Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа
В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).
Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________
Шкала № 7 «Склонность
к деликвентному поведению». У 18
% респондентов низкие показатели говорят
о не выражености указанных
Ведущий метод
социально-педагогической реабилитации
– это создание ситуации успеха и уменьшение
эмоциональной значимости конфликта.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает
в первую очередь выявление неблагополучия
в системе отношений подростка с взрослыми
и сверстниками, и корректировку педагогических
позиций учителей, родителей, которая
должна способствовать разрешению острых
и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно
сказывающихся на социальном развитии
подростка.
Для совершенствования
социально-педагогической деятельности
в школе № 2 с подростками с
отклоняющимся поведением, необходимо
проводить работу по следующим направлениям:
·
усилить контроль за условиями воспитания
и поведения подростков;
·
организовывать поддержку тем, кто
испытывает затруднения из-за неблагоприятной
обстановке в семье;
·
организовать помощь в преодолении
внутриличностного конфликта, связанного
с проблемами в сфере общения
в среде обитания подростков;
·
предупреждать и присекать
·
координировать отношения подростка с
классным коллективом;
·
во внеурочную воспитательную работу
с подростками девиантного
·
создать условия для упражнения
и тренировки определенных эмоционально-волевых
и нравственно-поведенческих
Необходимо
четко представлять, что эффективность
социально-педагогической реабилитации
достигается только при условии использования
всего комплекса реабилитационных мер
(медицинских, психологических, профессиональных,
социальных).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аверин В.А.. Писхология детей и подростков.
– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
2.
Алемаскин М.А. Воспитательная
работа с подростками. – М.,
1979.
3.
Алемаскин М.А., Морозова Т.А. Особенности
воспитательной работы с
4.
Андреев С.И. Методика
5.
Андреев С.И. Проблемы
6.
Андреев С.И. Особенности
7.
Ахияров К.Ш., Юричка Ю.И. Воспитание
и обучение детей во
8.
Ахияров К.Ш., Юричка Ю.И. Предупреждение
и преодоление
9.
Беличева С.А. Основы
10. Берн Э.
Игры, в которые играют люди. Психология
человеческих взаимоотношений.
11. Божович Л.И.
Личность и ее формирование
в детском возрасте. – М., 1968.
12. Бэрон Р., Ричардсон
Д. Агрессия. – СПб: Питер, 1997 (Серия
«Мастера психологии»).
13. Братусь Б.С.
Аномалия личности. – М.: Мысль, 1998.
14. Васильева
Ю.А. Особенности смысловой
15. Власиловский
В.Г. Акселирация и развитие
детей: эпохальная и
16. Новоселова
А.С. Воспитательная работа с
педагогически запущенными
17. Выготский
Л.С. Основные положения плана
педагогической
18. Выготский
Л.С. Педология подростка// Собра.соч.
в 6 т.- М., 1984-т.4.
19. Выготский
Л.С. Трудное детство// Собр.соч.: в
5 т.- М., 1983.
20. Гилинский
Я.И. Девиантное поведение
21. Гроховский
В.В. Вопросы профилактики и
лечения трудновоспитуемых детей и подростков
// Материалы 5 съезда невропатологов и
психиатров УССР. – Киев, 1973.
22. Ганнушкин
П.Б. Избр.тр. – М.,,1964.
23. Двойменный
И.В. Социально-
24. Дюркгейм Э.
Норма и патология // Социология
преступности. – М.: Прогресс, 1986.
25. Завьялов В.Ю.
психологические аспекты
26. Захаров А.И.
Предупреждение отклонений в поведении
ребенка: 3-е изд., испр. – СПб: Союз, 1997.
27. Зосимовский
А.В. Критерии нравственной
28. Зюбин Л.М.
Учебно-воспитательная работа
29. Ильина С.В. Влияние
пережитого в детстве насилия на возникновение
личностных расстройств // Вопр.психологии.
– 1998. - № 6.
30. Ковалев В.В.
Патология личности и
31. Кон И.С. Открытие
«Я». – М., 1978.
32. Кон И.С.
психология ранней юности. – М.,
1989.
33. Кон И.С.
Психология старшеклассника. –
М., 1980.
34. Лебединская
К.С. Диагностика и коррекция
нарушений поведения для
35. Лебединская
К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.
Подростки с нарушениями в
аффективной сфере. – М.6 Педагогика,
1988.
36. Леонгард К.
Акцентуированные личности: Пер.
с нем. – Ростов н/Д: Феникс,
1997.
37. Максимова
Н.Ю. Диагностика и коррекция
поведения трудных подростков // Вопросы
психологии. – 1988 - № 3.
38. Михайловская
И.Б., Вершинина Г.В. Трудные
39. Невский И.А.
Трудный успех.-М., 1981.
40. Невский И.А.
Предупреждение и преодоление педагогической
запущенности школьников. – М., 1982.
41. Пятунин В.А.
Психолого-педагогические
42. Пирожков В.Ф.
О психологических причинах воспроизводства
подростковой преступности // Психологический
журнал.-1995.-Т.16 №2
43. Психологические
механизмы регуляции
44. Социальные
отклонения / Под ред. В.Н.Кудрявцева.
– М.: Юрид.литер., 1989.
45. Социальная
профилактика отклоняющегося
46. Срабова Н.А.
Основные тенденции проведения
подростками свободного времени
// Актуальные проблемы современного детства.
– М., 1992.
47. Трудный подросток:
причины и следствия / Под ред.
В.А. Татенко. – Киев, 1985.
48. Трудные судьбы
подростков – кто виноват?
– М.: Юрид.лит., 1991.
49. Шевчук В.Ф.
Нормативное и отклоняющееся поведение.
Социально-психологический аспект. –
Ярославль: ЯПИ, 1992.
50. Шилова Т.А.
Психологические факторы
51. Шумилин Е.А.
Психологические особенности
52. Т.А.Шишковец
Справочник социального
53. Фельдштейн
Д.И. Проблемы возрастной и
педагогической психологии. – М.,
1995.
54. Фельдштейн
Д.И., Бостанджиева Т.Н., Вареникина И.М.,
Воробьева Л.И. и др. Психология современного
подростка. – М., 1987.
55. Ферри Э.
Старение и биологические
56. Эйдемилер
Э.Г. Методы семейной
57. Эльконин Д.Б.
Детская психология. – М., 1960.
58. Юричка Ю.И.
Диагностика и социализация
Проблемы отклонений
в поведении подростков невозможно
решать без участия в них семьи.
Семья – это тот изначальный воспитательный
коллектив, где ребенок впервые усваивает
нормы общечеловеческой морали, правила
общежития, получает навыки совместного
труда, где формируются его жизненные
идеалы.
«Дефекты
воспитания, - пишет детский психиатр
И.И.Буянов, - это и есть первейший и главнейший
показатель неблагополучия семьи. Ни материальные,
ни бытовые, ни престижные показатели
не характеризуют степень благополучия
или неблагополучия семьи, - только отношение
к ребенку».
Важным условием
формирования социально ценной личности
на воспитание ребенка является родительский
контроль.
Родительский
контроль складывается из взаимодействия
таких понятий, как: интерес ребенка
к ведущим сферам деятельности (игра,
учеба, труд, увлечения); знание родителями
внесемейной сферы общения ребенка;
повседневное внутрисемейное общение.
Выделяются такие виды родительского
контроля:
·
взаимодоверительный (демократичный);
·
жесткий (контроль постоянный, ежедневный,
ограничительный);
·
эпизодический (контроль от случая к случаю);
·
бесконтрольность (практическое отсутствие
контроля).
Чем большим
количеством жизнеутверждающих
факторов обладает подросток, чем сильнее
его «психологическая защита» и
внутренняя уверенность в себе, тем
прочнее его антисуицидальный барьер.
Для формирования
антисуицидальных установок у подростков,
следует:
·
постоянно общаться с ребенком, не
оставлять его наедине со своими
мыслями;
·
вселять уверенность в свои силы
и возможности;
·
внушать оптимизм и надежду;
·
проявлять сочувствие, окружать теплом
и пониманием;