Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Данное противоречие определяет актуальность исследования динамики процесса внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей развития внимания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме внимания младшего школьника.
Характеристика возрастных и индивидуально-психологических особенностей младшего школьника, определяющих развитие его внимания.
Организация и проведение экспериментального исследования свойств внимания.
Анализ полученных рекомендаций и описание методических рекомендаций, способствующих правильной организации внимания в учебно-воспитательном процессе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания детей младшего школьного возраста…………

7
Проблемы развития внимания в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе…......................................................

7
Возрастные особенности внимания учащихся начальных классов…….…………………………………………………………………….

17
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование свойств внимания в учебной деятельности младших школьников…………………….... ………………………………………..


24
2.1. Эффективные методы повышения уровня развития внимания в учебном процессе……………………………………………………………….

24
2.2. Исследование уровня развития внимания младших школьников…….
26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………………..
30
Заключение………………………………………………………………...
Приложение………………………………………………………………..
37
40
Список использованной литературы…………………………..
77

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.docx

— 1.69 Мб (Скачать)

1. Ребенок следит за  линией только глазами.

2- Ребёнок следит за  линией, ведя, но ней палочкой  или пальцем,

3. Ребёнок следит за  линией и одновременно рисует  по ней карандашом или ручкой (в этом случае лучше для  каждой линии подбирать свой  цвет).

Таким ступенчатым способом ребёнок обучается отслеживать  нужную информацию (линию)

Уважаемый Шерлок Холмс! Помоги Красной Шапочке выбрать тропинку, по которой она не попадёт к  волку.

 

Большое спасибо от нас  и Краской Шапочки!

 

 

Игра «Лабиринт»

Цель: развивать концентрацию внимания и устойчивость внимания, формировать волевые качества.

Поиск выхода из лабиринта, не пересекая линии внутри лабиринта, они как настоящие стены. Помоги зайчихе добраться до зайчат.

 

Упражнение «Посчитай!»

Цель: увеличение уровня распределения  внимания, развивать память и логическое мышление.

Взрослый читает вслух небольшое предложение, чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети, должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно пронести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно  сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше трать несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

 

Упражнение «Путаница»

Цель: Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Занятие может проводиться  как с группой детей, так и  индивидуально. Перед началом работы детям сообщается задание: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий.

Каждая из них начинается слева и закапчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию  слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер.

Начинать нужно с первой страницы, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца».

Первоначальное количество линий, предлагаемое детям, в зависимости  от уровня их подготовки.

Практика показывает, что  обычно это 5-8 линий. Сначала можно  разрешить детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих  занятиях.

Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребенком быстро и без помощи подручных  средств, их число должно быть, увеличено.

Работа с этим упражнением  может вестись в двух вариантах;

1. без ограничения времени,  тогда тот, кто выполнил задание,  поднимает руку и взрослый  записывает его время в индивидуальный  бланк, который ведется постоянно,  что дает возможность сравнить  полученное время с предыдущим;

2. с ограничением времени  (т.е. взрослый дает команду  «Стоп?», и все одновременно  заканчивают работу).

Интервал устанавливается  в зависимости от подготовленности детей и их возраста.

Результаты обрабатываются следующим образом.

В варианте с ограничением времени обработка сводится к  подсчету числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа  линий, оставшихся не прослеженными);

В варианте без ограничения  времени добавляется еще и  время выполнения задания. В этом случае рассчитывается показатель успешности выполнения задания (У);

У = Тх (Уд/ Vпр.)

где Т - время выполнения задания (мин),

Уд - данное количество линий,

Vпр - количество правильно прослеженных линий.

Оборудование: секундомеры, специальные бланки «Путаница».

Это упражнение можно провести в виде занимательного материала. Например, вместо клеток использовать животных (членов семьи и т.д.), от которых идут перепутанные линии к одежде (детям, игрушкам, подаркам и т.д.).

 

 

 

Упражнение «Усиление  концентрации слухового внимания»

Цель: тренировать концентрацию и распределение внимания, развивать  память и логическое мышление.

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действии.

Например, взрослый сообщает: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи, Вы Должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты, вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!» Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

Приведем некоторые из них: Первый класс - «Даны два числа: 6 и 3, Сложите первое число и второе, и от полученного числа отнимите 2. Затем отнимите еще 4. пишите» (ответ 3) «Даны два числа: 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте, к первой цифре первого числа, отними те от полученного числа 2, а теперь прибавьте 1. Пишите!» (ответ: 8)

Второй класс - «Даны два  числа: 27 и 32... Первую цифру от первого числа умножьте на первую цифру второго числа, и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа. Пишите!» (ответ 4).

«Даны два числа: 82 и 68. К  первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа и полученную сумму разделите на 4. Пишите!» (ответ: 2). Третий класс - «Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа, и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. Пишите!» (ответ 5)

«Даны два числа: 56 и 92. Вторую цифру первого числа разделите, на вторую цифру второго числа. Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа. Пишите!» (ответ: 27). В подобные упражнения можно ввести игровой момент; фокусника и мага, который может отгадывать числа «Загадай число, прибавь к нему 5, теперь отними 2,. отними то число, которое ты задумал, и умножь полученную разницу на 4. У тебя получилось...»

 

Упражнение «Прочитай  по слогам»

Цель: тренировать переключение и распределение внимания, развивать  избирательность внимания.

Прочитайте слово (чтобы  установить его смысл), затем предложите ребенку разделить его на слоги  и, читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом.

Для этого упражнения подбираются  самые разные слова (и грудные, и  легкие, и средние по трудности). Вначале слоги необходимо разделять  вертикальной карандашной чертой, затем  черточки не ставятся, но слоги произносятся с четким разделением (голосом) и  последовательно проверяются. Со временем разделение слогов становится все короче и вскоре сводится к ударениям  на отдельных слогах.

Следующий этап - слово прочитывается  и проверяется по слогам про себя («первый - правильно, второй - нет, здесь  пропущено... переставлено.„»). Лишь на последнем этапе можно перейти к тому, чтобы ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно - неправильно: и если неправильно, го разъяснял почему).

После этого происходит переход  к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой).

Наряду с «контролем по написанию» (описанным выше) необходимо проводить отработку «контроля  по смыслу» (соответствия отдельных  слов общему смыслу предложения). Работа проводится аналогичным образом. Затем  содержание упражнений можно расширить  за счет контроля правильности картинок, узоров, наборов букв, цифр и т.д.

 

 

Игра «Тень»

Цель: развивать концентрацию и устойчивость внимания.

Суть упражнения в том, чтобы сравнить картинки с образцом-тенью. Одна из картинок полностью совпадает  с образцом, а остальные отличаются одной какой-нибудь деталью. Обсудить с ребёнком, как лучше сравнивать: например, можно разделить тень и каждую из картинок на элементы и сравнивать поэлементно.Пусть ребёнок сделает такое последовательное сравнение тени с каждой картинкой, называя вслух названия элементов,

Дорогой Шерлок Холмс! Наверняка  тебе уже известно, что все предметы (и ты сам, и доктор Ватсон) отбрасывают  на свету тень. А теперь посмотри на картинку. В верхней её части  нарисована тень. Внизу ты видишь ещё  несколько рисунков. Все они очень  похожи на тень. Но только один полностью  совпадаете ней — остальные отличаются какой-то одной деталью. Постарайся найти картинку, совпадающую с  тенью, и объясни, почему не подходят остальные.


 

Игра «С чувством, с толком, с расстановкой»

Цель: тренировать переключение и распределение внимания, развивать  избирательность внимания.

Это упражнение - отличная тренировка для переключения и распределения  внимания. Кроме этого, оно развивает  память, логическое мышление- Ребёнок должен выполнить задание в соответствии с определённой инструкцией. Если он сделает ошибку, не нужно спешить указывать на неё. Пусть ребенок сам проверит задание и найдёт ошибку. При этом внимание будет тренироваться дополнительно.

Возможен, а иногда даже предпочтителен такой вариант; взрослый выполняет  задание, а ребенок его проверяет. На картинке нарисованы взрослые и  дети. Обведи кружочком всех взрослых, а треугольником - всех детей. Всех, кто в очках, обведи квадратом. Наверное, некоторые лица оказались внутри сразу двух геометрических фигур? Сосчитай, сколько оказалось таких лиц. Их должно быть 4.

 

 

Задание «Какие звери спрятались?»

Цель: развивать концентрацию и распределение внимания.

 

Рассмотри картинку найди  всех зверей, которые на ней спрятались.

 

 

Задание «Помоги  Карлсону»

Цель: увеличение объема внимания и развитие распределения внимания.

Рассмотри картинку, помоги Карлсону найти одинаковые банки.

 

 

Задание «Шарик»

Цель: тренировать переключение и распределение внимания, развивать  избирательность внимания.

Рассмотри картинку, определи у кого какой шарик? Найти где  заканчивается линия, начинайте  постепенно усложнять задание - шаг  за шагом. Ниже дается шкала сложности  в порядке упрощения заданий:

1. Ребенок следит за  линией только глазами.

2- Ребёнок следит за  линией, ведя, но ней палочкой  или пальцем,

3. Ребёнок следит за  линией и одновременно рисует  по ней карандашом или ручкой (в этом случае лучше для  каждой линии подбирать свой  цвет).

Таким ступенчатым способом ребёнок обучается отслеживать  нужную информацию (линию).

 

Упражнение «Найди отличия»

Цель: развитие способности  переключения внимания, увеличение объема внимания.

Упражнение направлено на развитие такой важной характеристики внимания, как способность к переключению. Данное, упражнение увеличивает также и объём внимания.

Сравнивая два изображения, ребёнок должен найти отличия  между ними. Если он никак не может  найти все, обсудите вместе способ поиска мелких деталей. Часто дети ищут отличия, перемещая взгляд по картинкам хаотично, бессистемно. Подведите малыша к  идее целенаправленного поиска, например, посоветуйте просматривать все  элементы картинки по очереди - допустим, слева направо.

Найди, пожалуйста, все отличия  между этими двумя картинками. Чтобы не сбиться, ставь, найдя очередное  отличие, под картинками галочку.

 

 

 

 

 

Упражнение «Определи  кто»

Цель: тренировать переключение и распределение внимания, развивать  избирательность внимания.

Рассмотри внимательно картинку, найди всех кто на ней изображен.

 

 

 

Задание «Найди одинаковые цветы»

Цель: увеличение объема внимания.

Рассмотри картинку найди одинаковые цветы.

 

 

Игра «Два ряда»

Цель: увеличение объема внимания, развитие его устойчивости и концентрации.

Можно проводить в двух вариантах:

1.Учащийся сам выполняет  задание, сам его и проверяет.

2. Выполняет задание взрослый, а ученик проверяет.

В правом верхнем ряду даны знаки, вычеркни отличающиеся от этих знаков другие знаки, находящиеся в  левом ряду.

араеу ар+еу

Твой ответ должен выглядеть  так:

араеу ар/еу

Сравни и вычеркни в  правом ряду значки, которых нет  в левом. Столбике. Сравнивай первую строчку в левом столбике с первой строчкой в правом, вторую со второй, третью с третьей.

чпроьк чпвомк

уеиыял уеиыфал

впсеат впщлеаъ

 

Игра «Чип-чип-чепуха»

Цель: развивает слуховое внимание, избирательность.

Педагог читает фразу, заранее  предупредив, что в ней что-то не так.

Просит детей обратить на это внимание, найти и исправить  ошибку.

Информация о работе Особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста