Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа
Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника.
Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………
7
Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................
7
Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….
17
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..
24
2.1. Эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….
24
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….
26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..
30
Заключение………………………………………………………………...
Приложение………………………………………………………………..
37
40
Список использованной литературы…………………………..
77
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет ….
Кафедра …
КУРСОВАЯ РАБОТА
особенности развития внимания
учащихся младшего школьного возраста
Исполнитель: ….
студентка группы ….
Код специальности: …
Научный руководитель: ….
______________________________
Зав. кафедрой: ….
к.и.н., доцент________________________
Сургут 2013
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста………… |
7 |
|
7 |
|
17 |
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств
внимания в учебной деятельности младших
школьников…………………….... ………………… |
24 |
2.1. Эффективные методы
повышения уровня развития внимания в
учебном процессе………………………………………………………… |
24 |
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников……. |
26 |
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………………….. |
30 |
Заключение…………………………………………………… Приложение…………………………………………………… |
37 40 |
Список использованной литературы………………………….. |
77 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Совсем по-другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные.
Актуальность проблемы изучения особенностей организации внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, равно как и других процессов. Существуют различные способы и методы развития внимания на уроках. Педагогу необходимо знать и учитывать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания.
Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания. При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются аккуратнее и четко, ребенок в состоянии контролировать свое поведение, ставить цель деятельности, планомерно решать поставленные задачи. Результатом развития внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует [23, с. 168]. Дети, начинающие обучение в начальной школе, очень часто страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Причины невнимательности различны: у кого-то психологическая незрелость, у других – отсутствие серьезного отношения к учению или повышенная возбудимость центральной нервной системы.
Чаще всего трудности в обучении на начальных этапах связывают с самыми различными факторами, но основные проявления их весьма схожи.
Несформированность
Развитие мыслительных
способностей, в том числе внимания,
определяется единством внешних
и внутренних условий в их взаимодействии.
В развитии внимания большую роль
играет общение, воспитание, обучение.
Природной биологической
Проблема развития внимания интересовала таких ученых, как: Л.С. Выготский, В.И. Страхов, А.Н. Ухтомский и др. Поиски в области физиологической основы внимания проведены: П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, И.П. Павловым [21, с. 67] и др.
Многочисленные научные работы известных ученых и психологов, посвященные проблеме развития внимания работы подчеркивают, что сложность проблемы развития внимания объясняется принципиальным отличием психического процесса внимания от других, так как внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, и присутствует на всех уровнях психической организации.
Ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность, этот период является наиболее благоприятным для развития всех психических процессов, в том числе и развития внимания [15, с. 37]. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития внимания, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с развитием внимания у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Объект исследования – внимание младшего школьника в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования – способы развития внимания младших школьников.
Практическая значимость
исследования заключается в том,
что все полученные в ходе него
результаты предназначены для
Решение поставленных в работе задач позволит более детально подходить к вопросу формирования и развития внимания дошкольников и школьников.
Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе характеризуются теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируются проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе. Раскрываются возрастные особенности внимания учащихся начальных классов. Во второй главе проводится экспериментальное исследование динамики свойств внимания в учебной деятельности дошкольников и младших школьников. Описываются наиболее эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе, проводится диагностика уровня развития внимания старших дошкольников. Проводится анализ полученных рекомендаций, а также даются методические рекомендации, способствующие правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста
В зарубежной и отечественной литературе психологии проблеме развития произвольного внимания уделяется немало внимания. Изучением развития внимания в течение многих десятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи и педагоги: У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе, Т. Рибои, а также отечественные психологи Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Ланге, Р.С. Немов и др.
Многие отечественные и зарубежные психологи по-разному объясняют сущность внимания.
Одна из наиболее известных психологических теорий внимания была предложена Т. Рибо [7, с. 130]. Внимание, по мнению психолога, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.
Состояние внимания всегда
сопровождается не только эмоциональными
переживаниями, но также и определенными
изменениями физического и
Имея это в виду, концепцию Т. Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органа тела [7, с. 130]. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями вступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику или, наоборот редуцировать к другим психическим процессам. Так, У. Джеймс разделяет все концепции внимания на причинные теории эффекта. Первые рассматривают внимание как действующую причину, приводящую к какому – либо результату [19. с. 125]. Вторые считают явление внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. У. Джеймс приходит к выводу, что научные данные склоняют чашу весов в пользу теорий эффекта, но по философским соображениям отдает предпочтение причинным теориям [10. с. 96].
Рассмотрим еще одну теорию, которая связывает внимание с понятием установки.
Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия [13. с. 157]. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по – разному оценивать вес других одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятии веса предметов.
Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека [22, с.103]. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли образы. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью, ясностью и отчетливости для того, чтобы быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации.
Информация о работе Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста