Проблема девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

В 1991 году в России официальное введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна, Г.Спенсера, П.Наторпа).

Оглавление

Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Файлы: 1 файл

нэт.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Шкала № 7 «Склонность  к деликвентному поведению». У 18 % респондентов низкие показатели говорят  о не выражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Показатели у 41 % испытуемых свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. У остальных 41 % респондентов показатели свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.  2.3. Рекомендации по совершенствованию социально-педагогической деятельности. 

Ведущий метод  социально-педагогической реабилитации – это создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка с взрослыми и сверстниками, и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. 

Для совершенствования  социально-педагогической деятельности в школе № 2  с подростками с отклоняющимся поведением, необходимо проводить работу по следующим направлениям: 

·        усилить контроль за условиями воспитания и поведения подростков; 

·        организовывать поддержку тем, кто  испытывает затруднения из-за неблагоприятной  обстановке в семье; 

·        организовать помощь в преодолении  внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в сфере общения  в среде обитания подростков; 

·        предупреждать и присекать всевозможные отклонения в поведении подростков; 

·        координировать отношения подростка с классным коллективом; 

·        во внеурочную воспитательную работу с подростками девиантного поведения  предоставлять возможность удовлетворить  свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененными другими; 

·        создать условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых  и нравственно-поведенческих качеств, выполнение общепринятых требований, соблюдение норм межличностных отношений. 

   Необходимо четко представлять, что эффективность социально-педагогической реабилитации достигается только при условии использования всего комплекса реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных). 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аверин В.А.. Писхология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 

2.     Алемаскин М.А. Воспитательная  работа с подростками. – М., 1979. 

3.     Алемаскин М.А., Морозова Т.А. Особенности  воспитательной работы с педагогически  запущенными учащимися в средних профессионально- технических училищах: Методические рекомендации. – М., 1986. 

4.     Андреев С.И. Методика подготовки  студентов педагогического вуза  к воспитательной работе с  нравственно-аномальными подростками:  Науч.-метод.пособие для студентов педвуза.-Магнитогорск: МГПИ, 1996. 

5.     Андреев С.И. Проблемы подготовки  учителя к воспитанию нравственно-аномальных  подростков: Дис. Д-ра пед.наук. –  Магнитогорск: МГПИ, 1996. 

6.     Андреев С.И. Особенности социального  поведения НАП (нравственно-аномальных подростков):Метод.рекомендации к спецкурсу «Подготовка студентов педагогического вуза к работе с нравственно-аномальными подростками». – Магнитогорск: МГПИ, 1996. 

7.     Ахияров К.Ш., Юричка Ю.И. Воспитание  и обучение детей во вспомогательной  школе: Книга для учителя. – М.: Школа-Пресс, 1994. 

8.     Ахияров К.Ш., Юричка Ю.И. Предупреждение  и  преодоление трудновоспитуемости  школьников. – Уфа, 1990. 

9.     Беличева С.А. Основы превентивной  психологии. – М.: РИЦ Консорциума  «Социальное здоровье России». 

10. Берн Э.  Игры, в которые играют люди. Психология  человеческих взаимоотношений. Люди. Которые играют в игры. Психология  человеческой судьбы: Пер.с англ./Общ.ред.М.С.  Мацковского. – СПб, 1992. 

11. Божович Л.И.  Личность и ее формирование  в детском возрасте. – М., 1968. 

12. Бэрон Р., Ричардсон  Д. Агрессия. – СПб: Питер, 1997 (Серия  «Мастера психологии»). 

13. Братусь Б.С.  Аномалия личности. – М.: Мысль, 1998. 

14. Васильева  Ю.А. Особенности смысловой сферы  личности  при нарушениях социальной  регуляции// психологический журнал. – Т.18, № 2 – 1997. 

15. Власиловский  В.Г. Акселирация и развитие  детей: эпохальная и внутригрупповая.  – М., 1976. 

16. Новоселова  А.С. Воспитательная работа с  педагогически запущенными подростками  в школе, семье и по месту  жительства. – Кудымкар, 1985. 

17. Выготский  Л.С. Основные положения плана  педагогической исследовательской  работы в области трудного  детства// Собр. Соч.: В 5 т.- М., 1983. –  Т.5. 

18. Выготский  Л.С. Педология подростка// Собра.соч.  в 6 т.- М., 1984-т.4. 

19. Выготский  Л.С. Трудное детство// Собр.соч.: в  5 т.- М., 1983. 

20. Гилинский  Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы// Бюллетень Защиты Прав Ребенка.  – СПб., 1994. – с. 7-12. 

21. Гроховский  В.В. Вопросы профилактики и  лечения трудновоспитуемых детей и подростков // Материалы 5 съезда невропатологов и психиатров УССР. – Киев, 1973. 

22. Ганнушкин  П.Б. Избр.тр. – М.,,1964. 

23. Двойменный  И.В. Социально-психологические особенности  несовершеннолетних преступников // СоцИсследования.– 1994 - № 8-9. 

24. Дюркгейм Э.  Норма и патология // Социология  преступности. – М.: Прогресс, 1986. 

25. Завьялов В.Ю.  психологические аспекты формирования  алкогольной зависимости. – Новосибирс, 1988. 

26. Захаров А.И.  Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб: Союз, 1997. 

27. Зосимовский  А.В. Критерии нравственной воспитанности  (школьников) // Педагогика, 1992 - № 11-12. 

28. Зюбин Л.М.  Учебно-воспитательная работа с  трудными учащимися. – М.: высшая  школа, 1982. 

29. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопр.психологии. – 1998. - № 6. 

30. Ковалев В.В.  Патология личности и девиантное  поведение // Руководство по психиатрии / Под ред. Т.Б.Дмитриевой. – М., 1988. 

31. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978. 

32. Кон И.С.  психология ранней юности. – М., 1989. 

33. Кон И.С.  Психология старшеклассника. –  М., 1980. 

34. Лебединская  К.С. Диагностика и коррекция  нарушений поведения для врачей  и педагогов специальных школ. – М., 1981. 

35. Лебединская  К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.  Подростки с нарушениями в  аффективной сфере. – М.6 Педагогика, 1988. 

36. Леонгард К.  Акцентуированные личности: Пер.  с нем. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. 

37. Максимова  Н.Ю. Диагностика и коррекция  поведения трудных подростков // Вопросы психологии. – 1988 - № 3. 

38. Михайловская  И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени:  Профилактика антиобщественного  поведения.- М.: Просвещение, 1990. 

39. Невский И.А.  Трудный успех.-М., 1981. 

40. Невский И.А.  Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. – М., 1982. 

41. Пятунин В.А.  Психолого-педагогические особенности  девиантного поведения. – часть  1. Факторы формирования девиантного  поведения. – Магнитогорск, 1999. 

42. Пирожков В.Ф.  О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал.-1995.-Т.16 №2 

43. Психологические  механизмы регуляции социального  поведения / Отв.ред. М.И.Бобнева,  Е.В.Шорохова.-М.:Наука, 1979. 

44. Социальные  отклонения / Под ред. В.Н.Кудрявцева. – М.: Юрид.литер., 1989. 

45. Социальная  профилактика отклоняющегося поведения  несовершеннолетних как комплекс  охранно-защитных мер / Под ред.  С.А. Беличевой. – М., 1993. 

46. Срабова Н.А.  Основные тенденции проведения  подростками свободного времени // Актуальные проблемы современного детства. – М., 1992. 

47. Трудный подросток:  причины и следствия / Под ред.  В.А. Татенко. – Киев, 1985. 

48. Трудные судьбы  подростков – кто виноват?  – М.: Юрид.лит., 1991. 

49. Шевчук В.Ф.  Нормативное и отклоняющееся поведение. Социально-психологический аспект. – Ярославль: ЯПИ, 1992. 

50. Шилова Т.А.  Психологические факторы неуспеваемости  и отклонений в поведении учащихся // Педагогика. – 1996 - № 3. 

51. Шумилин Е.А.  Психологические особенности личности  старшеклассника. – М., 1979. 

52. Т.А.Шишковец  Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005 – (Педагогика. Психология. Управление). 

53. Фельдштейн  Д.И. Проблемы возрастной и  педагогической психологии. – М., 1995. 

54. Фельдштейн  Д.И., Бостанджиева Т.Н., Вареникина И.М., Воробьева Л.И. и др. Психология современного подростка. – М., 1987. 

55. Ферри Э.  Старение и биологические возможности  организма.-М., 1973. 

56. Эйдемилер  Э.Г. Методы семейной диагностики  и психотерапии. Методическое пособие.- М.: СПб.: Фолиум, 1996. 

57. Эльконин Д.Б.  Детская психология. – М., 1960. 

58. Юричка Ю.И.  Диагностика и социализация личности  несовершеннолетнего правонарушения. – Бирск, 1994.

Проблемы отклонений в поведении подростков невозможно решать без участия в них семьи. Семья – это тот изначальный воспитательный коллектив, где ребенок впервые усваивает нормы общечеловеческой морали, правила общежития, получает навыки совместного труда, где формируются его жизненные идеалы. 

 «Дефекты  воспитания, - пишет детский психиатр  И.И.Буянов, - это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, - только отношение к ребенку». 

Важным условием формирования социально ценной личности на воспитание ребенка является родительский контроль. 

Родительский  контроль складывается из взаимодействия таких понятий, как: интерес ребенка  к ведущим сферам деятельности (игра, учеба, труд, увлечения); знание родителями внесемейной  сферы общения ребенка; повседневное внутрисемейное общение. Выделяются такие виды родительского контроля: 

·        взаимодоверительный (демократичный); 

·        жесткий (контроль постоянный, ежедневный, ограничительный); 

·        эпизодический (контроль от случая к случаю); 

·        бесконтрольность (практическое отсутствие контроля). 

Чем большим  количеством жизнеутверждающих  факторов обладает подросток, чем сильнее  его «психологическая защита» и  внутренняя уверенность в себе, тем  прочнее его антисуицидальный барьер. 

Для формирования антисуицидальных установок у подростков, следует: 

·     постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями; 

·     вселять уверенность в свои силы и возможности; 

·     внушать оптимизм и надежду; 

·     проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием; 

Информация о работе Проблема девиантного поведения