Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа
Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника.
Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………
7
Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................
7
Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….
17
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..
24
2.1. Эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….
24
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….
26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..
30
Заключение………………………………………………………………...
Приложение………………………………………………………………..
37
40
Список использованной литературы…………………………..
77
После проведения цикла игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания на данном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
Высокий уровень в экспериментальной группе стал выше на 30%, в контрольной группе этот показатель остался без изменений.
Средний уровень в экспериментальной группе остался без изменений в количественном отношении за счет увеличения качественных изменений в динамике развития внимания. В контрольной группе остался без изменения.
Низкий уровень в контрольной группе повысился за счет уменьшения очень низкого уровня на 5%, что составило на контрольном этапе 5%. В экспериментальной группе этот показатель уменьшился на 15%, по сравнению с констатирующем этапом эксперимента.
В контрольной группе результат уровня развития внимания младших школьников изменился незначительно, так как целенаправленная работа с детьми в данном направлении не проводилась.
Следовательно, целенаправленное применение цикла игр, заданий и упражнений является эффективным средством развития внимания.
Таблица 6. Динамика устойчивости внимания младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровни устойчивости внимания |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | ||||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей | |
Высокий |
5 |
25% |
5 |
25% |
12 |
60% |
6 |
30% |
Средний |
7 |
35% |
8 |
40% |
5 |
25% |
8 |
40 % |
Низкий |
4 |
20% |
5 |
25% |
3 |
15% |
5 |
25% |
Очень низкий |
4 |
20% |
2 |
10% |
- |
- |
1 |
5% |
После проведения цикла игр, заданий и упражнений, направленных на развитие устойчивости вниманий на данном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
Высокий уровень в экспериментальной группе стал выше на 45%, в контрольной группе этот показатель изменился незначительно на 5%.
Средний уровень в экспериментальной группе уменьшился на 10% за счет увеличения качественных изменений в динамике устойчивости внимания. В контрольной группе остался без изменения.
Низкий уровень в
В контрольной группе результат очень низкого уровня устойчивости внимания младших школьников изменился незначительно на 5%, так как целенаправленная работа с детьми в данном направлении не проводилась.
Следовательно, целенаправленное применение цикла игр, заданий и упражнений является эффективным средством развития устойчивости внимания.
Таким образом, было установлено, что дети в экспериментальной группе более высокие показатели уровня развития и устойчивости внимания младших школьников.
Этому способствовала серьезная работа, проведенная с детьми, состоящая из серии заданий, игр и упражнений, направленных на развитие внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Внимание относится к
так называемому «сквозному»
психическому процессу, и присутствует
на всех уровнях психической
В системе психологических
феноменов внимание занимает особое
положение. Оно включено во все остальные
психические процессы, выступает
как их необходимый момент, и отделить
его от них, выделить и изучать
в «чистом» виде не представляется
возможным. С явлениями внимания
имеем дело лишь тогда, когда рассматривается
динамика познавательных процессов
и особенности различных
Младший школьный возраст
– особо ответственный период
в развитии внимания, так как является
возрастом первоначального
Одной из особенностей внимания
младшего школьного возраста является
недостаточная способность
По итогам вышеописанного материала можно сделать вывод, что внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью, малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. В младших классах через каждые 10-15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания.
Состояние внимания влияет на деятельность ребенка. Очень часто, именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе.
Анализ литературы показывает,
что внимание необходимо младшему школьнику
в учебной деятельности, так как
именно в начальных классах
По итогам всех методик экспериментальной части важно отметить, что в ходе учебной деятельности внимание младших школьников в значительной степени претерпевает изменения, поступательно развиваясь.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.
Более активное внимание ученика
к предмету после предварительного
рассказа объясняется тем, что при
этом приеме ученик сравнивает свой образ,
возникший в результате объяснения,
с реальным предметом, что и повышает
у школьника интерес и
Особенности детского внимания зависят от темпа учебной работы. Средний темп работы дает наилучшие результаты.
Внимание младшего школьника в значительной степени зависит от его индивидуальных особенностей, характера, темперамента, от общего склада его личности, что необходимо учитывать педагогу при организации учебной деятельности.
Внимательность как свойство личности закладывается в младшем школьном возрасте, который является периодом его интенсивного развития. Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости.
Задача педагога помочь
учащимся развивать внимание. Систематическая
работа учителя по развитию
внимания в этот период
Как показали экспериментальные исследования при помощи системы игр, заданий и упражнений успешно развиваются те показатели уровня развития внимания, которые оказались недостаточно развитыми.
Следовательно, если создать условия для развития различных свойств внимания младших школьников, то произойдет значительное его улучшение в целом, и как следствие повысится успеваемость по разным учебным предметам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Список учащихся третьих параллельных классов
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
№ п\п |
Фамилия имя |
№ п\п |
Фамилия имя |
1 |
Ахмадиева Кристина |
1 |
Ахмедов Рома |
2 |
Барыгина Анна |
2 |
Беспалов Дима |
3 |
Вавилина Юлия |
3 |
Ветров Дима |
4 |
Варычина Александра |
4 |
Битков Вова |
5 |
Веселов Александр |
5 |
Данайкина Валя |
6 |
Горбунов Владимир |
6 |
Деева Оксана |
7 |
Глухова Лера |
7 |
Зайцев Вова |
8 |
Игнатенко Галина |
8 |
Зайцева Катя |
9 |
Идикова Дженнет |
9 |
Иорк Женя |
10 |
Курский Виктор |
10 |
Казанина Валя |
11 |
Левченко Оксана |
11 |
Кнауб Даша |
12 |
Логинов Вадим |
12 |
Курбанов Сережа |
13 |
Мамарин Кирилл |
13 |
Лысткин Юра |
14 |
Мановицкая Анастасия |
14 |
Малетин Паша |
15 |
Мишин Михаил |
15 |
Михалькова Маша |
16 |
Попова Тая |
16 |
Перехожева Даша |
17 |
Рогачёва Анна |
17 |
Платонова Валерия |
18 |
Саламатов Кирилл |
18 |
Платонов Вова |
19 |
Самохин Егор |
19 |
Рыжиков Петя |
20 |
Танчук Антон |
20 |
Сизов Вова |
Приложение 2
Комплекс игр, заданий и упражнений по развитию внимания младших школьников
Игра «Дорисуй»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Детей с проблемами в области внимания дорисовывают картинки, глядя на образец. Дети, у которых отсутствуют выраженные проблемы, со вниманием смотрят на образец, запоминают. Образец закрывается, и дошкольник дорисовывает картинку по памяти.
Посмотри, пожалуйста, на фигурку,
изображенную в рамке. А теперь на
картинках, помещенных ниже, дорисуй
нужные детали - так» чтобы везде
получились такие же фигуры, как в рамке.
Тебе кажется, что это слишком
просто? Тогда, запомнив фигурку, изображённую
в рамке, закрой ее листком
бумаги и по памяти дополни картинки, помещённые
ниже, - так, чтобы они
во всём совпадали с образцом. Теперь открой
фигурку в рамке и проверь себя. Надеемся,
что ты выполнил задание образцово.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие способности переключения внимания, увеличение объема внимания.
Упражнение направлено на
развитие такой важной характеристики
внимания, как способность к
Сравнивая два изображения, ребёнок должен найти отличия между ними. Если он никак не может найти все, обсудите вместе способ поиска мелких деталей. Часто дети ищут отличия, перемещая взгляд по картинкам хаотично, бессистемно. Подведите малыша к идее целенаправленного поиска, например, посоветуйте просматривать все элементы картинки по очереди - допустим, слева направо.
Найди, пожалуйста, все отличия между этими двумя картинками. Чтобы не сбиться, ставь, найдя очередное отличие, под картинками галочку.
Сколько ты нашёл отличий? Их должно быть пять.
Теперь раскрась картинки — обе одинаково или каждую по-своему. Интересно, что у тебя получится?
Игра «Прятки»
Цель: развивать способность переключения внимания и устойчивость внимания
Уважаемый Шерлок Холмс! Эти предметы спрятались на картинке. Найди их, пожалуйста.
Игра «Перепутанные линии»
Цель: развивать концентрацию и устойчивость внимания.
Найти где заканчивается линия, начинайте постепенно усложнять задание - шаг за шагом. Ниже дается шкала сложности в порядке упрощения заданий:
Информация о работе Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста