Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа
Наука – основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) – в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.
2.2 Эксперимент - базовый
метод науки
И
наблюдение, и измерение включены
в такой сложный базовый метод
науки, как эксперимент. В отличие
от наблюдения эксперимент характеризуется
вмешательством исследователя в
положение изучаемых объектов, активным
воздействием на предмет исследования
различных приборов и экспериментальных
средств. Эксперимент представляет
собой одну из форм практики, где
сочетается взаимодействие объектов по
естественным законам и искусственно
организованное человеком действие.
Как метод эмпирического
Эксперимент проводится не стихийно, не наудачу, а для решения определенных научных проблем и познавательных задач, продиктованных состоянием теории. Он необходим как основное средство накопления в изучении фактов, составляющих эмпирический базис всякой теории, является, как и вся практика в целом, объективным критерием относительной истинности теоретических положений и гипотез.
Предметная
структура эксперимента позволяет
вычленить следующие три
На этой основе можно дать разветвленную классификацию экспериментов. В зависимости от качественного различия объектов исследования можно различать физический, технический, биологический, психологический, социологический и др.
Характер
и разнообразие средств и условий
эксперимента позволяют вычленить
прямой (натуральный) и модельный, полевой
и лабораторный эксперименты. Если
принять во внимание цели экспериментатора,
то различаются поисковые, измерительные
и проверочные виды экспериментов.
Наконец, в зависимости от характера
стратегии можно различать
Классический эксперимент строился на таких методологических предпосылках, которые в той или иной степени отражали представления Лапласа о детерминизме как однозначной причинно-следственной связи. Предполагалось, что, зная начальное состояние системы в некоторых постоянных условиях, можно предвидеть поведение этой системы в будущем; можно четко выделить изучаемое явление, реализовать его в желаемом направлении, строго упорядочить все мешающие факторы либо отвлечься от них как несущественных (например, исключить субъект из результатов познания).
Возрастающее
значение вероятностно-статистических
представлений и принципов в
реальной практике современной науки,
а также признание не только объективной
определенности, но и объективной
неопределенности и понимание в
связи с этим детерминации как
относительной неопределенности (или
как ограничения
Таким образом, эксперимент из однофакторного, жестко детерминированного, воспроизводящего однозначные связи и отношения, превратился в метод, учитывающий многие факторы сложной (диффузной) системы и воспроизводящий одно- и многозначные отношения, т. е. эксперимент приобрел вероятностно-детерминированный характер. Кроме того, сама стратегия эксперимента также часто не является жестко детерминированной и может меняться в зависимости от результатов на каждом этапе.
Материальные
модели отражают соответствующие объекты
в трех формах сходства: физического
подобия, аналогии и изоморфизма
как взаимно однозначного соответствия
структур. Модельный эксперимент
имеет дело с материальной моделью,
которая одновременно является как
объектом изучения, так и экспериментальным
средством. С введением модели структура
эксперимента существенно усложняется.
Теперь исследователь и прибор взаимодействуют
не с самим объектом, а лишь с
замещающей его моделью, вследствие
чего существенно усложняется
Экстраполяция как процедура переноса знаний с одной предметной области на другую – не наблюдаемую и неизученную – на основании некоторого выявленного отношения между ними относится к числу операций, обладающих функцией оптимизации процесса познания.
В
научном исследовании используются
индуктивные экстраполяции, в которых
закономерность, установленная для
одного вида объектов, переносится
с определенными уточнениями
на другие объекты. Так, установив, например,
для какого-то газа свойство сжатия
и выразив его в виде количественного
закона, можно экстраполировать это
на другие, неисследованные газы с
учетом их коэффициента сжатия. В точном
естествознании также применяется
экстраполяция, например при распространении
уравнения, описывающего некоторый
закон, на неизученную область (математическая
гипотеза), при этом предполагается
возможное изменение формы
Процедура переноса знаний, будучи лишь относительно самостоятельной, органически входит в такие методы, как индукция, аналогия, моделирование, математическая гипотеза, статистические методы и многие другие. В случае моделирования экстраполяция входит в операционную структуру этого вида эксперимента, состоящего из следующих операций и процедур:
Как
правило, в научном моделировании
используется выясненная аналогия, конкретными
случаями которой являются, например,
физическое подобие и физическая
аналогия. Следует отметить, что
условия правомерности аналогии
были разработаны не столько в
логике и методологии, сколько в
специальной инженерно-
Теория
подобия формулирует условия, при
которых обеспечивается правомерность
перехода от высказываний о модели
к высказываниям об объекте как
в том случае, когда модель и
объект принадлежат к одной и
той же форме движения (физическое
подобие), так и в том случае,
когда они принадлежат к
Геометрическое
подобие предполагает постоянное соотношение
между соответствующими линейными
размерами объекта и модели, их
площадями и объемами; кинематическое
подобие основано на постоянном соотношении
скоростей, ускорений и промежутков
времени, в течение которых сходные
частицы описывают
Рассмотренные эмпирические методы познания дают фактуальное знание о мире или факты, в которых фиксируются конкретные, непосредственные проявления действительности. Термин факт неоднозначен. Он может употребляться как в значении некоторого события, фрагмента действительности, так и в значении особого рода эмпирических высказываний – фактофиксирующих предложений, содержанием которых он является. В отличие от фактов действительности, которые существуют независимо от того, что о них думают люди, и поэтому не являются ни истинными, ни ложными, факты в форме предложений допускают истинностную оценку. Они должны быть эмпирически истинными, т. е. их истинность устанавливается опытным, практическим путем.
Не всякое эмпирическое высказывание получает статус научного факта, а точнее, предложения, фиксирующего научный факт. Если высказывания описывают лишь единичные наблюдения, случайную эмпирическую ситуацию, то они образуют некоторый набор данных, которые не обладают необходимой степенью общности. В естественных науках и в ряде социальных, например: экономике, демографии, социологии, как правило, имеет место статистическая обработка некоторого множества данных, позволяющая снять содержащиеся в них случайные элементы и вместо множества высказываний о данных получить высказывание-резюме об этих данных, которое и приобретает статус научного факта.
Экспериментальный метод представляет собой активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Основными достоинствами всех видов экспериментов является то, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в развитии научных знаний. Достаточно вспомнить тот факт, что психология - одна из древнейших наук - отделилась от философии в самостоятельную отрасль знаний только в середине XIX столетия, когда началось систематическое экспериментирование в психологии (В.Фехнер, Э.Вебер, В.Вундт и др.).
Метод эксперимента направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и предполагает активную позицию экспериментатора по отношению к испытуемому. При эксперименте меняется сама психика человека, он может измениться внешне и внутренне. Эксперимент - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает, что экспериментатор сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него, изменяя условия, при которых протекает явление.
Эксперимент позволяет неоднократно воспроизводить результаты, устанавливать количественные закономерности. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Эксперимент как метод психологии возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение. Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам. Изменился и сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях.
Анализ эксперимента как научной деятельности позволяет выделить систему необходимых исследовательских этапов:
I
теоретический этап
На этом этапе решаются следующие задачи:
а) формулировка проблемы и темы исследования,
б) определение объекта и предмета исследования,
Информация о работе Эмпирические методы исследования в современной науке