Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника.
Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………

7
Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................

7
Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….

17
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..


24
2.1. Эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….

24
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….
26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..
30
Заключение………………………………………………………………...
Приложение………………………………………………………………..
37
40
Список использованной литературы…………………………..
77

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.docx

— 1.69 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры

«Сургутский государственный  педагогический университет»

 

Факультет ….

 

Кафедра …

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

особенности развития внимания

учащихся младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: ….

студентка группы ….

Код специальности: …

Научный руководитель: ….

_____________________________________

Зав. кафедрой: ….

к.и.н., доцент_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2013

Введение………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………

 

7

    1. Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................

 

7

    1. Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….

 

17

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..

 

 

24

2.1. Эффективные методы  повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….

 

24

2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….

26

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..

30

Заключение………………………………………………………………...

Приложение………………………………………………………………..

37

40

Список использованной литературы…………………………..

77





СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития произвольного  внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время  хорошо известно насколько сложна и  объемна программа начальных  классов, и как трудно бывает порой  ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Совсем по-другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные.

Актуальность проблемы изучения особенностей организации внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, равно как и других процессов. Существуют различные способы и методы развития внимания на уроках. Педагогу необходимо знать и учитывать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания.

Одним из обязательных условий  успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания.  При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают  быстрее и правильнее, движения выполняются  аккуратнее и четко, ребенок в  состоянии контролировать свое поведение, ставить цель деятельности, планомерно решать поставленные задачи. Результатом  развития внимания является улучшение  любой деятельности, которой оно  сопутствует [23, с. 168]. Дети, начинающие обучение в начальной школе, очень часто страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Причины невнимательности различны: у кого-то психологическая незрелость, у других – отсутствие серьезного отношения к учению или повышенная возбудимость центральной нервной системы.

Чаще всего трудности  в обучении на начальных этапах связывают  с самыми различными факторами, но основные проявления их весьма схожи.

Несформированность произвольного  внимания у младших школьников влияет на продуктивность их интеллектуальной работы в целом. Поэтому вопросы, касающиеся формирования внимания в  младшем школьном возрасте, приобретают  большое значение.

Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, определяется единством внешних  и внутренних условий в их взаимодействии. В развитии внимания большую роль играет общение, воспитание, обучение. Природной биологической основой  мыслительных способностей являются задатки, врожденные анатомо-физиологические  особенности строения мозга, органов  чувств и движения. К таким особенностям относят уровень развития и соотношения  первой и второй сигнальной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного  мозга [13, с. 104]. .

Проблема развития внимания интересовала таких ученых, как: Л.С. Выготский, В.И. Страхов, А.Н. Ухтомский  и др. Поиски в области физиологической  основы внимания проведены: П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, И.П. Павловым [21, с. 67] и др.

Многочисленные научные  работы известных ученых и психологов, посвященные проблеме развития внимания работы подчеркивают, что сложность  проблемы развития внимания объясняется  принципиальным отличием психического процесса внимания от других, так как  внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, и присутствует на всех уровнях психической организации.

Ведущей деятельностью младших  школьников является учебная деятельность, этот период является наиболее благоприятным  для развития всех психических процессов, в том числе и развития внимания [15, с. 37]. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития внимания, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с развитием внимания у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.

Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной  деятельности.

Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.

В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:

  1. Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника. 
  2. Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
  3. Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
  4. Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования – внимание младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования – способы развития внимания младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что все полученные в ходе него результаты предназначены для использования  в практике работы педагогов и психологов.

Решение поставленных в работе задач позволит более детально подходить к вопросу формирования и развития внимания дошкольников и школьников.

Данная курсовая работа состоит  из двух глав. В первой главе характеризуются теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируются проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе. Раскрываются возрастные особенности внимания учащихся начальных классов. Во второй главе проводится экспериментальное исследование динамики свойств внимания в учебной деятельности дошкольников и младших школьников. Описываются наиболее эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе, проводится диагностика уровня развития внимания старших дошкольников. Проводится анализ полученных рекомендаций, а также даются методические рекомендации, способствующие правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста

    1. Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе

В зарубежной и отечественной  литературе психологии проблеме развития произвольного внимания уделяется  немало внимания. Изучением развития внимания в течение многих десятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи и педагоги: У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе, Т. Рибои, а также отечественные психологи Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Ланге, Р.С. Немов и др.

Многие отечественные  и зарубежные психологи по-разному объясняют сущность внимания.

Одна из наиболее известных  психологических теорий внимания была предложена Т. Рибо [7, с. 130]. Внимание, по мнению психолога, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также и определенными  изменениями физического и физиологического состояния организма [7, с. 130]. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т. Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления.

Имея это в виду, концепцию Т. Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органа тела [7, с. 130]. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями вступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися  разобраться в его феноменах, определить его специфику или, наоборот редуцировать к другим психическим  процессам. Так, У. Джеймс разделяет  все концепции внимания на причинные  теории эффекта. Первые рассматривают  внимание как действующую причину, приводящую к какому – либо результату [19. с. 125]. Вторые считают явление внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. У. Джеймс приходит к выводу, что научные данные склоняют чашу весов в пользу теорий эффекта, но по философским соображениям отдает предпочтение причинным теориям [10. с. 96].

Рассмотрим еще одну теорию, которая связывает внимание с  понятием установки.

Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия [13. с. 157]. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по – разному оценивать вес других одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятии веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека [22, с.103]. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли образы. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью, ясностью и отчетливости для того, чтобы быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации.

Информация о работе Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста