Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:36, курсовая работа
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение подростков в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы ранний алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в современном обществе………………………………6
1.1. Понятие «девиантное поведение»………………………………..6
1.2. Виды девиантного поведения……………………………………10
Вывод…………………………………………………………………..18
Глава II. Делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема общества………………………………………………………….19
2.1. Причины появления трудных подростков в образовательных и социальных учреждениях…………………………………………………..19
2.2. Социальная роль семьи в формировании личности ребенка……………………………………………………………………….25
2.3. Профилактика делинквентного поведения…………………….31
Вывод…………………………………………………………………..37
Глава III. Социально-педагогический проект «Изучение причин возникновения асоциальных поступков у подростков»…………………38
3.1. Содержание программы………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………….56
И поэтому наша задача – создать все условия для коррекции их социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.
3.1. Содержание
Исходя из вышесказанного, предлагается социально-педагогический проект социализации подростков отклоняющегося поведения в условиях организованной клубной среды. Предполагается, что данная программа будет реализована в рамках воспитательной деятельности клуба, который будет создан при Центре социальной помощи семье и детям. В качестве целевой установки можно рассматривать восстановление социального статуса в процессе творческого и физического развития детей.
Клуб привлечет в свои стены подростков от 12 до 17 лет, семьи которых состоят на учете в Центре помощи семье и детям. Поэтому должны установиться конкретные взаимосвязи клуба с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и другими специальными учреждениями.
Важным условием успеха
деятельности клуба является то, чтобы
он был сформирован в соответствии
с определенными социально-
Цель данной проекта – коррекция процесса социализации подростков отклоняющегося поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальное развитие.
Задачи:
Деятельность клуба будет вестись по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительная;
- профессиональная ориентация;
- художественное творчество;
- техническое творчество;
- краеведческая.
Отнесение этих направлений к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае использовался принцип доминирования.
Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации:
- создание кружка технического творчества (радиотехника), что в свою очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических приборов;
- посещение дней открытых
дверей в средних специальных
учебных заведениях –
- конкурс юного дизайнера
на лучшее оформление помещения
- организация интересных
встреч с представителями
Гражданское воспитание. Его цель – формирование гражданского самосознания:
Целью создания краеведческого кружка «Мой город» является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружка предполагается:
- устные журналы, встречи
с ветеранами Войны; с
- проведение краеведческих
экскурсий «
Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию, планируется:
- организовать школу самозащиты, рукопашный бой;
- открытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первой медицинской помощи, а также обучение правилам поведения во время стихийных бедствий;
- проведение дня здоровья (ежемесячно).
Цель данного воспитания
– физическое развитие, закалки
организма, научение владеть своим
телом, координировать свои движения,
а также осознание
Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления происходит формирование нравственных качеств личности:
- участие в движение
«Социальная инициатива» –
- организация театрализованных представлений, праздников, мероприятий для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей, состоящих на учете в Центре социальной помощи семье и детям;
- воскресный дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых».
Эстетическое развитие подростков будет происходить:
I. Через участие подростков в эстетической секции «Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель – формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основные задачи секции «Грация»:
- духовное совершенствование
в подростковом возрасте
- рост творческой активности;
- физическое оздоровление.
Работа секции включает в себя следующие направления:
- группа шейпинга;
- психологические тренинги;
- цикл бесед «Уроки
Афродиты» – теоретический
- обучение танцам и специальной пластике.
II. Посещение театров, музеев, выставок.
III. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят», «Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!».
Творческое воспитание происходит в созданных при клубе:
- кукольном театре, где
ребята не только готовят
- кружке «Игра на гитаре».
Проводя работу в клубе по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может обеспечить успех всей деятельности клуба.
Заключение
Противоправное поведение у подростков - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений в 2008 г. был самым высоким за последние 10 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек, что говорит о необходимости проведения профилактической работы с подростками.
В ходе написания курсовой работы была осуществлена диагностика причин возникновения асоциальных поступков у подростков, состоящих на учете в Центре помощи семье и детям. Это помогло проанализировать ситуацию и выявить проблему.
Была использована методика, направленная на выявление интересов и склонностей подростков, и на основе выявленных интересов была организована воспитательная деятельность. В ходе проведенных мероприятий я обратила внимание на то, что подростки стали более активными, стали испытывать интерес к мероприятиям, высказывать свою точку зрения.
В теоретической части
данной работы анализируются основные
причины возникновения
В практической части
рассматриваются примеры
Гипотеза курсовой работы полностью подтвердилась, и в ходе практического исследования мы наглядно увидели, что если изучить причины возникновения асоциальных поступков и ее корни, и систематически диагностировать, то возможно ожидать снижение количества подростков, склонных к правонарушениям.
Преодоление и предупреждение
антиобщественного поведения
Что касается предупреждения преступлений, то под этим имеется в виду совокупность государственных и общественных мер, имеющих целью устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Предупреждение преступлений обеспечивается всем комплексом мероприятий, направленных на развитие и совершенствование общественных отношений, экономики, идеологии и культуры, на создание и укрепление такой организации общественной жизни, которая противостоит любым антиобщественным проявлениям.
Профилактика - главное направление борьбы с противоправным поведением подростков. Данный принцип представляет собой прямое следствие общей концепции права, криминологической науки и практики.
Было бы крайне несправедливо говорить о том, что на сегодняшний день предпринимается мало попыток в области профилактики противоправного поведения подростков. Однако, как показывает анализ, большинство шагов носит констатирующий характер неутешительных фактов, а большое количество призывов и предупреждений об опасности противоправного поведения не приносит ожидаемых результатов. Более того, известно, что активное, настойчивое и массовое использование таких методов фактически активнее провоцирует на преодоление установленных запретов.
В условиях современной российской действительности Центры помощи семье и детям имеют достаточно ресурсов, при правильной организации которых можно успешно культивировать ценностные ориентации и установки, не совместимые с противоправными формами поведения.
Еще одна проблема профилактики
противоправного поведения
В организации профилактики
противоправного поведения
1. моделирование типов
поведения, поощряющих
2. обучение системе навыков сопротивления социальным влияниям, которые способствуют возникновению противоправного поведения;
3. обучение более общим
– внутриличностным и
Общие и специальные профилактические мероприятия предполагают целенаправленное формирование человеческих потребностей, создание наиболее благоприятных возможностей для их удовлетворения, а также усиление роли нравственных начал в поведении подростков. Вместе с тем необходимо учитывать и более частные территориальные, экономические, национальные и социально-психологические различия. Эти различия порой заметно сказываются на мотивах поведения, уровне правового и нравственного сознания. Профилактическая работа должна проводиться дифференцированно, учитывая возрастные, профессиональные и иные особенности подростков.
Очевидно, что ранее выявление, как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных микросоциальных ситуаций могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего путем создания социальных условий, необходимых для формирования полноценной человеческой личности.