Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа
Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) – в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.
Введение
Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) – в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.
В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания: эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое исследование и теоретическое исследование.
Эмпирическое научное исследование – исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных данных.
Учёных, которые считают эмпирическое познание главным, называют «практиками», а сторонников теоретического исследования соответственно «теоретиками». Возникновение двух противоположных школ науки, обусловлено частым несоответствием результатов теоретического исследования и практического опыта.
В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. К тому же результату приходят и тогда, когда признают недостаточность голых фактов и необходимость их теоретического осмысления, но не умеют оперировать понятиями и принципами или делают это некритически и неосознанно.
Научный метод как таковой разделяется на методы, используемые на каждом уровне исследования. Таким образом, выделяются эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические методы:
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий[1, с.28].
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что эмпирические методы научного исследования, благодаря точным экспериментам, позволяют исследователю делать точные и неопровержимые выводы, на которых держится современная фундаментальная наука.
Цель исследования – изучить сущность эмпирических методов, рассмотреть основные эмпирические методы исследования, определить роль эмпирических методов исследования в современной науке.
Задачи исследования следующие:
Предметом исследования является непосредственно сама современная наука. Наука – развивающаяся система знания, которая переходит в познании реальности с одного горизонта на другой. Но на каждом горизонте разрабатываются лишь «опорные точки», позволяющие продвинуться дальше в общем понимании реальности.
Методологической основой исследования послужили общефилософские принципы и методы исследования в книгах и учебниках известных авторов и материалы с интернета по данной теме.
Объем
курсовой работы состоит из 27 страниц.
Структура данной работы состоит из 3 глав,
введения, заключения и списка использованных
источников.
Глава I Теоретические основы эмпирических методов исследования
В
конце XVII-XVIII веках сначала физика
в исследованиях И. Ньютона, затем
химия в лице Лавуазье встали на
путь количественного исследования,
затем то же произошло и в других
естественно научных
Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения характеризующие всю совокупность изучаемых явлений или предметов. Применение статистического метода не позволяет ученым предсказывать поведение отдельного индивида в совокупности, можно лишь утверждать, что он будет вести себя определенным образом с определенной вероятностью. Статистические законы применяются только к большим совокупностям. Приемы получения количественной информации представлены двумя видами операций – счетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. Как метод получения точной количественной информации в операции счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно существующие количественные отношения.
Следует осознавать, что числовые формы и знаки выполняют как в научном, так и обыденном знании самые различные функции, из которых не все связаны с измерением:
Рассматривая
различные шкалы, основанные на использовании
чисел, необходимо различать эти
функции, которые попеременно
Серьезной
проблемой остается метод измерения
в социальных и гуманитарных науках.
Это прежде всего трудности сбора
количественной информации о многих
социальных, социально-психологических
явлениях, для которых во многих
случаях отсутствуют
Как
знание научные факты отличаются
высокой степенью (вероятностью) истинности,
поскольку в них фиксируется
«непосредственно данное», описывается
(а не объясняется или
Поскольку
в структуру научного факта входит
не только та информация, которая зависит
от чувственного познания, но и ее рациональные
основания, то встает вопрос о роли
и формах этих рациональных компонент.
Среди них логические структуры,
понятийный аппарат, в том числе
математический, а также философско-
В
естествознании факты, как правило,
предстают уже в теоретических
аспектах, так как исследователи
пользуются приборами, в которых
опредмечены теоретические
Информация о работе Эмпирические методы исследования в современной науке