Эмпирические методы исследования в современной науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) – в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

     Так, один из наиболее фундаментальных астрофизических  фактов расширения Метагалактики был  установлен в качестве статистического  резюме многочисленных наблюдений явления  «красного смещения» в спектрах удаленных галактик, проводившихся  с 1914 г., а также интерпретации  этих наблюдений как обусловленных  эффектом Доплера. Определенные теоретические  знания из физики для этого, разумеется, были привлечены, но включение этого факта в систему знания о Вселенной произошло независимо от разработки теории, в рамках которой он был понят и объяснен, т. е. теории расширяющейся Вселенной, тем более что она появилась много лет спустя после первых публикаций об открытии красного смещения в спектрах спиральных туманностей. Теория А. А. Фридмана помогла правильно оценить этот факт, который вошел в эмпирические знания о Вселенной до и независимо от нее. Это говорит об относительной самостоятельности и ценности эмпирического базиса научно-познавательной деятельности, «на равных» взаимодействующего с теоретическим уровнем познания[2, с.196]. 

    1. Основные  виды эмпирических методов исследования
 

     К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы  познавательной деятельности, а также  формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом  её. Их можно разделить на две  подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки  и систематизации полученного эмпирического  знания, а также на соответствующие  им формы этого знания. Это может  быть представлено с помощью списка:

  • наблюдение — способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных;

     Наблюдение  — это целенаправленный процесс  восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в  описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

     Виды:

  • непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;
  • опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.
  • изучение первичной документации – основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее;
  • сравнение – позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;
  • измерение – способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;

     Измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств  и единиц измерения.

  • нормативный – предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей системы позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели; нормативы могут: определить состав и содержание функций, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип и др. выступать в качестве нормативов определяющих норм (например, затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов, управляемости, числа допустимых уровней управления, трудоемкости выполнения функций) и укрупненных величин, определяемых в виде отношения к какому-либо комплексному показателю (например, норматив оборачиваемости оборотных средств; все нормы и нормативы должны охватывать всю систему в целом, быть научно обоснованными, иметь прогрессивный и перспективный характер);
  • эксперимент — основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.

     Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.

     Эксперимент делится на следующие этапы:

  • Сбор информации;
  • Наблюдение явления;
  • Анализ;
  • Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
  • Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

     При рассмотрении этих методов следует  учитывать, что в списке они расположены  по степени нарастания активности исследователя. Разумеется, наблюдение и измерение  входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как  самостоятельные методы, широко представленные во всех науках[3, с.79]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

       Глава II Часто применяемые эмпирические методы исследования в современной  науке

     2.1 Наблюдение эмпирического научного познания 

     Наблюдение  является первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне научного познания. Как научное  наблюдение оно состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Особенности научного наблюдения:

  • опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения;
  • служит решению определенной теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке существующих гипотез;
  • имеет обоснованный планомерный и организованный характер;
  • является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения;
  • использует специальные средства наблюдения – микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно расширяя тем самым область и возможности наблюдения.

     Одно  из важных условий научного наблюдения состоит в том, что собранные  данные не носят только личный, субъективный характер, но при тех же условиях могут быть получены другим исследователем. Все это говорит о необходимой  точности и тщательности применения этого метода, где роль конкретного  ученого особенно значима. Это общеизвестно и само собой разумеется.

     Однако  в науке известны случаи, когда  открытия совершались благодаря  неточностям и даже ошибкам в результатах наблюдения. Теория или принятая гипотеза позволяет проводить целенаправленное наблюдение и обнаруживать то, что без теоретических ориентиров остается незамеченным. Однако следует помнить, что исследователь, «вооруженный» теорией или гипотезой, будет достаточно тенденциозным, что, с одной стороны, делает поиск более эффективным, но с другой – может отсеять все противоречивые явления, не укладывающиеся в данную гипотезу.

     В истории методологии данное обстоятельство породило эмпирический подход, в котором  исследователь стремился полностью  освободиться от какой-либо гипотезы (теории), с тем чтобы гарантировать  чистоту наблюдения и опыта. В  наблюдении активность субъекта еще  не направлена на преобразование предмета изучения. Объект остается недоступным  целенаправленному изменению и  изучению или сознательно ограждается  от возможных воздействий с целью  сохранения его – естественного  состояния, и это главное преимущество метода наблюдения. Наблюдение, особенно с включением измерения, может натолкнуть исследователя на предположение  о необходимой и закономерной связи, однако само по себе оно совершенно недостаточно для утверждения и  доказательства такой связи. Привлечение  приборов и инструментов неограниченно  расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых других недостатков. В наблюдении сохраняется зависимость наблюдателя от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оставаясь в границах наблюдения, изменять объект, управлять им и осуществлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в наблюдении носит относительный характер. Вместе с тем в процессе подготовки наблюдения и в ходе его осуществления ученый, как правило, прибегает к организационным и практическим операциям с объектом, что сближает наблюдение с экспериментом. Очевидно и другое – наблюдение представляет собой необходимую составляющую всякого эксперимента, и тогда его задачи и функции определяются в этом контексте.

     Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

     Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: определение  задачи и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый  объект и наиболее обеспечивающего  сбор необходимой информации; выбор  способов регистрации наблюдаемых  явлений; обработка и интерпретация полученной информации.

     Метод наблюдения состоит в фиксации и отражении поведенческих реакций другого человека. Наблюдатель при этом занимает пассивную позиции, он только наблюдает. Научное наблюдение имеет свои критерии. Наблюдателем должен быть профессионал-психолог, который хорошо осознает возможности данного метода. Только профессионал-психолог может правильно интерпретировать тот или иной факт. Наблюдатель-психолог может снять субъективизм суждений в отношении наблюдаемых фактов. Наблюдая за другими людьми, мы соотносим внутреннее содержание с внешними реакциями человека, но только профессионал-психолог может решить проблему меры соответствия внешних реакций и внутреннего содержания человека.

     Как правило, явление, подлежащее изучению, наблюдаются в обычных для  него условиях, без внесения каких-либо изменений. Одним из основных требований к данному методу является наличие  четкой целевой установки. В соответствии с целью должен быть определен  план наблюдения, зафиксированный в  схеме. Плановость и систематичность  наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент  случайности, свойственный житейскому наблюдению. Если наблюдение исходит  из четко осознанной цели, то оно  должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного  многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому  носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

     Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез. Психологическое истолкование внешних данных само непосредственно не дано, оно должно быть найдено на основе гипотез, которые должны быть в наблюдении проверены, т.е. описание должно переходить в объяснение - от этого зависит судьба научного исследования.

     Основное  преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно  позволяет изучать психические  процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части  должно дополняться другими методами исследования.

     Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении одного и того же лица и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных, наиболее характерных ситуациях. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

     Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда в течение ряда лет). Наблюдение может быть лабораторным и естественным. Лабораторное наблюдение - это наблюдение в искусственных условиях, чаще всего в лабораториях. Естественное наблюдение - это наблюдение в привычных для человека условиях и обстановке.

     Наблюдение может быть включенным и не включенным. При включенном наблюдении наблюдатель включается в ту деятельность, в которую вовлечены наблюдаемые. Наблюдаемые в данном случае ничего не знают о проводимом наблюдении. При не включенном наблюдении распределяются роли людей: одни из них - наблюдаемые, а другие - наблюдатели. Наблюдаемые знают о наблюдении.

     Метод наблюдения может быть структурированным и неструктурированным. В первом случае строго подразделяется структура наблюдаемых фактов. Во втором случае - наблюдение осуществляется за всей совокупностью фактов. Наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении происходит фиксация всех поведенческих реакций. Выборочное наблюдение предполагает ограничение области наблюдения.

     Наблюдение бывает непосредственным и опосредованным. При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Опосредованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, проводимом другим человеком.

     Метод наблюдения не лишен недостатков. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. Кроме того, наблюдение требует значительных затрат времени. 
Одна из разновидностей наблюдения - самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, заметках, дневниках человек анализирует свои чувства, мысли и переживания). Метод интроспекции (самонаблюдения) заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием. Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки. Однако, в сочетании с другими методами, метод самонаблюдения может давать положительные результаты[4, с. 255].
 

Информация о работе Эмпирические методы исследования в современной науке