Особенности развития психики в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:25, доклад

Краткое описание

Предмет вклинивается между ребенком и взрослым, можно сказать, полностью закрывает взор ребенка от взрослого человека. Ребенок же целиком поглощен предметом, через него он познает окружающий мир. Однако без взрослого ребенок не может овладеть способами употребления предметов. Именно взрослый показывает ему, как ими нужно правильно пользоваться.

Файлы: 1 файл

Особенности развития психики в раннем возрасте.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Особенности развития психики  в раннем возрасте

Общая характеристика развития

Социальная  ситуация развития

  • 1.Опыт, полученный ребенком в период младенчества, сформировал новую социальную ситуацию развития — совместной деятельности ребенка со взрослым. Ее содержание — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. То есть взрослый человек учит малыша пользоваться разными предметами. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова:
  • Ребёнок-ПРЕДМЕТ-взрослый

Предмет вклинивается между ребенком и взрослым, можно сказать, полностью закрывает взор ребенка от взрослого человека. Ребенок же целиком поглощен предметом, через него он познает окружающий мир. Однако без взрослого ребенок не может овладеть способами употребления предметов. Именно взрослый показывает ему, как ими нужно  правильно пользоваться.

  • Ребенок как бы говорит: «Мы одно, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, научи! Я не знаю, что делают с этим предметом!» И взрослый показывает.
  • Ведущий вид деятельности
  • 2.Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую деятельность этого возраста называют предметной, прежде всего потому, что мотив деятельности (то, что толкает ребенка к действию) заключается в способе употребления самого предмета. Общение, которое выступало на первый план в младенчестве, не исчезло, но приняло форму предметной деятельности. Другими словами, мотивы ребенка переместились с личности взрослого на предмет.
  • Активное овладение предметами не означает, что ребенок не развивается в других областях. Посредством ведущей деятельности ребенок учится общаться со взрослыми, развивает мышление, память, речь.
  • 3.Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. 
    Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития: 
    1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов; 
    2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом; 
    3 этап: после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). 
    В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
  • Особенности развития речи
  • 4. В раннем возрасте речь развивается двумя путями: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная речь. Подобно тому, как Адам в раю давал имена животным, ребенок начинает понимать, что реальный мир предметов и мир слов отражают друг друга.
  • Умение соотносить слова с обозначаемыми ими предметами или действиями приходит к ребенку далеко не сразу. Ребенок сначала осмысливает ситуацию, а не конкретный предмет или действие. Например, если  по просьбе мамы ребенок показывает носик, ушко, глазик, то на просьбу другого человека он не будет реагировать, потому что ребенок учитывает ситуацию: кто говорит с ним, с какой интонацией. Позднее ситуация преодолевается, ребенок воспринимает интонацию и начинает понимать слова независимо от того, кто их произносит и какими жестами сопровождает.
  • 5. После полутора лет ребенок становится более инициативным, и он не только постоянно требует назвать ему предметы, но и сам делает попытки произнести слова. Темп развития речи сразу же возрастает. Прежде всего, ребенок слушает речь взрослого, следовательно, произношение слов взрослым существенным образом повлияет на развитие речи ребенка. В этот момент нужно исключить всякие «сюсюканья» и искажения в произношении слов, чтобы ребенок смог правильно их услышать и проговорить. Учтите, фонетический слух (слушая речь взрослого, ребенок учится выделять звуки в словах) еще не развит: ребенок картавит, пропускает слоги, звуки. Если взрослый человек при этом будет «засорять» речь ребенка своей искаженной речью, это может привести к занятиям с логопедом.
  • Наряду с обогащением словарного запаса в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Вначале, примерно до одного года десяти месяцев, дети ограничиваются простыми предложениями, состоящими из одного, позднее двух слов, не изменяющихся по родам, числам, падежам. Взрослым важно правильно строить предложения, потому что усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка «чувство языка». К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении
  • 6. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи. 
    К 1 году словарь ребенка - 10 слов; 
    К 1г.8м. - 100 слов; 
    К 2 г. - 300 слов и более; 
    К 3 г. - 1000-1500 слов. 
    Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ("мама идет" , действие и объект действия ("дай булку", "хочу конфету" , или действие и место действия ("книга там" . К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.

Психологические новооброзования

  • 7.У некоторых избалованных детей, привыкших быть в центре внимания, появляется желание проявлять власть по отношению к окружающим.
  • Можно рассматривать детский деспотизм как своеобразную пробу сил личности, у которой уже в раннем возрасте формируется мотивация самоутверждения и достижения. Мотивом деспотизма, действительно, может быть возможность управления поведением других, не обязательно взрослых, ну хотя бы кошки и собаки. Это компенсаторная форма управления и власти может в дальнейшем обернуться актами жестокости по отношению к меньшим братьям. Маленький узурпатор изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, требуя подтверждения любви к себе, поэтому в семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим детям.
  • 8. Если резюмировать эти симптомы, приводимые Л. С. Выготским для характеристики кризиса трех лет, то можно утверждать, что они выступают как протест ребенка против прежних условий жизни, требующего самостоятельности, переросшего те социальные условия жизни и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Все симптомы кризиса связаны с центральной осью отношений «Я» и «окружающие люди».
  • 9.
  • Естественно, что демонстративное поведение ребенка с резкой экспрессией отрицательных эмоций, как правило, порождает почти такие же реакции у взрослых, поэтому ребенок вступает в разнообразные внешние конфликты. Необходимо отметить, что многие из этих конфликтов он проигрывает, что служит основой для формирования внутренних конфликтов. Развивающиеся конфликты требуют больших эмоциональных затрат, это порождает включение психологических защит не только обычных для этого возраста, но и невротической природы в виде энуреза и ночных страхов, беспокойного сна, иногда затруднений в речи (заикание) и так называемых гипобулических припадков (ребенок трясется, бросается на пол, стучит ногами и руками). Конечно, подобные случаи не так часты, но они могут иметь место, поэтому стоит проконсультироваться с психотерапевтом.
  • 10. одной из важных причин этого кризиса является фрустрация мотивации самоутверждения, заставляющая ребенка стремиться к подчеркнутому проявлению своих желаний и потребности действовать самостоятельно. Не случайно поэтому, что наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или живущие в условиях авторитарного воспитания, сопровождаемого строгими мерами наказания. Итак, очевидно, что развитие детей этого возраста завершается начальной стадией формирования такого психологического новообразования личности, как система «Я», в которую входят не только самоотношение и знание о себе, но еще диффузная и генерализованная самооценка как центральное образование самосознания, которая постепенно начинает тонко дифференцироваться.
 

    11.Особенности умственного развития

  • В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и манипулировать ими. Это предпосылки дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью.  
  • На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления- использование связи между предметами для достижения цели, например, притягивание подушки, на которой лежит любимый плюшевый мишка, для того, чтобы его достать. В течении раннего детства ребенок все чаще и чаще использует готовые связи подобного рода. При этом ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, которые показывают примеры действий, способы употребления предметов. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, — важная ступень в развитии детского мышления.
  • 12. В этот период действия ребенка направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов, а на отыскивание связей между предметами и действиями, дающих возможность получить определенный результат. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным.
  •    Если перед ребенком стоит задача, он решает ее путем действий, которые сам видит перед собой. Он экспериментирует с предметом, наблюдает, что с ним будет, ищет решение проблемы.
  • 13. К концу раннего детства ребенок способен перенести знакомые образы в разум и решает сложившиеся проблемы «изнутри», в голове. Ему не надо заново проделывать с предметами действия, чтобы посмотреть на результат, он внутренне выбирает необходимое действие и переносит его на предмет. Это свидетельствует о появлении наглядно-образного мышления
  • Особенности развития памяти
  • 14. В раннем возрасте память ребенка развивается очень интенсивно. За первые три года ребенок осваивает родной язык. В усвоении опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память, которые преобладают в этот период. Ребенок лучше всего запоминает собственные движения, действия, переживания. Память в этом возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью «запомнить или вспомнить событие» ребенок не производит. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Если при рассказывании сказки изменить порядок изложения, то ребенок с возмущением поправляет неточность.
  • Отношения детей раннего возраста со взрослыми
  • 15.В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Л. С. Выготский   считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.  
    Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.  
    Делая выводы из вышесказанного, хочется отметить, что общение должно занимать не последнее место, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности
  • 16. В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо.
  • 17. С появлением первых вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”, “откуда?”, “как?”,- начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно - познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все  его интересы. Теперь его интересует гораздо больше: как устроен открывшийся для него мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.
  • Характеристика кризиса детей 3х лет
  • Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. 
    Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
  • 1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
  • 2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось
  • 3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
  • 4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
  • 5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
  • 6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними
  • 7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
  • Проблемы данного возраста
  • Чаще всего проблемы детей в раннем возрасте возникают по причине, что ребенок еще не умеет идентифицировать себя, не знает что такое нельзя, он знает только "хочу". Поэтому все то, что предлагается должно быть для него интересно. Очень часто у родителей проблемы с детьми возникают в то время, когда ребенок прибегает к упрямству (топает ногами, плачет и т.п.). Капризы возникают, когда ребенок не получает желаемого или когда взрослый хочет его лишить желаемого Опасность заключается в том, что данное поведение может закрепиться и проявляться уже в более тяжелых формах (в истериках). Очень важно, чтобы развитие ребенка раннего возраста проходило гармонично. Многие родители обращаются на консультацию к детскому психологу, когда возникают трудности в поведении и необходимо проведение коррекционной работы.
  • От 1 до 2 лет очень полезны игры с различными предметами. В распоряжении ребенка должны быть кубики разной формы, размера, и материалов; кубики, из которых можно складывать картинки, конструктор с крупными деталями, игрушки, которые можно разбирать и собирать на части, например матрешки, пирамидки; пазлы и мозаики для самых маленьких (с крупными фрагментами); куклы или мягкие игрушки, которых можно одевать и раздевать. Совершая действия с предметами, ребенок развивается. Также очень полезны игры с красками, пластилином, водой. В нашем Центре вы можете записаться на консультацию к детскому психологу и специалист порекомендует вам программу занятий в соответствии с индивидуальными особенностями вашего ребенка. Если вы хотите эффективно повлиять на развитие ребенка необходима совместная работа психолога и родителей. Для того, чтобы развивающие занятия были подобраны правильно, индивидуально для вашего ребенка, важно провести комплексную психодиагностику.

Информация о работе Особенности развития психики в раннем возрасте