Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа
Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника.
Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………
7
Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................
7
Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….
17
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..
24
2.1. Эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….
24
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….
26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..
30
Заключение………………………………………………………………...
Приложение………………………………………………………………..
37
40
Список использованной литературы…………………………..
77
Пришла весна, и листья на деревьях пожелтели.
Птицы умеют летать, потому что у них есть клюв.
Ау зверей его нет, поэтому звери летать не умеют.
Задание «Инструменты»
Цель: тренировать переключение и распределение внимания, развивать избирательность внимания.
Рассмотри картинку, определи у кого какой инструмент? Найти где заканчивается линия, начинайте постепенно усложнять задание - шаг за шагом. Ниже дается шкала сложности в порядке упрощения заданий:
1. Ребенок следит за линией только глазами.
2- Ребёнок следит за линией, ведя, но ней палочкой или пальцем,
3. Ребёнок следит за линией и одновременно рисует по ней карандашом или ручкой (в этом случае лучше для каждой линии подбирать свой цвет).
Таким ступенчатым способом ребёнок обучается отслеживать нужную информацию (линию)
Приложение 3
Описание методики «Кодирование»
Цель методики: изучение общего уровня развития внимания младших школьников.
Принцип ее построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векшера.
Оборудование: лист с фигурами, в каждой из которых учащийся должен нарисовать определенный символ в соответствии со схемой кодировки, карандаш, секундомер.
Инструкция испытуемому: здесь нарисованы разные фигурки, в каждой поставлен свой значок. На большой карте эти фигурки нарисованы без своих значков, поставь в каждой фигуре свой значок. Попробуй сначала на этом ряду. Постарайся выполнить задание быстро и без ошибок.
Процедура проведения: тест проводится со строгой фиксацией времени в течении 2 минут испытуемый должен заполнить карточку условными обозначениями. По окончании одной минуты фиксируется количество заполненных фигур, затем по пришествию второй минуты выполнение задания прекращается, и фиксируется количество заполненных фигур, в том числе пропущенных и неправильно отмеченных.
Обработка данных: подсчитывается количество правильно заполненных фигур и количество ошибок куда входят и пропущенные фигуры.
Критерии оценки: высокий уровень – 29 правильно заполненных фигур и одна ошибка, средний уровень – 24 правильных и две ошибки, низкий уровень – 23 правильно заполненных фигур и 5 ошибок, очень низкий уровень -12 правильных и менее заполненных фигур, 7 и более ошибок.
Протокол 1
Уровни развития внимания младших школьников экспериментальной группы констатирующий этап эксперимента
Фамилия имя |
Номер фигуры заполненной учащимся через 1 минуту |
Номер фигуры заполненной учащимся через 2 минуты |
Количество правильно маркированных фигур |
Количество ошибок |
Ахмадиева Кристина |
10 |
14 |
24 |
0 |
Барыгина Анна |
10 |
12 |
20 |
2 |
Вавилина Юлия |
13 |
16 |
29 |
0 |
Варычина Александра |
10 |
13 |
23 |
2 |
Веселов Александр |
12 |
9 |
13 |
4 |
Горбунов Владимир |
10 |
14 |
24 |
0 |
Глухова Лера |
18 |
14 |
12 |
20 |
Игнатенко Галина |
13 |
16 |
29 |
0 |
Идикова Дженнет |
12 |
16 |
25 |
3 |
Курский Виктор |
10 |
14 |
24 |
0 |
Левченко Оксана |
12 |
16 |
25 |
3 |
Логинов Вадим |
10 |
12 |
20 |
2 |
Мамарин Кирилл |
10 |
14 |
24 |
0 |
Мановицкая Анастасия |
13 |
10 |
13 |
4 |
Мишин Михаил |
10 |
12 |
20 |
2 |
Попова Тая |
12 |
16 |
28 |
0 |
Рогачёва Анна |
10 |
14 |
24 |
0 |
Саламатов Кирилл |
18 |
14 |
12 |
20 |
Самохин Егор |
12 |
16 |
25 |
3 |
Танчук Антон |
13 |
17 |
29 |
1 |
Протокол 2
Уровни развития внимания младших школьников контрольной группы констатирующий этап эксперимента
Фамилия имя |
Номер фигуры заполненной учащимся через 1 минуту |
Номер фигуры заполненной учащимся через 2 минуты |
Количество правильно маркированных фигур |
Количество ошибок |
Ахмедов Рома |
14 |
17 |
29 |
2 |
Беспалов Дима |
12 |
9 |
12 |
9 |
Ветров Дима |
16 |
14 |
24 |
0 |
Битков Вова |
10 |
12 |
20 |
2 |
Данайкина Валя |
10 |
14 |
24 |
0 |
Деева Оксана |
18 |
14 |
12 |
19 |
Зайцев Вова |
16 |
12 |
22 |
0 |
Зайцева Катя |
13 |
16 |
29 |
0 |
Иорк Женя |
10 |
14 |
24 |
0 |
Казанина Валя |
12 |
16 |
25 |
3 |
Кнауб Даша |
9 |
11 |
20 |
2 |
Курбанов Сережа |
12 |
16 |
25 |
3 |
Лысткин Юра |
10 |
14 |
24 |
0 |
Малетин Паша |
11 |
9 |
18 |
2 |
Михалькова Маша |
13 |
16 |
29 |
0 |
Перехожева Даша |
18 |
14 |
12 |
12 |
Платонова Валерия |
12 |
9 |
17 |
4 |
Платонов Вова |
12 |
16 |
25 |
3 |
Рыжиков Петя |
10 |
14 |
24 |
0 |
Сизов Вова |
10 |
12 |
20 |
2 |
Приложение 4
Описание методики «Изучение устойчивости внимания» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной
Цель методики: изучение уровня устойчивости внимания.
Данная методика состоит из трех серий: 1серия – «Найти отличие» (10-15 отличий); 2 серия – «Найти нелепицы или неоконченный рисунок»; 3 серия – «Закрасить половину в точности как вторую по образцу».
Первая серия «Найди отличие»
Оборудование: на одном листе даны два похожих изображения, причем на втором есть некоторые отличия от первого, карандаш, чтобы ставить отметки о найденных отличиях.
Инструкция испытуемому: посмотри на эти картинки они очень похожи между собой, но все таки имеют некоторые различия найди их, можешь отметить карандашом каждое найденное отличие галочкой на полях рисунка.
Процедура проведения: фронтально или группами раздаются листы причем у всех одинаковы дается инструкция, время относительно неограниченно.
Обработка данных подсчитывается найденное количество отличий.
Критерии оценки: высокая устойчивость внимания – три балла за все найденные различия; средний уровень устойчивости внимания – два балла, незамечено 2 отличия; низкий – один балл, пять не найденных различия; очень низкий – 0 баллов различия не найдены.
Вторая серия «Нелепицы»
Оборудование: сюжетный рисунок, в котором допущены ошибки как изобразительного так и логического характера.
Инструкция испытуемому: перед тобой рисунок когда его рисовали несколько художников и поэтому в нем есть несоответствия и неоконченные детали, найди их и объясни как должно быть на самом деле.
Процедура проведения: проводится индивидуально, дается инструкция и тут же фиксируются ответы в протоколе.
Критерии оценки: высокий уровень – 3 балла замечены и обоснованы все нелепицы и не дорисовки; средний уровень – 2 балла, не замечено двух несоответствий, удовлетворительно обоснованы; низкий уровень – 1 балл, не замечено пяти несоответствий, неубедительно обоснованы; очень низкий уровень – 0 баллов, незамечены несоответствия, не смог объяснить как должно быть на самом деле.
Третья серия «Раскрась половину»
Оборудование: лист с наполовину закрашенным рисунком с содержанием в соответствии с возрастом испытуемого, цветные карандаши или мелки.
Инструкция испытуемому: закрась вторую половину, точно также как закрашена первая, что получился красивый рисунок.
Процедура проведения: проводится фронтально, раздаются листы, которые заполняются учащимися, время неограниченно.
Обработка результатов: подсчитывается количество несоответствий образцу. Критерии оценки: высокий уровень – 3 балла, точно соответствует образцу; средний уровень – 2 балла, до двух несоответствий; низкий уровень допущено до пяти несоответствий образцу; очень низкий уровень – 0 баллов не соответствует представленному образцу.
Общие критерии оценки устойчивости внимания по данной методике по трем сериям:
Высокий уровень – 9 баллов;
Средний уровень – 6-8 баллов;
Низкий уровень – 2-5 баллов;
Очень низкий – 0-1 балла.
Протокол 3
Уровни устойчивости внимания младших школьников экспериментальной группы констатирующий этап эксперимента
Фамилия имя |
1 серия |
2 серия |
3 серия |
Ахмадиева Кристина |
Не замечено 2 отличия |
Замечены и убедительно обоснованы все нелепицы и не дорисовки |
Точно соответствует образцу |
Барыгина Анна |
Не замечено различий |
не замечено четырех несоответствий, удовлетворительно обоснованы |
Допущено три ошибки |
Вавилина Юлия |
Найденные все различия |
Замечены и убедительно обоснованы все нелепицы и не дорисовки |
Точно соответствует образцу |
Варычина Александра |
Не замечено 2 отличия |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 4 не объяснены. |
Допущена одна ошибка |
Веселов Александр |
Найденные все различия |
замечено семь несоответствий, удовлетворительно обоснованы |
Точно соответствует образцу |
Горбунов Владимир |
Не замечено различий |
Найдено четыре несоответствия, неубедительно обоснованы |
Допущено четыре ошибки |
Глухова Лера |
Не замечено различий |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 4 не объяснены. |
Точно соответствует образцу |
Игнатенко Галина |
Не замечено 2 отличия |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 4 не объяснены. |
Допущена одна ошибка |
Идикова Дженнет |
Не замечено 2 отличия |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 3 не объяснены. |
Точно соответствует образцу |
Курский Виктор |
Найденные все различия |
замечено семь несоответствий, удовлетворительно обоснованы |
Точно соответствует образцу |
Левченко Оксана |
Не замечено одного отличия |
незамечены несоответствия, не смог объяснить, как должно быть на самом деле |
Точно соответствует образцу |
Логинов Вадим |
Не замечено 2 отличия |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 1 не объяснено. |
Точно соответствует образцу |
Мамарин Кирилл |
Не замечено одного отличия |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 4 не объяснены |
Точно соответствует образцу |
Мановицкая Анастасия |
Найденные все различия |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 3 не объяснены. |
Точно соответствует образцу |
Мишин Михаил |
Не замечено 2 отличия |
замечено семь несоответствий, удовлетворительно обоснованы |
Допущено четыре ошибки |
Попова Тая |
Не замечено 4 отличия |
замечено семь несоответствий, 4 удовлетворительно обоснованы |
Допущена одна ошибка |
Рогачёва Анна |
Не замечено 2 отличия |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 4 не объяснены |
Допущено четыре ошибки |
Саламатов Кирилл |
Не замечено пяти различий |
замечено семь несоответствий, 4 удовлетворительно обоснованы |
Допущено две ошибки |
Самохин Егор |
Не замечено 1 отличия |
замечено семь несоответствий, 4 удовлетворительно обоснованы |
Точно соответствует образцу |
Танчук Антон |
Найденные все различия |
Замечены все нелепицы и не дорисовки, 3 не объяснены. |
Точно соответствует образцу |
Информация о работе Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста