, а также осознание необходимости  в здоровом образе жизни.

Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления происходит формирование нравственных качеств личности:

- участие в движение  «Социальная инициатива» – помощь  престарелым, слабым, обездоленным  людям;

- организация театрализованных  представлений, праздников, мероприятий для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей, состоящих на учете в Центре социальной помощи семье и детям;

- воскресный дискуссионный  клуб «Новый взгляд молодых».

Эстетическое развитие подростков будет происходить:

I. Через участие подростков в эстетической секции «Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель – формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основные задачи секции «Грация»:

- духовное совершенствование  в подростковом возрасте девочек;

- рост творческой активности;

- физическое оздоровление.

Работа секции включает в себя следующие направления:

- группа шейпинга;

- психологические тренинги;

- цикл бесед «Уроки  Афродиты» – теоретический курс  с привлечением специалистов  по эстетическим вопросам (парикмахер, косметолог, модельер и т.д.);

- обучение танцам и  специальной пластике.

II. Посещение театров,  музеев, выставок.

III. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят», «Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!».

Творческое воспитание происходит в созданных при клубе:

- кукольном театре, где  ребята не только готовят театрализованные  представления, но и обучаются технологии шитья кукол;

- кружке «Игра на  гитаре».

Проводя работу в клубе  по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может  обеспечить успех всей деятельности клуба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Противоправное поведение  у подростков - система поступков  или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Профилактика противоправного  поведения несовершеннолетних бесспорно  необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений в 2008 г. был самым высоким за последние 10 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек, что говорит о необходимости проведения профилактической работы с подростками.

В ходе написания курсовой работы была осуществлена диагностика причин возникновения асоциальных поступков у подростков, состоящих на учете в Центре помощи семье и детям. Это помогло проанализировать ситуацию и выявить проблему.

Была использована методика, направленная на выявление интересов  и склонностей подростков, и на основе выявленных интересов была организована воспитательная деятельность. В ходе проведенных мероприятий я обратила внимание на то, что подростки стали более активными, стали испытывать интерес к мероприятиям, высказывать свою точку зрения.

В теоретической части  данной работы анализируются основные причины возникновения девиантного  поведения  подростков, формы нарушения  поведения у подростков.

В практической части  рассматриваются примеры осуществленной диагностики девиантного поведения подростков. Сделана попытка разработки направлений коррекции поведения и направлений дальнейшего изучения личности подростков.

Гипотеза курсовой работы полностью подтвердилась, и в ходе практического исследования мы наглядно увидели, что если изучить причины возникновения асоциальных поступков и ее корни, и систематически диагностировать, то возможно ожидать снижение количества подростков, склонных к правонарушениям.

Преодоление и предупреждение антиобщественного поведения возможно лишь на пути совершенствования социальной жизни людей. Сочетание и комплексное использование экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер - основное условие решения этой сложной социальной проблемы. Преодоление девиантного поведения и социально опасных поступков связано с выявлением и устранением причин, порождающих их, и условий, способствующих их совершению. Меры принуждения могут иметь в этом процессе лишь вспомогательное значение.

Что касается предупреждения преступлений, то под этим имеется  в виду совокупность государственных и общественных мер, имеющих целью устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Предупреждение преступлений обеспечивается всем комплексом мероприятий, направленных на развитие и совершенствование общественных отношений, экономики, идеологии и культуры, на создание и укрепление такой организации общественной жизни, которая противостоит любым антиобщественным проявлениям.

Профилактика - главное  направление борьбы с противоправным поведением подростков. Данный принцип представляет собой прямое следствие общей концепции права, криминологической науки и практики.

Было бы крайне несправедливо  говорить о том, что на сегодняшний  день предпринимается мало попыток  в области профилактики противоправного поведения подростков. Однако, как показывает анализ, большинство шагов носит констатирующий характер неутешительных фактов, а большое количество призывов и предупреждений об опасности противоправного поведения не приносит ожидаемых результатов. Более того, известно, что активное, настойчивое и массовое использование таких методов фактически активнее провоцирует на преодоление установленных запретов.

В условиях современной  российской действительности Центры помощи семье и детям имеют достаточно ресурсов, при правильной организации которых можно успешно культивировать ценностные ориентации и установки, не совместимые с противоправными формами поведения.

Еще одна проблема профилактики противоправного поведения подростков – это проблема организации свободного времени. Особенность современной ситуации состоит в том, что свободного времени у молодежи достаточно, а продуктивных способов занять его – мало. Как правило, это лишь широко представленная сфера развлечений, причем основная их цель – получение экстатических переживаний. Поскольку у подростков нет других возможностей – через социально значимые, общественно поощряемые виды деятельности – получить столь же яркие ощущения, мы реально сталкиваемся с формами противоправного поведения. В связи с Центр помощи семье и детям может и должен, во-первых, влиять на формирование жизненных ценностей и норм, обеспечивающих продуктивную занятость молодежи, а во-вторых, предоставлять возможности для структуирования свободного времени через социально значимые, обеспечивающие стабильное положительное самочувствие виды деятельности.

В организации профилактики противоправного поведения должны присутствовать три техники:

1. моделирование типов  поведения, поощряющих развитие  нравственных и волевых качеств  подростков;

2. обучение системе навыков сопротивления социальным влияниям, которые способствуют возникновению противоправного поведения;

3. обучение более общим  – внутриличностным и межличностным  – жизненным навыкам (например, навыкам общения и навыкам,  позволяющим справляться с возникающими сложными ситуациями).

Общие и специальные  профилактические мероприятия предполагают целенаправленное формирование человеческих потребностей, создание наиболее благоприятных  возможностей для их удовлетворения, а также усиление роли нравственных начал в поведении подростков. Вместе с тем необходимо учитывать и более частные территориальные, экономические, национальные и социально-психологические различия. Эти различия порой заметно сказываются на мотивах поведения, уровне правового и нравственного сознания. Профилактическая работа должна проводиться дифференцированно, учитывая возрастные, профессиональные и иные особенности подростков.

Очевидно, что ранее  выявление, как физиологических  особенностей ребенка, так и неблагоприятных  микросоциальных ситуаций могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего путем создания социальных условий, необходимых для формирования полноценной человеческой личности.

Информация о работе Проблема девиантного поведения