Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа
В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).
Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________
- социально-педагогическая
диагностика с целью выявления
личностных проблем учащихся, семьи.
2.
Социально-педагогическая защита прав ребенка
- выявление и
поддержка учащихся, нуждающихся
в социальной защите (дети-инвалиды,
одаренные дети), опеке, попечительстве;
- защита прав
и интересов учащихся (обращение
особого внимания на
- защита и
индивидуальная работа с
3.
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося
- раннее выявление
неблагополучных семей;
- создание банка
данных по неполным семьям, семьям,
имеющим детей с особенностями
психофизического развития, семьям
с приемными детьми;
- пропаганда
здорового образа жизни в семье как
необходимого условия успешной социализации
детей и подростков;
- психолого-педагогическое
просвещение с целью создания
оптимальных условий для
- духовно-ценностное
просвещение;
- содействие
включению родителей в учебно-
- организация
«круглых столов», семинаров,
встреч для родителей,
4.
Социально-педагогическое консультирование
- организация
и проведение индивидуальных
консультаций для учащихся, оказавшихся
в трудных жизненных ситуациях;
- консультирование
и специализированная помощь
учащимся в профессиональном
определении;
- консультирование
родителей, педагогов,
5.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
- раннее выявление
и предупреждение фактов
- обеспечение
профилактической и
- организация
превентивно-профилактической
- способствование
пропаганде здорового образа
жизни;
- повышение уровня
правовой грамотности учащихся и их родителей
с целью профилактики девиантного поведения;
- организация
реабилитации детей
6.
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
- сосредоточение
внимания администрации школы
на проблемах и потребностях учащихся,,
учителей, родителей при планировании
и организации учебно-воспитательного
процесса, социально-педагогической деятельности;
- развитие взаимопонимания
и взаимодействия между
7.
Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков
- забота о
больных, инвалидах и бедных;
- благотворительные
мероприятия для сверстников
и пожилых людей;
- работа в
службах социальной защиты;
- благоустройство
города, поселка, двора;
- охрана природы
и памятников культуры;
- проведение
игр и творческих занятий с
детьми;
- другое. Все,
что способствует личностному
и профессиональному
8.
Организационно-методическая деятельность
-анализ и
обобщение опыта социально-педагогической
деятельности;
- участие в
методических секциях,
- накопление
банка данных по методикам
работы на основе изучения
методической литературы, специальных
изданий по социальной педагогике, достижений
науки и практики, а также результатов
проведенных социально-педагогических
исследований.
Социально-педагогическая
деятельность начинается с постановки
целей и задач, которые необходимо
решить:
·
сформировать у ребенка навыки общения,
которые по какой-либо причине у него отсутствуют;
·
помочь ребенку адаптироваться в
новой среде;
·
помочь учителю и ребенку (ребенку
и родителям, родителям и учителю)
понять друг друга.
Цель определит
содержание деятельности, методы ее реализации
и формы организации (индивидуальная,
групповая, коллективная), которые взаимосвязаны
между собой.
Решение
любой проблемы ребенка,
Задачи СПД
Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».
Выводы по главе 1
В первой главе
представлена обобщенная, развернутая
информация о понятиях и определениях
девиантного поведения
На основе анализа
и обобщения научной литературы
по проблеме исследования можно сделать
следующие выводы:
·
социально-педагогическая работа с
подростками - это не отдельный процесс,
а качественная характеристика особым
образом организованного целостного
процесса, нацеленного на становление,
то есть сохранение, поддержание устойчивого
поведения его субъектов;
·
принципы социально-педагогической
деятельности- это основные, исходные
положения, нацеленные на формирование
позитивного мышления, поведения индивидов
в процессе их жизни.
·
создание ситуации успеха в учебной
деятельности;
·
организация педагогического
·
психолого-педагогические подходы
к предупреждение невротических
расстройств и патологических влечений
у подростков (проблемы, возможности,
перспективы).
Человек, обладающий
высоким уровнем культуры отношения
к своему здоровью в совокупности всех
составляющих ее компонентов (физической,
физиологической, психологической и интеллектуальной)
и умеющий управлять всеми протекающими
в его организме процессами, легко и быстро
приспосабливается к изменяющимся
условиям окружающей среды. Такой человек
не пытается, во что бы то ни стало, изменить
эти условия в угоду своим потребностям,
а, наоборот, разумно изменяя себя, стремится
войти в гармонию с окружающей средой,
устанавливая оптимальные взаимоотношения
с ней [43].
В заключение можно
обозначить, что принципы социально-педагогической
работы направлены на формирование у человека
установки на положительное отношение
к себе и к окружающему миру во всем многообразии
его проявлений. Их реализация в жизнедеятельности,
во-первых, способствует кардинальному
изменению отношений между всеми индивидами
и, во-вторых, обеспечивает повышение уровня
жизнедеятельности благодаря снижению,
а часто и полному преодолению.
Для выявления
подростков с девиантным поведением
и организации социально-
В своей работе с девиантными
подростками средней школы №
2 среди 8-9 классов мы обратили
внимание на суицидальные
Термин суицид впервые был
введен Г.Дэзэ (итальянским психологом)
в 1947 году как «поведение с
намерением лишить себя жизни».
Отечественная наука трактует суицид,
как сложномотивированный поведенческий
акт, в котором тесно переплетаются социальные,
психологические и психофизиологические
факторы. Доказано, что суицид есть следствие
социально-психологической дезадаптации
личности в условиях переживаемого неразрешенного
микросоциального конфликта (А.Г.Амбрумова).
Нас интересует каждый
Для раннего выявления
·
учет перенесенных заболеваний и
травм мозга;
·
влияние сложных отношений в
семье на психику ребенка как
дополнительного стресс-
·
анализ причин повышения раздражительности,
впечатлительности, появление робости,
чувства собственной неполноценности,
преувеличения своих недостатков, принижение
успехов и достоинств.
В целях определения
социально-психологического отношения
к суицидальным действиям, мы тактично,
не акцентируя особого внимания на
вопросы, выясняем мнение подростка по
поводу высказываний о смысле жизни и
смерти (Приложение 1). Вот некоторые высказывания,
положительное отношение к которым говорит
об отсутствии в мировоззрении подростка
активных антисуицидальных позиций:
·
можно оправдать людей, выбравших
добровольную смерть;
·
смысл жизни не всегда бывает ясен,
иногда его можно потерять;
·
я не осуждаю людей, которые совершают
попытки уйти из жизни;
·
я понимаю людей, которые не хотят
жить дальше, если их предают родные
и близкие.
Чем большим
количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих
факторов обладает подросток, чем сильнее
его «психологическая защита» и
внутренняя уверенность в себе, тем
прочнее его антисуицидальный барьер.
Нами определено,
что у суицидоопасных подростков
часто имеют место переживания одиночества,
беспомощности, снижена склонность к сопереживанию.
Такие подростки чаще других попадают
в ситуации неосвоенные, которые ими начинают
восприниматься как стрессовые, требующие
повышенной нагрузки. Поэтому любой микроконфликт
может спровоцировать готовность к реализации
суицидального поведения.
Дефекты в воспитании,
доминирование физических наказаний
нередко приводят к развитию у
ребенка эмоциональной