Эмпирические методы исследования в современной науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) – в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

     Эмпирический  закон – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического  знания, с помощью индуктивных  методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным  путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента. В этом его отличие как формы знания от теоретического закона – достоверного знания, которое формулируется с  помощью математических абстракций, а также в результате теоретических  рассуждений, главным образом как  следствие мысленного эксперимента над идеализированными объектами.

     Исследования  последних десятилетий показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, переход  на качественно иной уровень познания, требующий творчества и таланта  исследователя. Это подтверждается, в частности, многочисленными высказываниями А. Эйнштейна о том, что нет  логически необходимого пути от опытных  данных к теории; понятия, возникающие  в процессе нашего мышления[9, с.382]. 

    1.   Роль эмпирических методов исследования в современной науке
 

     Эмпирические  методы исследования основаны на фактах и существуют благодаря «твердым (неопровержимым) данным». Не считая этого, эмпирические методы исследования используют научный метод, в отличие от других исследовательских методологий. Так  как эмпирические методы исследования получаются с помощью «твердых данных»  требуется высокая внутренняя согласованность  и устойчивость средств измерения. В данной ситуации они (средства измерения) играют роль того независимого и зависимого переменного, который привлекается, чтобы сделать научное изучение. Благодаря внутренней согласованности  и  стандартности средств измерения  и основывается условие устойчивости, то есть получение верификабельных результатов, которым можно всецело доверять. Средство измерения, в свою очередь, не может быть высоко или довольно надежным, если такое средство, поставляет "сырую" и непроверенную информацию, чтобы сделать последующий анализ. Тогда, когда не удовлетворяется это требование в систему дисперсии закрадываются  ошибки, и получаются неоднозначные или вводящие в заблуждение результаты. Эмпирические методы исследования зависят  от адекватной и эффектной методики научного исследования, с помощью которых получаются надежные и валидные данные, которые возможно было бы легко распространять на совокупности событий, то есть вывести определенные законы. Однако многие теоретические и эмпирические методы исследования, применяемые, чтобы анализировать эмпирические данные, предполагают отборы и распределения, которые испытуются по экспериментальному условию (группе).  Эмпирические методы исследования, в общем, неизбежно связаны с применением точных измерений даже там, где это затруднительно. К примеру, используют, главным образом, наблюдаемый или воспринимаемый образец поведения, самоотчет, и другой психологический феномен. Главное, чтобы данные меры получились довольно точными. В противной ситуации, теоретические и эмпирические методы исследования будут обладать ошибочными преимуществами. Когда используется психометрия, исследователи сталкиваются с такими важными проблемами:

  • грубость даже самого совершенного и надежного инструмента, доступного для проведения измерения;
  • а также тем, что любые психологические измерения являются не прямыми, а опосредованными.
 

      Никакие психологические свойства невозможно измерять непосредственно, возможно измерять лишь их предполагаемые проявления в поведении. Информация, получаемая, благодаря измерениям, является только наблюдаемым значением переменных. «Истинное» значение всегда остается неизвестным. Его, возможно, только оценивать, и на эту оценку влияет величина ошибки.     

  В эмпирических методах исследования существуют некоторые переменные, влияющие на эксперимент: это наличие независимых переменных, зависимых переменных и промежуточных, или посторонних, переменных. Первые переменные включены к экспериментальному плану с помощью самого исследователя; другие переменные не вводит исследователь, однако они всегда есть в эксперименте — и им требуется контроль. Переменные, которые являются независимыми, связываются с условиями окружения, к которым возможна манипуляция во время эксперимента, или отображение этих условий. Переменные, которые считаются зависимыми, связаны с поведенческим результатом или отображением его. Суть эксперимента - это варьирование условий окружения и наблюдение происходящего, одновременный контроль (или устраняется эффект) влияние на них любого другого (постороннего) переменного. Контролировать переменные в эксперименте возможно с помощью экспериментального плана, либо используя статистические методы.

     Таким образом, эмпирические методы научного исследования, благодаря точным экспериментам, позволяют исследователю делать точные и неопровержимые выводы, на которых держится современная фундаментальная наука[10, с.1]. 
 
 
 
 

Заключение 

   
  1. Современная наука достигла своего нынешнего  уровня во многом благодаря развитию своего инструментального набора –  методов научного исследования. Все  существующие сейчас научные методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством  является общая цель – установление истины, главным различием – подход к исследованию.
  2. Эмпирические методы:

     Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

     Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

     Измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

      Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

      Математические  методы – в ней не создают математическое описание природных объектов, а пытаются готовой математической модели подобрать соответствие в природе.

      Статистические  методы – позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых явлений или предметов.

  1. Наблюдение является первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне научного познания.

     Особенности научного наблюдения:

  • опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения;
  • служит решению определенной теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке существующих гипотез;
  • имеет обоснованный планомерный и организованный характер;
  • является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения;
  • использует специальные средства наблюдения – микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно расширяя тем самым область и возможности наблюдения.

     Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: определение  задачи и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый  объект и наиболее обеспечивающего  сбор необходимой информации; выбор  способов регистрации наблюдаемых  явлений; обработка и интерпретация полученной информации.

  1. И наблюдение, и измерение включены в такой сложный базовый метод науки, как эксперимент. В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования различных приборов и экспериментальных средств.

     Анализ  эксперимента как научной деятельности позволяет выделить систему необходимых исследовательских этапов:

     I теоретический этап исследования (постановка проблемы). На этом  этапе решаются следующие задачи:

  • формулировка проблемы и темы исследования,
  • определение объекта и предмета исследования,
  • определение экспериментальных задач и гипотез исследования.

     II методический этап исследования. На этом этапе разрабатывается  методика эксперимента и экспериментального  плана. 

     III экспериментальный этап. На этом  этапе осуществляется непосредственное  проведение опытов, связанное с  созданием экспериментальной ситуации, наблюдением, управлением ходом  эксперимента и измерением реакций испытуемых.

     IV аналитический этап. На этом этапе  осуществляется количественный  анализ результатов (математическая  обработка), научная интерпретация  полученных фактов, формулирование  новых научных гипотез и практических рекомендаций.

  1. Исследования последних десятилетий показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, переход на качественно иной уровень познания, требующий творчества и таланта исследователя. Это подтверждается, в частности, многочисленными высказываниями А. Эйнштейна о том, что нет логически необходимого пути от опытных данных к теории; понятия, возникающие в процессе нашего мышления.
  2. Эмпирические методы исследования основаны на фактах и существуют благодаря «твердым (неопровержимым) данным». Не считая этого, эмпирические методы исследования используют научный метод, в отличие от других исследовательских методологий. Так как эмпирические методы исследования получаются с помощью «твердых данных» требуется высокая внутренняя согласованность и устойчивость средств измерения. В данной ситуации они (средства измерения) играют роль того независимого и зависимого переменного, который привлекается, чтобы сделать научное изучение.
  3. Таким образом, эмпирические методы научного исследования, благодаря точным экспериментам, позволяют исследователю делать точные и неопровержимые выводы, на которых держится современная фундаментальная наука
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Ильин В.В. Философия науки: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360 с.
  2. Филипенко А. С. Основы научных исследований. К.: Академвидав, 2004. –620 с.
  3. Гришенко И. М. Основы научных исследований. К.: КНЕУ, 2001. – 396 с.
  4. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем . – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 372 с.
  5. Мишин В.М. Исследование систем. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 462 с.
  6. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д «Феникс», 1999. – 576 с.
  7. Стеченко Д. И., Чмир О. С. Методология научных исследований. К.: ВД «Профессионал», 2005. – 473 с.
  8. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания. – М.: «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.
  9. Ивин А.А. Современная философия науки. – М.: Высш. шк., 2005. – 592 с.
  10. Дмитрий Вознюк. «Эмпирические методы исследования в современной науке». – Статья с сайта: http://fb.ru/article/4306/empiricheskie-metodyi-issledovaniya-v-sovremennoy-nauke, 2011. – 1 с.

Информация о работе Эмпирические методы исследования в современной науке