Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа
Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника.
Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………
7
Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................
7
Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….
17
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..
24
2.1. Эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….
24
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….
26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..
30
Заключение………………………………………………………………...
Приложение………………………………………………………………..
37
40
Список использованной литературы…………………………..
77
Подобранные игры, задания и упражнения соответствуют возрастным особенностям младших школьников, так как рекомендуют организацию в занимательной, игровой форме, что значительно повышает интерес к выполнению данных упражнений.
Внимание младшего школьника в значительной степени зависит от его индивидуальных особенностей, характера, темперамента, от общего склада его личности, что необходимо учитывать педагогу при организации учебной деятельности.
Таким образом, необходимо учитывать,
что индивидуально-
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
2.2. Исследование
уровня развития внимания
Цель исследования: определение уровня развития внимания младших школьников.
Для достижения поставленной цели использовалась методика «Изучение устойчивости внимания» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, а также методика «Кодирование», которая направлена на исследование внимания. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит принцип ее построения, используемый в тесте «Корректурная проба» Бурдона. Основные составляющие элементы методики представлены в приложение 3.
Общие критерии уровня развития внимания по методике «Кодирование»:
Высокий уровень – все задания выполнены правильно, 1 ошибка, за 2 минуты.
Средний уровень – 24 правильных ответа, 2 ошибки.
Низкий уровень – 23 правильных ответа, 5 ошибок.
Очень низкий уровень –12 правильных и менее ответов, 7 ошибок или отказ от ответа или все неправильные ответы.
Полученные результаты представлены в таблице 1 и отражены в гистограмме 1. Описание проведения методик и протоколы исследования даны в приложении 2.
Таблица 1. Уровни развития внимания по методике «Кодирование»
Уровни развития внимания |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей | |||
Высокий |
6 |
30% |
7 |
35% | ||
Средний |
6 |
30% |
5 |
25% | ||
Низкий |
5 |
25% |
6 |
30% | ||
Очень низкий |
3 |
15% |
2 |
10% |
Результаты исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах уровень развития внимания дети не сильно отличается.
Высокий уровень развития внимания в экспериментальной группе составил 30%, а в контрольной 35%, что на 5% больше, чем в экспериментальной группе.
Средний уровень развития внимания в контрольной группе – 25%, в экспериментальной группе – 30%. Это на 5% больше, чем в контрольной группе.
Низкий уровень развития внимания в контрольной группе составил 30%, в экспериментальной группе 25%, что на 5% меньше, чем в контрольной группе.
Очень низкий уровень показали трое учащихся из экспериментальной группы, что составило 15% от общего числа участвующих в исследовании, в контрольной группе этот показатель составил 10%, что на 5% меньше, чем в экспериментальной группе.
Гистограмма 1. Уровни развития внимания младших школьников по методике «Кодирование»
Проанализировав полученные данные, пришли к выводу о необходимости работы по развитию внимания.
Определение уровня устойчивости внимания по методике Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение устойчивости внимания». Общие критерии уровня устойчивости внимания:
Высокий уровень – правильно выполненные задания, обоснованные ответы, в соответствии с образцом. 9 баллов. Средний уровень – большая часть заданий выполнена, верно, удовлетворительное объяснение ответа, небольшое несоответствие образцу. 6-8 баллов.
Низкий уровень – меньшая
часть заданий выполнена
Очень низкий уровень – большая часть заданий не выполнена, ответы не обоснованы, не соответствуют образцу. 0-1 балла. Результаты исследования отражены в таблице 2 и гистограмме 2.
Таблица 2. Уровни устойчивости внимания младших школьников
Уровни устойчивости внимания |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей | |||
Высокий |
5 |
25% |
5 |
25% | ||
Средний |
7 |
35% |
8 |
40% | ||
Низкий |
4 |
20% |
5 |
25% | ||
Очень низкий |
4 |
20% |
2 |
10% |
Результаты исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах уровень устойчивости внимания не имеет сильного различия.
Высокий уровень устойчивости
внимания в экспериментальной группе
и в контрольной группах
Средний уровень устойчивости внимания в контрольной группе – 40%, в экспериментальной группе – 35%. Это на 5% меньше, чем в контрольной группе.
Низкий уровень устойчивости внимания в контрольной группе составил 25%, в экспериментальной группе 20%, что на 5% меньше, чем в контрольной группе. Очень низкий уровень показали четверо учащихся из экспериментальной группы, что составило 20% от общего числа участвующих в исследовании, в контрольной группе этот показатель составил 10%, что на 10% меньше, чем в экспериментальной группе.
Гистограмма 2. Уровни устойчивости внимания младших школьников
Таким образом, было установлено, что уровень развития внимания и уровня устойчивости внимания младших школьников экспериментальной группы недостаточный. Это дает основание для работы, направленной на развитие и совершенствование внимания младших школьников в учебной деятельности, посредством проведения комплекса игр, заданий и упражнений направленных на развитие и совершенствование внимания.
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Цель: Определить динамику уровня развития внимания старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести контрольную
диагностику уровня развития
и устойчивости внимания
2. Сделать сравнительный
анализ результатов
На данном этапе эксперимента использовалась те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты уровня развития внимания представлены в таблице 3 и гистограмме 3. результаты устойчивости внимания представлены в таблице 4 и гистограмме 4. Протоколы исследований в приложении 3. Результаты сравнительного анализа данных полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 3.Результаты уровня развития внимания младших школьников
Уровни развития внимания |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей | |||
Высокий |
12 |
60% |
7 |
35% | ||
Средний |
6 |
30% |
5 |
25 % | ||
Низкий |
2 |
10% |
7 |
35% | ||
Очень низкий |
- |
- |
1 |
5% |
Результаты исследования уровня развития внимания показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития внимания имеют двенадцать учащихся, что составило 60% от общего числа учеников, а в контрольной группе учащихся с высоким уровнем составил 35%.
Средний уровень в экспериментальной группе 30%,в контрольной группе 25%, что на 5% ниже, чем в экспериментальной группе.
Низкий уровень у детей в экспериментальной группе двое учащихся (10%), а в контрольной группе – у семерых учащихся (35%), что на 25% ниже, это доказывает эффективность проведенной работы по повышению уровня развития внимания на формирующем этапе эксперимента.
Очень низкий уровень в экспериментальной группе составил 0%, а в контрольной этот показатель составил 5%.
Гистограмма 3. Результаты уровня развития внимания младших школьников
В экспериментальной группе общий уровень развития внимания младших школьников стал выше, чем в контрольной группе.
Таблица 4
Результаты уровня устойчивости внимания младших школьников
Уровни устойчивости внимания |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей | |||
Высокий |
12 |
60% |
6 |
30% | ||
Средний |
5 |
25% |
8 |
40 % | ||
Низкий |
3 |
15% |
5 |
25% | ||
Очень низкий |
- |
- |
1 |
5% |
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе высокий уровень устойчивости внимания составил 60% и составил двенадцать учащихся. В контрольной группе этот показатель составил 30%, что на 30% меньше, чем показатель в экспериментальной группе..
Средний уровень – 25% в экспериментальной группе, что на 15% меньше, чем в контрольной группе. В контрольной группе 40%.
Низкий уровень - в экспериментальной группе 15%, что меньше на 10%, чем в контрольной группе и составил трое учащихся. В контрольной группе этот показатель составил 25%.
Очень низкий уровень отсутствует в экспериментальной группе, что говорит об эффективности проведенной работы по повышению уровня устойчивости внимания младших школьников.
внимание школьник учебный
Гистограмма 4. Результаты уровня устойчивости внимания младших школьников
В экспериментальной группе
общий уровень устойчивости внимания
младших школьников стал выше, чем
в контрольной группе, что говорит
об эффективности проведенной
Таблица 5. Динамика развития внимания младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровни развития внимания |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | ||||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей | |
Высокий |
6 |
30% |
7 |
35% |
12 |
60% |
7 |
35% |
Средний |
6 |
30% |
5 |
25% |
6 |
30% |
5 |
25 % |
Низкий |
5 |
25% |
6 |
30% |
2 |
10% |
7 |
35% |
Очень низкий |
3 |
15% |
2 |
10% |
- |
- |
1 |
5% |
Информация о работе Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста