Особенности рефлексивности в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление связи между уровнем развития рефлексии и коммуникативными способностями подростка.
Исходя из цели исследования, мы поставили следующие задачи:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2) Подбор научно обоснованных методик исследования способствующих определению уровня рефлексии и коммуникативных склонностей личности.
3) Провести экспериментальное исследование влияния уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка.
4) Разработать рекомендации по развитию рефлексии у подростков.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.Костина.docx

— 48.23 Кб (Скачать)

Л.И. Божович считает, что именно развитие рефлексии в подростковом возрасте приводит к становлению нового уровня самосознания. Можно сказать, что в подростковом возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет подростку исследовать как свои психические процессы (мышление, память, внимание и т.д.) так и свои личностные особенности, проявляющиеся в общении и поведении с людьми.

А. Буземан устанавливает, по мнению Л.С. Выготского, три существенных момента, характеризующих рефлексию в подростковом возрасте.

Первый: рефлексия и основанное на ней  самопознание подростка представлены в развитии. Самосознание берется не только как феномен в жизни сознания, но и как более широкий биологически и социально обусловленный момент. А. Буземан с полным основанием говорит, что корни рефлексии нужно искать очень глубоко в животном мире и что ее биологические основы имеются везде там, где есть отражение не только внешнего мира, но и самоотражение организма с самим собой.

Второй: обнаружение Буземаном связи между развитием самосознания и социальным развитием подростка. По его словам, развитие самосознания зависит от культурного содержания среды в такой мере, как может быть, никакая сторона душевной жизни.

Третий: состоит в том, что самосознание не берется как какая-то метафизическая сущность, не поддающаяся анализу. Он призывает обратить внимание на то, что рефлексия, со своей стороны, может влиять перестраивающим образом на субъект. [38]

C помощью рефлексии человек приобретает внутренний опыт как базу для эффективной регуляции своего поведения и жизни. Это касается изменения ценностно-смысловой сферы, переживаний, чувств и мнений по поводу чего-то. А также она помогает адаптироваться к внешним условиям, каким-то образом настроиться на выполнение именно данной деятельности, привлечь к выполнению дополнительные резервы психики.

В подростковом возрасте человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки.

Все, что  школьник узнает о себе в процессе общения и взаимодействия с различными людьми, иногда в большей мере, а  иногда минимально опосредуется рефлексией, то есть внутренним диалогом, в котором  он рассматривает, оценивает, принимает  или отвергает те или иные ценности, свойственные различным группам, семье, обществу сверстников, значимым лицам. [19]

Она позволяет  подростку сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.

Можно сказать, что рефлексия играет большую  роль в жизни подростка, она помогает школьнику понять себя, свое внутреннее состояние, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение. А для того чтобы  сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым  условием решения этой задачи. Ибо  только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед  собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать  окружающий мир и себя в нем  позволяет ему находить социально  ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении  и активной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Психодиагностическая  методика определения индивидуальной меры рефлексивности

Инструкция  испытуемому.

"Вам  предстоит дать ответы на несколько  утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:

1 - абсолютно неверно

2 - неверно

3 - скорее неверно

4 - не знаю

5 - скорее верно

6 - верно

7 - совершенно верно

Не  задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным".

Текст методики

  1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долгое время думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить.
  2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.
  3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.
  4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.
  5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.
  6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.
  7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.
  8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.
  9. Я часто ставлю себя на место другого человека.
  10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.
  11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана.
  12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
  13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.
  14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.
  15. Я беспокоюсь о своем будущем.
  16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.
  17. Порой я принимаю необдуманные решения.
  18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.
  19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.
  20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.
  21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидаю от меня окружающие.
  22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.
  23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.
  24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть.
  25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.
  26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.
  27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Из  этих 27-ми утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 - обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные на те, что получаются при переворачивании шкалы ответов.

Все пункты можно сгруппировать в  четыре группы:

  1. ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений: 1, 4, 5, 12, 17, 18, 25, 27);
  2. рефлексия настоящей деятельности (утверждения: 2, 5, 13, 14, 16, 17, 18, 26);
  3. рассмотрение будущей деятельности (3, 5, 7, 10, 1!, 14 15,20);
  4. рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (номера вопросов: 8, 9, 19, 21, 22, 23, 24, 26).

 

Перевод полученных оценок в стены

Стены

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сырые баллы

80 и ниже

100–

100

101–107

108–113

114–122

123–130

131–139

140–147

148–156

157–171

172 и выше


 

Интерпретация данных, полученных в результате тестирования

Высокие результаты по тесту (больше 7 стенов) говорят о том, что человек в большой степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.

Низкие  результаты по тесту (меньше 4 стеноз), вероятно, говорят о том, что испытуемому  в меньшей степени свойственно  задумываться над происходящим, над  причинами своих действий и поступков  других людей, над их последствиями. Такие люди не всегда планируют свою деятельность, бывают, импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию.

 

Список литературы:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2004.
  3. Беличева С.А. Сложный мир подростка – Свердловск, Сред. – Урал. Кн. Издательство, 1984.
  4. Берестовская Л.П., Берестовский А.Ш. Современные личностно-ориентированные технологии: Учебное пособие. – Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2003.
  5. Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 1995.
  6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. +//Вопросы психологии, 1979, №4.
  7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещирикова, В.П.Зинченю. – М.: ОЛМА–Пресс, 2004.
  8. Выготский Л.С. Педагогия подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6т. – М., 1984. – т.3,4.
  9. Горянина В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  10. Демина Л.Д., Ральникова И.А., учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности».
  11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, – М.: Просвещение, 1987.
  12. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.,1995.
  13. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
  14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  15. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
  16. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 1974.
  17. Локк. Дж Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М.,1960
  18. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений – М: Издательский центр «Академия», 2001
  19. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. – М.,1989
  20. Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М., 2006.
  21. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.
  22. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
  23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2003.
  24. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
  25. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1989
  26. Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго И.И., Боришевский и др.). Киев: Высшая шк., 1985
  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,1989,Т1
  28. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. №4.
  29. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  30. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2
  31. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5
  32. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984, №5
  33. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983
  34. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991.
  35. Троицкая К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. Реф. обр. Л., 1973
  36. Формирование личности старшеклассника // А.Д.Дубровина, И.И.Туткина, И.В.Дубровина и др.; / под ред. И.В.Дубровиной, НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР – М.: Педагогика, 1989
  37. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1980.
  38. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность рефлексия: монография. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.
  39. Шаров А.С. Жизненный кризис в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. – Омск.: Изд-во ОмГТУ, 2005
  40. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999
  41. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. – М.,1975
  42. Ярошеский М.Г. Истории психологии, 2-е изд., - М.: Мысль, 1976.

Информация о работе Особенности рефлексивности в школьном возрасте