Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника.
Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………

7
Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................

7
Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….

17
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..


24
2.1. Эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….

24
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….
26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..
30
Заключение………………………………………………………………...
Приложение………………………………………………………………..
37
40
Список использованной литературы…………………………..
77

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.docx

— 1.69 Мб (Скачать)

С понятием установки в  теории Узнадзе также связано  понятии объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки  определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Это образ или  впечатление, и становится объектом внимания. Отсюда и название «объективация».

Этот процесс, названный  актом объективации, Д.Н. Узнадзе  отождествляет с вниманием, подчеркивая, что только таким образом внимание впервые получает не формальную, а содержательную характеристику [22, с.103]. В процессе интенсивной познавательной деятельности путем волевых актов изменяется старая установка или вырабатывается новая. Итак, психология установки определяет внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.

В отечественной психологии проблема внимания рассматривалась с разных теоретических позиций. Несомненно, фундаментальное значение имеют работы C. Выготского, рассматривавшего внимание в рамках культурно-исторической теории, и Д.Н. Узнадзе, изучавшего внимание с позиций психологии установки. В русле деятельностного подхода можно выделить два основных направления, два взгляда на природу внимания и соответственно на условия, необходимые для его развития.

Первое направление представлено такими известными отечественными психологами как Б.Г. Ананьев, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, C. Рубинштейн, И.В. Страхов [6, с.123]. Они определяют внимание как «направленность и сосредоточенность любой деятельности». Сторонники данной концепции не считают внимание самостоятельным процессом, а лишь стороной других  процессов, в которых оно и проявляется.

Второе направление возникло хронологически позже и содержит в себе критическое отношение к первому направлению. Создателем данной концепции является выдающийся отечественный психолог П.Я. Гальперин. Он определяет внимание как «специальную деятельность контроля». Основные положения его концепции можно свести к следующим [2, с.84]:

  • внимание является одним из моментов ориентировочно-психологического действия, направленного на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;
  • по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;
  • в отличие от действий, направленных на производство определённого продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
  • с точки зрения внимания как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий.

Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят. Такое положение связано с двумя важными моментами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта. Во-вторых, внимание является психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему не быть игрушкой внешних воздействий при взаимодействии с окружающим миром. К.Д. Ушинский так говорил о роли внимания: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира» [27, с.172].

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в её сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определённого периода времени. Р.С. Немов считает, что внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой [9, с.124].

Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

Однако тот факт, что внимание неразрывно связано с другими психическими процессами или деятельностью субъекта и выступает как их необходимый момент, отделить его от них, выделить и изучать «в чистом виде не представляется возможным, но и нельзя считать доказательством его «несуществования» [3, с.214]. Вниманием можно управлять, используя внешние или внутренние инструменты. Причем это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят к изменению поведения, к невозможности выполнять определенную деятельность, но которые отличаются от нарушений восприятия, памяти, мышления.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. 

Как утверждает Р.С. Немов, внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций [9, с.124].  Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствующие организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. По мнению автора, с вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Подчеркивая значение внимания, Р.С. Немов  отмечал, что для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений [23, с.168]. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

При изучении внимания, по мнению Е.И. Рогова, необходимо различать два основных уровня, или вида, ряд его свойств или сторон [18, с.157]. Основными видами внимания являются непроизвольное  и так называемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание наиболее простое и генетически исходное, его также называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

От непроизвольного внимания отличают произвольное. Так называемое «произвольное внимание» – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным.

Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание, поэтому носит всегда опосредованный характер. Это первая его черта.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное – как активное. Первое направляют независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же, как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями – объектом, оно включает и элементы пассивности.

И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно – волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном» внимании.

С.Л Рубинштейн отмечает следующее: «…различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное» [19, с.157].

Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания [21, с.130]. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором – естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному.  

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребёнка при его общении с взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребёнком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребёнок отвечает на это сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребёнка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно.

Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л.,  Д.Н. Узнадзе отмечают тесную связь произвольного внимания с речью [4, с.165]. Развитие произвольного внимания у ребёнка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Подводя итог вышеизложенному, важно отметить, что проблеме развития произвольного внимания придается большое значение. Изучением проблемы развития произвольного внимания занимались и занимаются известные отечественные и зарубежные психологи. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые, психологи высказывают свои взгляды о развитии внимания, которые обоснованы, а их исследования подтверждены в практике.

Основные особенности изменения  внимания у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте состоят  в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно  направлять его на определенные предмет, явления, удерживать его, используя  для этого некоторые средства.

У детей дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание, но непроизвольное остается преобладающим  на протяжении всего дошкольного  детства. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, в то время  как в процессе игры или решении  эмоционально окрашенной, продуктивной задачи они могут достаточно долго  оставаться внимательными. Эта особенность  развития произвольного внимания дошкольников является одним из оснований, по которым  дошкольное обучение не может строиться  на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

К концу старшего дошкольного возраста у детей способность к произвольному  вниманию начинает интенсивно развиваться. Значит, проблема развития произвольного  внимания у детей в младшем  школьном возрасте имеет большое  значение, т.к. в дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе и поэтому уже в  детском саду необходимо проводить  огромную целенаправленную и систематическую  работу по развитию произвольного внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов

Младший школьный возраст  – это возраст 6-11-летних детей. Границы  возраста и его психологические  характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Информация о работе Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста