Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа
Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) – в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.
Эмпирический
закон – это наиболее развитая
форма вероятностного эмпирического
знания, с помощью индуктивных
методов фиксирующего количественные
и иные зависимости, полученные опытным
путем, при сопоставлении фактов
наблюдения и эксперимента. В этом
его отличие как формы знания
от теоретического закона – достоверного
знания, которое формулируется с
помощью математических абстракций,
а также в результате теоретических
рассуждений, главным образом как
следствие мысленного эксперимента
над идеализированными
Исследования
последних десятилетий
Эмпирические методы исследования основаны на фактах и существуют благодаря «твердым (неопровержимым) данным». Не считая этого, эмпирические методы исследования используют научный метод, в отличие от других исследовательских методологий. Так как эмпирические методы исследования получаются с помощью «твердых данных» требуется высокая внутренняя согласованность и устойчивость средств измерения. В данной ситуации они (средства измерения) играют роль того независимого и зависимого переменного, который привлекается, чтобы сделать научное изучение. Благодаря внутренней согласованности и стандартности средств измерения и основывается условие устойчивости, то есть получение верификабельных результатов, которым можно всецело доверять. Средство измерения, в свою очередь, не может быть высоко или довольно надежным, если такое средство, поставляет "сырую" и непроверенную информацию, чтобы сделать последующий анализ. Тогда, когда не удовлетворяется это требование в систему дисперсии закрадываются ошибки, и получаются неоднозначные или вводящие в заблуждение результаты. Эмпирические методы исследования зависят от адекватной и эффектной методики научного исследования, с помощью которых получаются надежные и валидные данные, которые возможно было бы легко распространять на совокупности событий, то есть вывести определенные законы. Однако многие теоретические и эмпирические методы исследования, применяемые, чтобы анализировать эмпирические данные, предполагают отборы и распределения, которые испытуются по экспериментальному условию (группе). Эмпирические методы исследования, в общем, неизбежно связаны с применением точных измерений даже там, где это затруднительно. К примеру, используют, главным образом, наблюдаемый или воспринимаемый образец поведения, самоотчет, и другой психологический феномен. Главное, чтобы данные меры получились довольно точными. В противной ситуации, теоретические и эмпирические методы исследования будут обладать ошибочными преимуществами. Когда используется психометрия, исследователи сталкиваются с такими важными проблемами:
Никакие психологические свойства невозможно измерять непосредственно, возможно измерять лишь их предполагаемые проявления в поведении. Информация, получаемая, благодаря измерениям, является только наблюдаемым значением переменных. «Истинное» значение всегда остается неизвестным. Его, возможно, только оценивать, и на эту оценку влияет величина ошибки.
В эмпирических методах исследования существуют некоторые переменные, влияющие на эксперимент: это наличие независимых переменных, зависимых переменных и промежуточных, или посторонних, переменных. Первые переменные включены к экспериментальному плану с помощью самого исследователя; другие переменные не вводит исследователь, однако они всегда есть в эксперименте — и им требуется контроль. Переменные, которые являются независимыми, связываются с условиями окружения, к которым возможна манипуляция во время эксперимента, или отображение этих условий. Переменные, которые считаются зависимыми, связаны с поведенческим результатом или отображением его. Суть эксперимента - это варьирование условий окружения и наблюдение происходящего, одновременный контроль (или устраняется эффект) влияние на них любого другого (постороннего) переменного. Контролировать переменные в эксперименте возможно с помощью экспериментального плана, либо используя статистические методы.
Таким
образом, эмпирические методы научного
исследования, благодаря точным экспериментам,
позволяют исследователю делать
точные и неопровержимые выводы, на
которых держится современная фундаментальная
наука[10, с.1].
Заключение
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Математические методы – в ней не создают математическое описание природных объектов, а пытаются готовой математической модели подобрать соответствие в природе.
Статистические методы – позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых явлений или предметов.
Особенности научного наблюдения:
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: определение задачи и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации; выбор способов регистрации наблюдаемых явлений; обработка и интерпретация полученной информации.
Анализ эксперимента как научной деятельности позволяет выделить систему необходимых исследовательских этапов:
I
теоретический этап
II
методический этап
III
экспериментальный этап. На этом
этапе осуществляется
IV
аналитический этап. На этом этапе
осуществляется количественный
анализ результатов (
Список
использованных источников
Информация о работе Эмпирические методы исследования в современной науке