Особенности рефлексивности в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление связи между уровнем развития рефлексии и коммуникативными способностями подростка.
Исходя из цели исследования, мы поставили следующие задачи:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2) Подбор научно обоснованных методик исследования способствующих определению уровня рефлексии и коммуникативных склонностей личности.
3) Провести экспериментальное исследование влияния уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка.
4) Разработать рекомендации по развитию рефлексии у подростков.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.Костина.docx

— 48.23 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    1. Понятие рефлексии и ее виды. Рефлексивные способности школьников.
    2. Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в школьном возрасте.
    3. Роль рефлексии в подростковом возрасте.

Введение

 

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических  исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой  интерес, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Мир рефлексии разнообразен, богат  и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность  человеку формировать образ и  смысл жизни, действий. Важнейшей  особенностью рефлексии является способность  управлять собственной активностью  в соответствии с личностными  ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы  в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

Развитие рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуально. В связи с переходом от детства к юности в подростковом возрасте происходят изменения связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Теоретической основой работы послужили  исследования как отечественных  авторов – Г.П.Щедровицкого, С.А.Рубинштейна, Л.И.Божович, А.С.Шарова, А.А.Тюкова и других, так и зарубежных – Дж.Локка, А.Буземана и других.

   Объект исследования: процесс развития рефлексивных способностей в подростковом возрасте.

 Предмет исследования: влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка.

Цель исследования: выявление связи между уровнем развития рефлексии и коммуникативными способностями подростка.

 Исходя из цели исследования, мы поставили следующие задачи:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Подбор научно обоснованных методик исследования способствующих определению уровня рефлексии и коммуникативных склонностей личности.
  3. Провести экспериментальное исследование влияния уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка.
  4. Разработать рекомендации по развитию рефлексии у подростков.

Гипотеза: Мы предполагаем, что в подростковом возрасте уровень развития рефлексии влияет на развитие коммуникативных способностей подростка.

Методы исследования:

- Теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы

- Наблюдение

- Тестирование

- Эксперимент

- Статистический  метод

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ развития рефлексии в школьном возрасте

 

1.1 Понятие рефлексии и ее виды. Рефлексивные способности школьников.

 

   В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии. В современных энциклопедиях рефлексия определяется как мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, характера, отношений к себе и к другим, своих задач, назначения и так далее. [7]

Хотя  уже у Аристотеля, Платона и  далее, у средневековых схоластов, можно найти много глубоких рассуждений, касающихся разных сторон того, что  мы сейчас относим к рефлексии, все  же принято считать, что основной и специфический круг проблем, связываемых  сегодня с этим понятием, зарождается  лишь в новое время, а именно благодаря  полемике Локка и Лейбница, как  бы мы ни относились к такой трактовке истории проблемы, и какую бы важную роль ни приписывали античным и средневековым мыслителям, бесспорно, что именно у Локка и Лейбница рефлексия начинает трактоваться как самопознание, как "поворот духа к «я»" и благодаря этому приобретает отчетливо психологическую окраску.

У Фихте  в дополнение к этому рефлексия  получила эпистемологический оттенок, (рефлексия знания есть "наукоучение") и была поставлена в контекст процессов развертывания или развития "жизни".

Гегель  сделал попытку дать рефлексии имманентное  определение в рамках общей картины  функционирования и развития духа. После Гегеля понятие рефлексии  стало и остается до сих пор  одним из важнейших в обосновании  философского анализа знания. [31]

В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия  трактуется немного по-иному. Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. По мере развития цивилизации мышление становится все более и более логичным. Это объясняется тем, что традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического происхождения, но представляющие собой выводы, основанные на имеющихся у данного народа общих знаниях. Существование таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. Обучение Р. чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания. [18]

Рефлексия по Локку, - это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность". [17]

В кратком  психологическом словаре понятие  рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью. [7]

Л.Д.Демина поясняет рефлексию так: Рефлексия – это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания.

Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими.

Мир рефлексии  разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность  к рефлексии дает возможность  человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии  является их способность управлять  собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться  на новые механизмы в связи  с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего [37].

Таким образом, рефлексия – это способность  человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить  их на новый лад.

В современных  разработках проблема рефлексии  рассматривается, по крайней мере, в  трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов  коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Все эти  три контекста в их сложном  переплетении отражены в научных  исследованиях разных авторов, что  приводит к многозначности трактовок  понятия «рефлексия» и многоплановости  понимания самого явления. Изучение рефлексии при решении разного  рода мыслительных задач направлено на выявление условий и осознание  оснований системы собственных  знаний и мышления. Именно в этом круге исследований сформировалось широко распространенное понимание  рефлексии как направленности мышления на самое себя. Способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю [41].

Специфика рефлексивных процессов при самоопределении  обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или  переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений  и так далее. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом  самого себя, результатом которой  является переосмысление человеком  себя и своих отношений с миром, сегодня называют часто личностной.

Именно  личностная рефлексия, которая сегодня  лежит в основе психотерапевтической и тренинговой деятельности, вырывает человека из непрерывного потока жизни и заставляет стать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Именно эта способность может рассматриваться как путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта и, по словам Я.А. Пономарева, выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста [32].

Появление этой функции рефлексии, связано, хотя бы с тем, что как всякой самоорганизующейся системе, личности необходима «обратная  связь». Для самоуправления и саморегуляции не обойтись без хорошо отлаженной системы обратной связи. Однако рефлексия не есть сама обратная связь, подобно тому, как обычное зеркало, отражающее внешний облик человека, не является само по себе обратной связью, а лишь средством, способом или механизмом, с помощью которого эту обратную связь можно получить. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека – это не только некий результат (изображение в зеркале), но и процесс, который связан с внутренними преобразованиями - осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления.

Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию «над» и «вне» позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Данный тип рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с принятием групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и так далее. При этом сама практика порождения рефлексивных процессов, выявление условий их возникновения и функционирования в системе используется в разных формах работы (рефлепрактики, тренинги).

Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к  самоорганизации. Чем более развиты  рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем  больше возможностей для развития и  саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые  в принципе обеспечивают условия  для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношений с миром.

В отечественной  психологии эта линия идей восходит к С.Л. Рубинштейну, который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ – это обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение  к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом  связано с тем, что человек  не выключается из жизни, не может  занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней». Второй способ существования собственно и есть рефлексия. «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе». [27]

Информация о работе Особенности рефлексивности в школьном возрасте