Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника.
Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………

7
Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................

7
Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….

17
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..


24
2.1. Эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….

24
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….
26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..
30
Заключение………………………………………………………………...
Приложение………………………………………………………………..
37
40
Список использованной литературы…………………………..
77

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.docx

— 1.69 Мб (Скачать)

Подобранные игры, задания  и упражнения соответствуют возрастным особенностям младших школьников, так  как рекомендуют организацию  в занимательной, игровой форме, что значительно повышает интерес  к выполнению данных упражнений.

Внимание младшего школьника  в значительной степени зависит  от его индивидуальных особенностей, характера, темперамента, от общего склада его личности, что необходимо учитывать педагогу при организации учебной деятельности.

Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного  ребенка позволяют тренировать  его внимание лишь в определенных пределах.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно  определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

 

2.2. Исследование  уровня развития внимания младших школьников

Цель исследования: определение  уровня развития внимания младших школьников.

Для достижения поставленной цели использовалась методика «Изучение  устойчивости внимания» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, а также методика «Кодирование», которая направлена на исследование внимания. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит принцип ее построения, используемый в тесте «Корректурная проба» Бурдона. Основные составляющие элементы методики представлены в приложение 3.

Общие критерии уровня развития внимания по методике «Кодирование»:

Высокий уровень – все  задания выполнены правильно, 1 ошибка, за 2 минуты.

Средний уровень – 24 правильных ответа, 2 ошибки.

Низкий уровень – 23 правильных ответа, 5 ошибок.

Очень низкий уровень –12 правильных и менее ответов, 7 ошибок или отказ от ответа или все  неправильные ответы.

Полученные результаты представлены в таблице 1 и отражены в гистограмме 1. Описание проведения методик и  протоколы исследования даны в приложении 2.

Таблица 1. Уровни развития внимания по методике «Кодирование»

 

Уровни развития внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Высокий

6

30%

7

35%

Средний

6

30%

5

25%

Низкий

5

25%

6

30%

Очень низкий

3

15%

2

10%


 

Результаты исследования показали, что в экспериментальной  и контрольной группах уровень  развития внимания дети не сильно отличается.

Высокий уровень развития внимания в экспериментальной группе составил 30%, а в контрольной 35%, что  на 5% больше, чем в экспериментальной  группе.

Средний уровень развития внимания в контрольной группе – 25%, в экспериментальной группе – 30%. Это на 5% больше, чем в контрольной  группе.

Низкий уровень развития внимания в контрольной группе составил 30%, в экспериментальной группе 25%, что на 5% меньше, чем в контрольной  группе.

Очень низкий уровень показали трое учащихся из экспериментальной  группы, что составило 15% от общего числа  участвующих в исследовании, в  контрольной группе этот показатель составил 10%, что на 5% меньше, чем  в экспериментальной группе.

Гистограмма 1. Уровни развития внимания младших школьников по методике «Кодирование»

Проанализировав полученные данные, пришли к выводу о необходимости работы по развитию внимания.

Определение уровня устойчивости внимания по методике Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение устойчивости внимания». Общие критерии уровня устойчивости внимания:

Высокий уровень – правильно выполненные задания, обоснованные ответы, в соответствии с образцом. 9 баллов. Средний уровень – большая часть заданий выполнена, верно, удовлетворительное объяснение ответа, небольшое несоответствие образцу. 6-8 баллов.

Низкий уровень – меньшая  часть заданий выполнена правильно, неубедительное обоснование ответа, несоответствие образцу. 2-5 баллов.

Очень низкий уровень –  большая часть заданий не выполнена, ответы не обоснованы, не соответствуют  образцу. 0-1 балла. Результаты исследования отражены в таблице 2 и гистограмме 2.

Таблица 2. Уровни устойчивости внимания младших школьников

 

Уровни устойчивости внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Высокий

5

25%

5

25%

Средний

7

35%

8

40%

Низкий

4

20%

5

25%

Очень низкий

4

20%

2

10%


 

Результаты исследования показали, что в экспериментальной  и контрольной группах уровень устойчивости внимания не имеет сильного различия.

Высокий уровень устойчивости внимания в экспериментальной группе и в контрольной группах одинаков и составил 25%.

Средний уровень устойчивости внимания в контрольной группе – 40%, в экспериментальной группе – 35%. Это на 5% меньше, чем в контрольной  группе.

Низкий уровень устойчивости внимания в контрольной группе составил 25%, в экспериментальной группе 20%, что на 5% меньше, чем в контрольной  группе. Очень низкий уровень показали четверо учащихся из экспериментальной  группы, что составило 20% от общего числа  участвующих в исследовании, в  контрольной группе этот показатель составил 10%, что на 10% меньше, чем  в экспериментальной группе.

 

Гистограмма 2. Уровни устойчивости внимания младших школьников

Таким образом, было установлено, что уровень развития внимания и  уровня устойчивости внимания младших  школьников экспериментальной группы недостаточный. Это дает основание  для работы, направленной на развитие и совершенствование внимания младших  школьников в учебной деятельности, посредством проведения комплекса  игр, заданий и упражнений направленных на развитие и совершенствование внимания.

 

 

2.3. Анализ результатов  экспериментальной работы

Цель: Определить динамику уровня развития внимания старших дошкольников.

Задачи:

1. Провести контрольную  диагностику уровня развития  и устойчивости внимания младших  школьников.

2. Сделать сравнительный  анализ результатов констатирующего  и контрольного этапов эксперимента.

На данном этапе эксперимента использовалась те же методики, что  и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты уровня развития внимания представлены в таблице 3 и гистограмме 3. результаты устойчивости внимания представлены в таблице 4 и гистограмме 4. Протоколы  исследований в приложении 3. Результаты сравнительного анализа данных полученных на констатирующем и контрольном  этапах эксперимента, представлены в  таблицах 5 и 6.

Таблица 3.Результаты уровня развития внимания младших школьников

Уровни развития внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Высокий

12

60%

7

35%

Средний

6

30%

5

25 %

Низкий

2

10%

7

35%

Очень низкий

-

-

1

5%


 

Результаты исследования уровня развития внимания показали, что  в экспериментальной группе высокий  уровень развития внимания имеют  двенадцать учащихся, что составило 60% от общего числа учеников, а в  контрольной группе учащихся с высоким  уровнем составил 35%.

Средний уровень в экспериментальной  группе 30%,в контрольной группе 25%, что на 5% ниже, чем в экспериментальной группе.

Низкий уровень у детей  в экспериментальной группе двое учащихся (10%), а в контрольной  группе – у семерых учащихся (35%), что на 25% ниже, это доказывает эффективность  проведенной работы по повышению  уровня развития внимания на формирующем  этапе эксперимента.

Очень низкий уровень в  экспериментальной группе составил 0%, а в контрольной этот показатель составил 5%.

 

Гистограмма 3. Результаты уровня развития внимания младших школьников

 

В экспериментальной группе общий уровень развития внимания младших школьников стал выше, чем  в контрольной группе.

 

Таблица 4

Результаты уровня устойчивости внимания младших школьников

Уровни устойчивости внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Высокий

12

60%

6

30%

Средний

5

25%

8

40 %

Низкий

3

15%

5

25%

Очень низкий

-

-

1

5%


 

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной  группе высокий уровень устойчивости внимания составил 60% и составил двенадцать учащихся. В контрольной группе этот показатель составил 30%, что на 30% меньше, чем показатель в экспериментальной  группе..

Средний уровень – 25% в  экспериментальной группе, что на 15% меньше, чем в контрольной группе. В контрольной группе 40%.

Низкий уровень - в экспериментальной  группе 15%, что меньше на 10%, чем в  контрольной группе и составил трое учащихся. В контрольной группе этот показатель составил 25%.

Очень низкий уровень отсутствует  в экспериментальной группе, что  говорит об эффективности проведенной  работы по повышению уровня устойчивости внимания младших школьников.

внимание школьник учебный

 

Гистограмма 4. Результаты уровня устойчивости внимания младших школьников

 

В экспериментальной группе общий уровень устойчивости внимания младших школьников стал выше, чем  в контрольной группе, что говорит  об эффективности проведенной работы по повышению уровня устойчивости внимания младших школьников.

 

 

Таблица 5. Динамика развития внимания младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни развития внимания

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение  к общему числу детей

Высокий

6

30%

7

35%

12

60%

7

35%

Средний

6

30%

5

25%

6

30%

5

25 %

Низкий

5

25%

6

30%

2

10%

7

35%

Очень низкий

3

15%

2

10%

-

-

1

5%

Информация о работе Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста