Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа
Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Личность родителя как субъекта отношений с ребенком…………….5
Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах………………………………………………………………21
Изучение представлений подростков об отношении к ним родителей
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования……………………………………………..54
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье……………………………………………………………………………64
2.3. Особенности представления подростков об отношении к ним родителей в современной бурятской семье………………………………………………..73
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список……………………………………………
Данное исследование, направленное на изучение самосознания родителей в разных этнических группах, проводилось в городских и сельских населенных пунктах, где преобладающим населением являются либо буряты, либо русские, и осуществлялось в два этапа:
В исследовании участвовали родители и подростки западного – бурятского, восточного - бурятского и русского этноса (15 семей западных бурятских семей, 15 семей восточных бурятских семей и 15 русских семей, ), проживающих на территории Бурятии, п.Усть –Ордынский.
По нашему мнению, на данной территории за период с 17 по 20 вв. не было интенсивного развития индустриального общества, свойственного ЗападнойЕвропе. Представители русского этноса занимались преимущественно земледелием, бурятского этноса - животноводством. Сложившийся экономический уклад жизни изменился с приходом советского способа планирования и ведения хозяйства, который внес определенные коррективы в экономику жизни русской и бурятской семьи, влияя на этнокультурные особенности, нивелируя резкие различия. Таким образом, этнокультура не только была детерминирована климатогеографическими условиями региона, но и возникла как следствие социально-экономического уклада жизни каждого народа.
Сопоставление результатов исследования осложняется тем, что психологическое исследование проводилось с использованием опросников, составленных на русском языке. Носители только бурятского языка не участвовали в опросе. Бурятские подростки и родители являются носителями родного (бурятского) и русского языков. По замечаниям самих билингвов, бурятский язык используется только в быту, в семье, в то время как русский язык является языком, на котором ведется обучение и деловое общение.
Родители с низким уровнем интеллектуального развития не могли справиться с опросниками даже при индивидуальном опросе. Группа родителей с высшим образованием составила 35%, со средним специальным - 40%, группа стальных родителей была со средним образованием. Среди опрошенных родителей 10% в силу разных причин не работают.
По порядковому номеру рождения ребенка родители составили следующие группы:
бурятские респонденты - первый ребенок 40%; второй ребенок - 25%; третий ребенок - 15%; четвертый и следующие - 20%.
русские респонденты - первый ребенок 65%; второй ребенок - 25%; третий ребенок - 10%. Факт, что в русской выборке не встретились анкеты, где родитель давал ответы о своем отношении к четвертому по порядку рождения ребенку, не исключает наличия семей с большим числом детей (четверо и более). Отсутствие данных об отношении к четвертому по порядку рождения ребенку объясняется нежеланием родителей из многодетных семей работать над утверждениями опросников. Они либо отказывались от их заполнения, ссылаясь на большую занятость, либо заполняли не полностью.
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье
Результаты исследования отношения родителей к ребенку по методике (Pari Е.С. Шефер и Р.К. Белл.)
Таблица 1.
Сравнение средних по критерию Стьюдента (руские и западные буряты)
№ |
Показатели |
Среднее |
Уровень значимости | |
Русские |
Западные буряты | |||
1 |
Ограниченность |
3,3667 |
3,3667 |
Значимых различий нет |
2 |
Ощущение |
3,5333 |
3,5000 |
Значимых различий нет |
3 |
Семейный конфликт |
2,9000 |
2,9333 |
Значимых различий нет |
4 |
Сверх.автономность |
3,0667 |
3,1667 |
Значимых различий нет |
5 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки |
1,9000 |
2,0667 |
Значимых различий нет |
6 |
Безучастность мужа |
1,6000 |
1,6333 |
Значимых различий нет |
7 |
Доминированность матери |
2,1333 |
2,3667 |
Значимых различий нет |
8 |
Зависимость матери |
3,0000 |
3,0667 |
Значимых различий нет |
Итог: |
21,0333 |
22,1000 |
Значимых различий нет | |
9 |
Эмоциональная дистанция с ребенком |
2,9667 |
3,1333 |
Значимых различий нет |
10 |
Партнерские отношения |
2,6333 |
2,9000 |
Значимых различий нет |
11 |
Развитие активности ребенка |
2,7333 |
2,7667 |
Значимых различий нет |
Итог |
11,6667 |
12,0667 |
Значимых различий нет | |
13 |
Суровость |
2,9000 |
2,9000 |
Значимых различий нет |
14 |
Уклонение от контакта с ребенком |
1,7000 |
1,8000 |
Значимых различий нет |
15 |
Раздражительность |
2,3333 |
2,2667 |
Значимых различий нет |
Итог |
6,8667 |
7,0667 |
Значимых различий нет | |
16 |
Преодоление сопротивления |
,053 |
054 |
Различия по уровню тенденций |
17 |
Создание безопасности |
1,9333 |
2,3000 |
Значимых различий нет |
18 |
Исключение вне семейных влияний |
2,5000 |
2,7667 |
Значимых различий нет |
19 |
Подавление агрессивности |
1,7000 |
1,9667 |
Значимых различий нет |
20 |
Вмешательство в мир ребенка |
2,4333 |
2,5667 |
Значимых различий нет |
21 |
Стремление ускорить развитие ребенка |
2,3667 |
2,3333 |
Значимых различий нет |
22 |
Черезмерная забота |
2,2000 |
2,5667 |
Различия по уровню тенденций |
23 |
Подавление сексуальности |
1,7333 |
1,9333 |
Значимых различий нет |
Итог |
,034 |
,035 |
Значимое различие р=,035,036 |
Сравнение средних по критерию Стьюдента (Руские,Восточные буряты):
№ |
Показатели |
Среднее |
Уровень значимости | |
Русские |
Восточные буряты | |||
1 |
Ограниченность |
099 |
,098 |
Различия по уровню тенденций |
2 |
Ощущение |
,072 |
,071 |
Различия по уровню тенденций |
3 |
Семейный конфликт |
,088 |
,087 |
Различия по уровню тенденций |
4 |
Сверх.автономность |
,001 |
,001 |
Значимое различие р=001 |
5 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки |
,077 |
,078 |
Различия по уровню тенденций |
6 |
Безучастность мужа |
2,3793 |
1,6000 |
Значимых различий нет |
7 |
Доминированность матери |
1,8966 |
2,1333 |
Значимых различий нет |
8 |
Зависимость матери |
3,0000 |
3,0000 |
Значимых различий нет |
Итог: |
,003 |
,003 |
Значимое различие р=003 | |
9 |
Эмоциональная дистанция с ребенком |
2,9667 |
3,0690 |
Значимых различий нет |
10 |
Партнерские отношения |
2,6333 |
2,4828 |
Значимых различий нет |
11 |
Развитие активности ребенка |
2,7333 |
2,8276 |
Значимых различий нет |
Итог |
11,6667 |
11,7931 |
Значимых различий нет | |
13 |
Суровость |
2,9000 |
2,7241 |
Значимых различий нет |
14 |
Уклонение от контакта с ребенком |
1,7000 |
1,6552 |
Значимых различий нет |
15 |
Раздражительность |
,035 |
,036 |
Значимое различие р=036 |
Итог |
6,8667 |
7,3103 |
Значимых различий нет | |
16 |
Преодоление сопротивления |
,000 |
,000 |
Значимое различие р=000 |
17 |
Создание безопасности |
1,9333 |
2,0000 |
Значимых различий нет |
18 |
Исключение вне семейных влияний |
2,5000 |
2,9310 |
Значимых различий нет |
19 |
Подавление агрессивности |
,004 |
,004 |
Значимое различие р=004 |
20 |
Вмешательство в мир ребенка |
2,4333 |
2,6897 |
Значимых различий нет |
21 |
Стремление ускорить развитие ребенка |
2,3667 |
2,5172 |
Значимых различий нет |
22 |
Черезмерная забота |
,070 |
,075 |
Различия по уровню тенденций |
23 |
Подавление сексуальности |
,000 |
,000 |
Значимое различие р-000 |
Итог |
,000 |
,000 |
Значимое различие р=,000 | |
Сравнение средних по критерию Стьюдента (Западные, восточные буряты):
№ |
Показатели |
Среднее |
Уровень значимости | |||
Русские |
Восточные буряты | |||||
1 |
Ограниченность |
3,3667 |
3,6897 |
Значимых различий нет | ||
2 |
Ощущение |
,066 |
,066 |
Различия по уровню тенденций | ||
3 |
Семейный конфликт |
2,9333 |
3,3103 |
|||
4 |
Сверх.автономность |
,003 |
,003 |
Значимое различие р=003 | ||
5 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки |
2,0667 |
2,3793 |
Значимых различий нет | ||
6 |
Безучастность мужа |
1,6333 |
1,8966 |
Значимых различий нет | ||
7 |
Доминированность матери |
2,3667 |
2,0000 |
Значимых различий нет | ||
8 |
Зависимость матери |
3,0667 |
3,0000 |
Значимых различий нет | ||
Итог: |
,065 |
0.64 |
Различия по уровню тенденций | |||
9 |
Эмоциональная дистанция с ребенком |
3,1333 |
3,0690 |
Значимых различий нет | ||
10 |
Партнерские отношения |
2,9000 |
2,4828 |
Значимых различий нет | ||
11 |
Развитие активности ребенка |
2,7667 |
2,8276 |
Значимых различий нет | ||
Итог |
12,0667 |
11,7931 |
Значимых различий нет | |||
13 |
Суровость |
2,9000 |
2,7241 |
Значимых различий нет | ||
14 |
Уклонение от контакта с ребенком |
1,8000 |
1,6552 |
Значимых различий нет | ||
15 |
Раздражительность |
,016 |
,017 |
Значимое различие р=017 | ||
Итог |
7,0667 |
7,3103 |
Значимых различий нет | |||
16 |
Преодоление сопротивления |
,049 |
,049 |
Значимое различие р=049 | ||
17 |
Создание безопасности |
2,3000 |
2,0000 |
Значимых различий нет | ||
18 |
Исключение вне семейных влияний |
2,7667 |
2,9310 |
Значимых различий нет | ||
19 |
Подавление агрессивности |
,071 |
,072 |
Различия по уровню тенденций | ||
20 |
Вмешательство в мир ребенка |
2,5667 |
2,6897 |
Значимых различий нет | ||
21 |
Стремление ускорить развитие ребенка |
2,3333 |
2,5172 |
Значимых различий нет | ||
22 |
Черезмерная забота |
2,5667 |
2,6207 |
Значимых различий нет | ||
23 |
Подавление сексуальности |
,008 |
,008 |
Значимое различие р-008 | ||
Итог |
18,4000 |
18,4000 |
Значимых различий нет | |||
103 |
20,3103 |
Результаты исследования отношения родителей к ребенку по методике отношение родителей к ребенку Варга, Столина
Сравнение средних по критерию Стьюдента (русские, западные буряты)
№ |
Показатели |
Среднее |
Уровень значимости | |
Русские |
Западные буряты | |||
1 |
Принятие-отвержение ребенка |
,000 |
,000 |
Значимое различие р=000 |
2 |
Кооперация |
5,7097 |
5,5484 |
Значимых различий нет |
3 |
Симбиоз |
,065 |
,065 |
Различия по уровню тенденций |
4 |
Авторитарная гиперсоциализация |
,076 |
,077 |
|
5 |
Отношение к неудачам ребенка |
-,0323 |
,7419 |
Значимых различий нет |
Сравнение средних по критерию Стьюдента (Русские, восточные буряты)
№ |
Показатели |
Среднее |
Уровень значимости | |
Русские |
Западные буряты | |||
1 |
Принятие-отвержение ребенка |
,000 |
,000 |
Значимое различие р=000 |
2 |
Кооперация |
5,7097 |
7,6452 |
Значимых различий нет |
3 |
Симбиоз |
4,7742 |
4,2258 |
Значимых различий нет |
4 |
Авторитарная гиперсоциализация |
,023 |
,023 |
Значимое различие р=023 |
5 |
Отношение к неудачам ребенка |
-,0323 |
,9677 |
Значимых различий нет |
Сравнение средних по критерию Стьюдента (Западные, восточные буряты)
№ |
Показатели |
Среднее |
Уровень значимости | |
Русские |
Западные буряты | |||
1 |
Принятие-отвержение ребенка |
,010 |
,010 |
Значимое различие р=010 |
2 |
Кооперация |
5,5484 |
7,6452 |
Значимых различий нет |
3 |
Симбиоз |
4,0000 |
4,2258 |
Значимых различий нет |
4 |
Авторитарная гиперсоциализация |
4,4839 |
4,8387 |
Значимых различий нет |
5 |
Отношение к неудачам ребенка |
,7419 |
,9677 |
Значимых различий нет |