Эмпирические методы исследования в современной науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) – в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

Введение

     Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) – в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.

     В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания: эмпирический и теоретический. Им соответствуют  два взаимосвязанных, но в то же время  специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое исследование и теоретическое исследование.

     Эмпирическое  научное исследование – исследование, основанное на получении, анализе и  обобщении опытных данных. 

     Учёных, которые считают эмпирическое познание главным, называют «практиками», а сторонников  теоретического исследования соответственно «теоретиками». Возникновение двух противоположных школ науки, обусловлено  частым несоответствием результатов  теоретического исследования и практического  опыта.

     В истории познания сложились две  крайние позиции по вопросу о  соотношении эмпирического и  теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное  знание как целое к эмпирическому  уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в  их обобщении, что делает невозможным  выявление объективных законов. К тому же результату приходят и  тогда, когда признают недостаточность  голых фактов и необходимость  их теоретического осмысления, но не умеют  оперировать понятиями и принципами или делают это некритически и неосознанно.

     Научный метод как таковой разделяется  на методы, используемые на каждом уровне исследования. Таким образом, выделяются эмпирические и теоретические методы.

     Эмпирические  методы:

     Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

     Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

     Измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

     Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий[1, с.28].

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что эмпирические методы научного исследования, благодаря точным экспериментам, позволяют исследователю делать точные и неопровержимые выводы, на которых держится современная фундаментальная наука.

     Цель  исследования – изучить сущность эмпирических методов, рассмотреть основные эмпирические методы исследования, определить роль эмпирических методов исследования в современной науке.

     Задачи  исследования следующие:

  • дать полное понятие эмпирическим методам исследования;
  • выявить виды эмпирических методов;
  • рассмотреть основные виды эмпирических методов исследования;
  • рассмотреть часто применяемые эмпирические методы исследования в современной науке;
  • определить методологические аспекты;
  • определить место эмпирических методов исследования в современной науке.

     Предметом исследования является непосредственно сама современная наука. Наука – развивающаяся система знания, которая переходит в познании реальности с одного горизонта на другой. Но на каждом горизонте разрабатываются лишь «опорные точки», позволяющие продвинуться дальше в общем понимании реальности.

      Методологической  основой исследования послужили общефилософские принципы и методы исследования в книгах и учебниках известных авторов и материалы с интернета по данной теме.

     Объем курсовой работы состоит из 27 страниц. Структура данной работы состоит из 3 глав, введения, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I Теоретические основы эмпирических методов исследования

    1. Общее понятие эмпирических методов исследования
 

     В конце XVII-XVIII веках сначала физика в исследованиях И. Ньютона, затем  химия в лице Лавуазье встали на путь количественного исследования, затем то же произошло и в других естественно научных дисциплинах. Применения математики, столь же характерно для современного естествознания как  применение экспериментальных методов, логическая стройность, строго дедуктивный  характер построений, общеобязательность выводов математики, делали ее прекрасной опорой для естествознания. Достоинство математизации естествознания чрезвычайно многообразны. Во-первых, во многих случаях математика играет роль универсального языка естествознания, прекрасно подходящего для лаконичной и точной фиксации различных положений. Во-вторых, математика может служить источником моделей, алгоритмических схем, для связей, отношений и процессов, составляющих предмет естествознания. Разумеется, любая математическая модель это своего рода упрощение, но упрощение в данном случае не тождественно огрублению, это скорее выявление сущностных особенностей объекта. Поскольку в математических формулах и уравнениях воспроизведены некие общие связи и отношения, реального мира, они могут повторяться в разных его областях. На этом построен метод естественно научного исследования, который называют математической гипотезой, в ней не создают математическое описание природных объектов, а пытаются готовой математической модели подобрать соответствие в природе. Часто исходная математическая формула заимствуется из смежной и даже не смежной области знания, в нее подставляются значения, иной природы, а затем проверяют, совпадение рассчитанного и реального поведения объекта. Разумеется, применимость этого метода ограничена теми дисциплинами, которые уже накопили, достаточно богатый математический арсенал. В целом значение математики в современном естествознании невозможно переоценить, сейчас ни одна теоретическая интерпретация не считается полностью завешенной, если не удается создать математическую модель изучаемого явления. Однако не следует думать, что все естествознание может быть сведено к математике, построение формальных систем, моделей, алгоритмических схем, это только метод, одна из сторон научного поиска. Развивается наука прежде всего как содержательное, неформализованное, неалгоритмизироанное знание.

     Большое значение в современной науке  приобрели статистические методы, позволяющие  определять средние значения характеризующие  всю совокупность изучаемых явлений  или предметов. Применение статистического  метода не позволяет ученым предсказывать  поведение отдельного индивида в  совокупности, можно лишь утверждать, что он будет вести себя определенным образом с определенной вероятностью. Статистические законы применяются  только к большим совокупностям. Приемы получения количественной информации представлены двумя видами операций – счетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. Как метод получения точной количественной информации в операции счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно существующие количественные отношения.

     Следует осознавать, что числовые формы и  знаки выполняют как в научном, так и обыденном знании самые  различные функции, из которых не все связаны с измерением:

  • являются средствами наименования, своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метками;
  • являются орудием счета;
  • выступают в качестве знака для обозначения определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого свойства;
  • являются средством установления равенства интервалов или разностей;
  • являются знаками, выражающими количественные отношения между качествами, т. е. средствами выражения величин.

     Рассматривая  различные шкалы, основанные на использовании  чисел, необходимо различать эти  функции, которые попеременно выполняются  то особой знаковой формой чисел, то числами, выступающими в качестве смысловых  значений соответствующих числовых форм. С этой точки зрения очевидно, что шкалы наименований, примерами  которых является нумерация спортсменов  в командах, автомобилей в Госавтоинспекции, автобусных и трамвайных маршрутов  и т. п., не являются ни измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь  числовые формы выполняют функцию  наименования, а не счета.

     Серьезной проблемой остается метод измерения  в социальных и гуманитарных науках. Это прежде всего трудности сбора  количественной информации о многих социальных, социально-психологических  явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы выделения  дискретных элементов и сам объективный  анализ не только в силу особенностей объекта, но и из-за вмешательства  в ненаучных ценностных факторов – предрассудков обыденного сознания, религиозного мировоззрения, идеологических или корпоративных запретов и  др.. Известно, что многие так называемые оценки, например знаний учащихся, выступлений  участников соревнований и конкурсов  даже самого высокого уровня, часто  зависят от квалификации, честности, корпоративности и иных субъективных качеств педагогов, судей, членов жюри. По-видимому, такого рода оценивание не может быть названо измерением в  точном смысле слова, которое предполагает, как определяет наука об измерениях – метрология, сравнение путем  физической (технической) процедуры  данной величины с тем или иным значением принятого эталона  – единицы измерения и получение  точного количественного результата.

     Как знание научные факты отличаются высокой степенью (вероятностью) истинности, поскольку в них фиксируется  «непосредственно данное», описывается (а не объясняется или интерпретируется) непосредственно сам фрагмент действительности. Факт дискретен, а следовательно, до известной степени локализован  во времени и пространстве, что  придает ему определенную точность, и тем более потому, что он –  очищенное от случайностей статистическое резюме эмпирических данных или знание, отражающее типичное, существенное в  объекте. Но научный факт одновременно и относительно истинное знание, он не абсолютен, но релятивен, т. е. способен к дальнейшему уточнению, изменению, поскольку «непосредственно данное»  включает элементы субъективного; описание никогда не может быть исчерпывающим; изменяются и сам объект, описываемый  в факте-знании, и язык, на котором  осуществляется описание. Будучи дискретным, научный факт вместе с тем включен  в изменяющуюся систему знания, исторически  изменяется и само представление  о том, что есть научный факт.

     Поскольку в структуру научного факта входит не только та информация, которая зависит  от чувственного познания, но и ее рациональные основания, то встает вопрос о роли и формах этих рациональных компонент. Среди них логические структуры, понятийный аппарат, в том числе  математический, а также философско-методологические и теоретические принципы и предпосылки. Особо важную роль играют теоретические  предпосылки получения, описания и  объяснения (интерпретации) факта. Без  таких предпосылок часто нельзя даже обнаружить те или иные факты, а тем более понять их. Наиболее известные из истории науки примеры  – это обнаружение астрономом И. Галле планеты Нептун по предварительным  расчетам и предсказаниям У. Леверье; открытие химических элементов, предсказанных  Д. И. Менделеевым в связи с  созданием им периодической системы; обнаружение позитрона, теоретически рассчитанного П. Дираком, нейтрино, предсказанного В. Паули.

     В естествознании факты, как правило, предстают уже в теоретических  аспектах, так как исследователи  пользуются приборами, в которых  опредмечены теоретические схемы; соответственно, эмпирические результаты подвергаются теоретическому истолкованию. Однако при всей важности этих моментов они не должны быть абсолютизированы. Как показывают исследования, на любом  этапе развития той или иной естественной науки можно обнаружить обширный слой фундаментальных эмпирических фактов и закономерностей, которые  еще не осмыслены в рамках обоснованных теорий.

Информация о работе Эмпирические методы исследования в современной науке