Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Личность родителя как субъекта отношений с ребенком…………….5
Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах………………………………………………………………21
Изучение представлений подростков об отношении к ним родителей
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования……………………………………………..54
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье……………………………………………………………………………64
2.3. Особенности представления подростков об отношении к ним родителей в современной бурятской семье………………………………………………..73
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

DiploM_33_33_33_33_33_33_33_33_33_33.docx

— 407.85 Кб (Скачать)

Данное исследование, направленное на изучение самосознания родителей в разных этнических группах, проводилось в городских и сельских населенных пунктах, где преобладающим населением являются либо буряты, либо русские, и осуществлялось в два этапа:

  • на первом этапе использовался метод стандартизированного самоотчета родителей и подростков с целью изучения самосознания родителей
  • на втором этапе проводилось индивидуальное консультирование родителей подростков обоих этнических групп, где в ходе беседы выявлялись основные проблемы родителей в отношениях с их детьми и возможные пути решения этих проблем.

В исследовании участвовали родители и подростки западного – бурятского, восточного - бурятского и русского этноса (15 семей западных бурятских семей, 15 семей восточных бурятских семей и 15 русских семей,  ), проживающих на территории Бурятии, п.Усть –Ордынский.

По нашему мнению, на данной территории за период с 17 по 20 вв. не было интенсивного развития индустриального общества, свойственного ЗападнойЕвропе. Представители русского этноса занимались преимущественно земледелием, бурятского этноса - животноводством. Сложившийся экономический уклад жизни изменился с приходом советского способа планирования и ведения хозяйства, который внес определенные коррективы в экономику жизни русской и бурятской семьи, влияя на этнокультурные особенности, нивелируя резкие различия. Таким образом, этнокультура не только была детерминирована климатогеографическими условиями региона, но и возникла как следствие социально-экономического уклада жизни каждого народа.

Сопоставление результатов исследования осложняется тем, что психологическое исследование проводилось с использованием опросников, составленных на русском языке. Носители только бурятского языка не участвовали в опросе. Бурятские подростки и родители являются носителями родного (бурятского) и русского языков. По замечаниям самих билингвов, бурятский язык используется только в быту, в семье, в то время как русский язык является языком, на котором ведется обучение и деловое общение.

Родители с низким уровнем интеллектуального развития не могли справиться с опросниками даже при индивидуальном опросе. Группа родителей с высшим образованием составила 35%, со средним специальным - 40%, группа стальных родителей была со средним образованием. Среди опрошенных родителей 10% в силу разных причин не работают.

По порядковому номеру рождения ребенка родители составили следующие группы:

бурятские респонденты - первый ребенок 40%; второй ребенок - 25%; третий ребенок - 15%; четвертый и следующие - 20%.

русские респонденты - первый ребенок 65%; второй ребенок - 25%; третий ребенок - 10%. Факт, что в русской выборке не встретились анкеты, где родитель давал ответы о своем отношении к четвертому по порядку рождения ребенку, не исключает наличия семей с большим числом детей (четверо и более). Отсутствие данных об отношении к четвертому по порядку рождения  ребенку объясняется нежеланием родителей из многодетных семей работать над утверждениями опросников. Они либо отказывались от их заполнения, ссылаясь на большую занятость, либо заполняли не полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье

Результаты исследования отношения родителей к ребенку по методике (Pari Е.С. Шефер и Р.К. Белл.)

Таблица 1.

Сравнение средних по критерию Стьюдента (руские и западные буряты)

 

Показатели

Среднее

 

Уровень значимости

Русские

Западные буряты

1

Ограниченность

3,3667

3,3667

Значимых различий нет

2

Ощущение

3,5333

3,5000

Значимых различий нет

3

Семейный конфликт

2,9000

2,9333

Значимых различий нет

4

Сверх.автономность

3,0667

3,1667

Значимых различий нет

5

Неудовлетворенность ролью хозяйки

1,9000

2,0667

Значимых различий нет

6

Безучастность мужа

1,6000

1,6333

Значимых различий нет

7

Доминированность матери

2,1333

2,3667

Значимых различий нет

8

Зависимость матери

3,0000

3,0667

Значимых различий нет

 

Итог:

21,0333

22,1000

Значимых различий нет

9

Эмоциональная дистанция с ребенком

2,9667

3,1333

Значимых различий нет

10

Партнерские отношения

2,6333

2,9000

Значимых различий нет

11

Развитие активности ребенка

2,7333

2,7667

Значимых различий нет

 

Итог

11,6667

12,0667

Значимых различий нет

13

Суровость

2,9000

2,9000

Значимых различий нет

14

Уклонение от контакта с ребенком

1,7000

1,8000

Значимых различий нет

15

Раздражительность

2,3333

2,2667

Значимых различий нет

 

Итог

6,8667

7,0667

Значимых различий нет

16

Преодоление сопротивления

,053

054

Различия по уровню тенденций

17

Создание безопасности

1,9333

2,3000

Значимых различий нет

18

Исключение вне семейных влияний

2,5000

2,7667

Значимых различий нет

19

Подавление агрессивности

1,7000

1,9667

Значимых различий нет

20

Вмешательство в мир ребенка

2,4333

2,5667

Значимых различий нет

21

Стремление ускорить развитие ребенка

2,3667

2,3333

Значимых различий нет

22

Черезмерная забота 

2,2000

2,5667

Различия по уровню тенденций

23

Подавление сексуальности

1,7333

1,9333

Значимых различий нет

 

Итог

 

,034

,035

Значимое различие р=,035,036




 

Сравнение средних по критерию Стьюдента (Руские,Восточные буряты):

 

Показатели

Среднее

 

Уровень значимости

Русские

Восточные

буряты

1

Ограниченность

099

 

,098

Различия по уровню тенденций

2

Ощущение

,072

,071

Различия по уровню тенденций

3

Семейный конфликт

,088

,087

Различия по уровню тенденций

4

Сверх.автономность

,001

,001

Значимое различие р=001

5

Неудовлетворенность ролью хозяйки

,077

,078

Различия по уровню тенденций

6

Безучастность мужа

2,3793

1,6000

Значимых различий нет

7

Доминированность матери

1,8966

2,1333

Значимых различий нет

8

Зависимость матери

3,0000

3,0000

Значимых различий нет

 

Итог:

,003

,003

Значимое различие р=003

9

Эмоциональная дистанция с ребенком

2,9667

3,0690

Значимых различий нет

10

Партнерские отношения

2,6333

2,4828

Значимых различий нет

11

Развитие активности ребенка

2,7333

2,8276

Значимых различий нет

 

Итог

11,6667

11,7931

Значимых различий нет

13

Суровость

2,9000

2,7241

Значимых различий нет

14

Уклонение от контакта с ребенком

1,7000

1,6552

Значимых различий нет

15

Раздражительность

,035

,036

Значимое различие р=036

 

Итог

6,8667

7,3103

Значимых различий нет

16

Преодоление сопротивления

,000

,000

Значимое различие р=000

17

Создание безопасности

1,9333

2,0000

Значимых различий нет

18

Исключение вне семейных влияний

2,5000

2,9310

Значимых различий нет

19

Подавление агрессивности

,004

,004

Значимое различие р=004

20

Вмешательство в мир ребенка

2,4333

2,6897

Значимых различий нет

21

Стремление ускорить развитие ребенка

2,3667

2,5172

Значимых различий нет

22

Черезмерная забота 

,070

,075

Различия по уровню тенденций

23

Подавление сексуальности

,000

,000

Значимое различие р-000

 

Итог

,000

,000

Значимое различие р=,000

 

 

 

 

Сравнение средних по критерию Стьюдента (Западные, восточные буряты):

 

Показатели

Среднее

 

Уровень значимости

Русские

Восточные

буряты

1

Ограниченность

3,3667

 

3,6897

Значимых различий нет

2

Ощущение

,066

,066

Различия по уровню тенденций

3

Семейный конфликт

2,9333

3,3103

 

4

Сверх.автономность

,003

,003

Значимое различие р=003

5

Неудовлетворенность ролью хозяйки

2,0667

2,3793

Значимых различий нет

6

Безучастность мужа

1,6333

1,8966

Значимых различий нет

7

Доминированность матери

2,3667

2,0000

Значимых различий нет

8

Зависимость матери

3,0667

3,0000

Значимых различий нет

 

Итог:

,065

0.64

Различия по уровню тенденций

9

Эмоциональная дистанция с ребенком

3,1333

3,0690

Значимых различий нет

10

Партнерские отношения

2,9000

2,4828

Значимых различий нет

11

Развитие активности ребенка

2,7667

2,8276

Значимых различий нет

 

Итог

12,0667

11,7931

Значимых различий нет

13

Суровость

2,9000

2,7241

Значимых различий нет

14

Уклонение от контакта с ребенком

1,8000

 

1,6552

Значимых различий нет

15

Раздражительность

,016

,017

Значимое различие р=017

 

Итог

7,0667

7,3103

Значимых различий нет

16

Преодоление сопротивления

,049

,049

Значимое различие р=049

17

Создание безопасности

2,3000

2,0000

Значимых различий нет

18

Исключение вне семейных влияний

2,7667

2,9310

Значимых различий нет

19

Подавление агрессивности

,071

,072

Различия по уровню тенденций

20

Вмешательство в мир ребенка

2,5667

2,6897

Значимых различий нет

21

Стремление ускорить развитие ребенка

2,3333

2,5172

Значимых различий нет

22

Черезмерная забота 

2,5667

2,6207

Значимых различий нет

23

Подавление сексуальности

,008

,008

Значимое различие р-008

 

Итог

18,4000

18,4000

Значимых различий нет

103

20,3103


 

 

 

 

 

Результаты исследования отношения родителей к ребенку по методике отношение родителей к ребенку Варга, Столина

Сравнение средних по критерию Стьюдента (русские, западные буряты)

 

Показатели

     Среднее

 

Уровень значимости

Русские

Западные буряты

1

Принятие-отвержение ребенка

,000

,000

Значимое различие р=000

2

Кооперация

5,7097

5,5484

Значимых различий нет

3

Симбиоз

,065

,065

Различия по уровню тенденций

4

Авторитарная гиперсоциализация

,076

,077

 

5

Отношение к неудачам ребенка

-,0323

,7419

Значимых различий нет


Сравнение средних по критерию Стьюдента (Русские, восточные буряты)

 

Показатели

     Среднее

 

Уровень значимости

Русские

Западные буряты

1

Принятие-отвержение ребенка

,000

,000

Значимое различие р=000

2

Кооперация

5,7097

7,6452

Значимых различий нет

3

Симбиоз

4,7742

4,2258

Значимых различий нет

4

Авторитарная гиперсоциализация

,023

,023

Значимое различие р=023

5

Отношение к неудачам ребенка

-,0323

,9677

Значимых различий нет


 

 

Сравнение средних по критерию Стьюдента (Западные, восточные буряты)

 

Показатели

     Среднее

 

Уровень значимости

Русские

Западные буряты

1

Принятие-отвержение ребенка

,010

,010

Значимое различие р=010

2

Кооперация

5,5484

7,6452

Значимых различий нет

3

Симбиоз

4,0000

4,2258

Значимых различий нет

4

Авторитарная гиперсоциализация

4,4839

4,8387

Значимых различий нет

5

Отношение к неудачам ребенка

,7419

,9677

Значимых различий нет

Информация о работе Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье