Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).

Оглавление

Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Файлы: 1 файл

нэт.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

- социально-педагогическая  диагностика с целью выявления  личностных проблем учащихся, семьи. 

2. 

Социально-педагогическая защита прав ребенка 

- выявление и  поддержка учащихся, нуждающихся  в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; 

- защита прав  и интересов учащихся (обращение  особого внимания на оказавшихся  в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд); 

- защита и  индивидуальная работа с учащимися  подвергающимися насилию и агрессии  со стороны взрослых. 

3. 

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося 

- раннее выявление  неблагополучных семей; 

- создание банка  данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями  психофизического развития, семьям  с приемными детьми; 

- пропаганда  здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; 

- психолого-педагогическое  просвещение с целью создания  оптимальных условий для взаимопонимания  в семье; 

- духовно-ценностное  просвещение; 

- содействие  включению родителей в учебно-воспитательный процесс; 

- организация  «круглых столов», семинаров,  встреч для родителей, педагогов,  учащихся по социально-педагогической  проблематике. 

4. 

Социально-педагогическое консультирование 

- организация  и проведение индивидуальных  консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; 

- консультирование  и специализированная помощь  учащимся в профессиональном  определении; 

- консультирование  родителей, педагогов, администрации,  классных руководителей по разрешению  социально-педагогических проблем. 

5. 

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация 

- раннее выявление  и предупреждение фактов отклоняющего  поведения учащихся; 

- обеспечение  профилактической и коррекционной  работы с детьми и подростками,  состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам несовершеннолетних); 

- организация  превентивно-профилактической работы  с учащимися «группы риска»; 

- способствование  пропаганде здорового образа  жизни; 

- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; 

- организация  реабилитации детей испытывающих  различные затруднения в системе  разнообразных отношений, которые  вызывают дезадаптацию (болезнь,  инвалидность, стресс), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений. 

6. 

Содействие созданию педагогически ориентированной  среды для оптимального развития личности ребенка 

- сосредоточение  внимания администрации школы  на проблемах и потребностях учащихся,, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; 

- развитие взаимопонимания  и взаимодействия между учителями,  учащимися и родителями. 

7. 

Поддержка социально  ценной деятельности детей и подростков 

- забота о  больных, инвалидах и бедных; 

- благотворительные  мероприятия для сверстников  и пожилых людей; 

- работа в  службах социальной защиты; 

- благоустройство  города, поселка, двора; 

- охрана природы  и памятников культуры; 

- проведение  игр и творческих занятий с  детьми; 

- другое. Все,  что способствует личностному  и профессиональному самоопределению  подростка, приобщает его к  общечеловеческим ценностям. 

8. 

Организационно-методическая деятельность 

-анализ и  обобщение опыта социально-педагогической деятельности; 

- участие в  методических секциях, семинарах,  конференциях различного уровня  по социально-педагогическим проблемам; 

- накопление  банка данных по методикам  работы на основе изучения  методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований. 
 
 
 

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить: 

·        сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют; 

·        помочь ребенку адаптироваться в  новой среде; 

·        помочь учителю и ребенку (ребенку  и родителям, родителям и учителю) понять друг друга. 

Цель определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой. 

     Решение  любой проблемы ребенка, требующей  вмешательства социального педагога  начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основе которой может быть сделано заключение. 
 
 
 
 
 

Задачи  СПД 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенностью  деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».

Выводы по главе 1

В первой главе  представлена обобщенная, развернутая  информация о понятиях и определениях девиантного поведения подростков, подходах к изучению его структуры, видах, происхождении и факторах, участвующих в их формировании у подростков.  

На основе анализа  и обобщения научной литературы по проблеме исследования можно сделать  следующие выводы: 

·        социально-педагогическая работа с  подростками - это не отдельный процесс, а качественная характеристика особым  образом организованного  целостного  процесса, нацеленного на становление, то есть сохранение, поддержание устойчивого поведения его субъектов; 

·        принципы социально-педагогической  деятельности- это основные, исходные положения, нацеленные на формирование позитивного мышления,  поведения индивидов в процессе их жизни. 

·        создание ситуации успеха в учебной  деятельности; 

·        организация педагогического влияния  на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков; 

·        психолого-педагогические подходы  к предупреждение невротических  расстройств и патологических влечений у подростков (проблемы, возможности, перспективы). 

Человек, обладающий высоким уровнем культуры отношения  к своему здоровью в совокупности всех составляющих ее компонентов (физической, физиологической, психологической и интеллектуальной) и умеющий управлять всеми   протекающими в его организме процессами, легко и быстро приспосабливается  к изменяющимся условиям окружающей среды. Такой человек не пытается, во что бы то ни стало, изменить эти условия в угоду своим потребностям, а, наоборот, разумно изменяя себя, стремится войти в гармонию с окружающей средой, устанавливая оптимальные взаимоотношения с ней [43]. 

В заключение можно обозначить, что принципы социально-педагогической работы направлены на формирование у человека установки на положительное отношение к себе и к окружающему миру во всем многообразии его проявлений. Их реализация в жизнедеятельности, во-первых, способствует кардинальному изменению отношений между всеми индивидами и, во-вторых, обеспечивает повышение уровня  жизнедеятельности благодаря снижению, а часто и полному преодолению. 

Для выявления  подростков с девиантным поведением и организации социально-педагогической деятельности мы проводим различные диагностики, анкетирования, опросы, беседы, консультации, которые мы рассмотрим в главе 2. Глава 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 2.1. Опыт работы с подростками

         В своей работе с девиантными  подростками средней школы №  2 среди 8-9 классов мы обратили  внимание на суицидальные наклонности  подростков. Ребенок, находясь на  определенном этапе своего формирования  иногда не в состоянии адекватно  оценить конфликтную ситуацию и тогда решается на последний, с его точки зрения соответствующий ситуации шаг.  

         Термин суицид впервые был  введен Г.Дэзэ (итальянским психологом) в 1947 году как «поведение с  намерением лишить себя жизни». Отечественная наука трактует  суицид, как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы. Доказано, что суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого неразрешенного микросоциального конфликта (А.Г.Амбрумова).   

         Нас интересует каждый отдельный  случай и возможность оказать  соответствующую помощь.  Как  выявить у ребенка суицидальный  риск?  Важно помнить, что профилактика  самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Необходима индивидуальная работа с подростками суицидального риска. 

         Для раннего выявления признаков  суицидального поведения мы проводим: 

·      учет перенесенных заболеваний и  травм мозга; 

·      влияние сложных отношений в  семье на психику ребенка как  дополнительного стресс-фактора; 

·     анализ причин повышения раздражительности, впечатлительности, появление робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижение успехов и достоинств. 

В целях определения  социально-психологического отношения  к суицидальным действиям, мы тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выясняем мнение подростка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти (Приложение 1). Вот некоторые высказывания, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций: 

·     можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть; 

·     смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять; 

·     я не осуждаю людей, которые совершают  попытки уйти из жизни; 

·     я понимаю людей, которые не хотят  жить дальше, если их предают родные и близкие. 

Чем большим  количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих  факторов обладает подросток, чем сильнее  его «психологическая защита» и  внутренняя уверенность в себе, тем  прочнее его антисуицидальный барьер. 

Нами определено, что у суицидоопасных подростков часто имеют место переживания одиночества, беспомощности, снижена склонность к сопереживанию. Такие подростки чаще других попадают в ситуации неосвоенные, которые ими начинают восприниматься как стрессовые, требующие повышенной нагрузки. Поэтому любой микроконфликт может спровоцировать готовность к реализации суицидального поведения. 

Дефекты в воспитании, доминирование физических наказаний  нередко приводят к развитию у  ребенка эмоциональной неустойчивости, повышенному уровню эмоциональной  реактивности. Жестокость родителей порождают у детей неприспособленность к житейским трудностям или неоправданное противодействие всему. 

Информация о работе Проблема девиантного поведения